Дело №2а-750/ 2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Захаровой А.А.,
с участием административного истца -прокурора М..,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица А..,
заинтересованных лиц Кучембаева А.Н., Солонина А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-750/20 по административному иску Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Ульяновска о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности участок автомобильной дороги и содержать в нормативном состоянии как второстепенный проезд с одной полосой движения, обустроить пешеходный тротуар,
установил:
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился с уточненным административным иском к Администрации города Ульяновска о возложении обязанности включить в реестр муниципального имущества участок автомобильной дороги и содержать в нормативном состоянии как второстепенный проезд с одной полосой движения, обустроить пешеходный тротуар.
В обоснование уточненных административных исковых требований указано следующее.
В ходе проверки соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой района совместно с ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области по обращению гражданина Кучембаева А.Н. о нарушениях органами местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» законодательства при оформлении в собственность и содержании автомобильных дорог, было установлено, что участок автомобильной дороги, пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда, не включен в реестр муниципального имущества, то есть указанный объект является фактически бесхозяйным. Согласно актам совместных проверок названного участка установлено, что его дорожное покрытие имеет дефекты. При этом проведение работ на данном участке дороги в МБУ «Дорремстрой» не значится. По действующему законодательству к полномочиям органов местного самоуправления относится безопасность дорожного движения на соответствующей территории. Данная дорога пролегает вдоль нежилых зданий, в том числе Арбитражного суда Ульяновской области. По указанному участку осуществляется проезд транспортных средств к автосервису и гаражно-строительным кооперативам в двух направлениях, но фактически по одной полосе движения. Дорожная разметка отсутствует, часть дорожного полотна разрушено. Прокурор полагает, что в силу СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ*» указанный участок улично-дорожной сети относится к категории второстепенных проездов с одной полосой движения. В силу п. 11.7 вышеуказанного СП 42.13330.2016., с учетом таблицы 11.6, на данном участке должен быть обустроен тротуар, который отсутствует. При этом по данному участку передвигается достаточное количество пешеходов, в том числе несовершеннолетних, студентов. Прокурор района просит суд обязать Администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности участок автомобильной дороги, пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда как второстепенный проезд с одной полосой движения; просит обязать содержать данный участок в нормативном состоянии как второстепенный проезд с одной полосой движения в соответствии с требованиями СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75, ГОСТ <данные изъяты>. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля. Просил обязать Администрацию города Ульяновска обустроить пешеходный тротуар по всей длине второстепенного проезда, начиная от здания <адрес> до железнодорожного переезда.
В судебном заседании административный истец -прокурор М.. уточненный административный иск полностью поддержал по приведенным доводам. Указал, что категория участка дороги как второстепенный проезд определена по результатам замеров существующего участка дорожного полотна сотрудником ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области. На данном участке дороги осуществляется двухстороннее движение транспортных средств в обоих направлениях. Сообщил, что до указанного в иске участка дороги имеется частично тротуар, который прерывается, потому просит возложить на Администрацию города Ульяновска обязанность организовать обустройство тротуара в районе домов <адрес> в продолжение существующего тротуара вплоть до железнодорожного переезда. Поскольку имеются данные о долгосрочном закрытии железнодорожного переезда, то в рамках данного административного дела прокурор не усмотрел законных оснований для обращения с требованиями об участке дороги в продолжение указанного в иске участка (до <адрес>).
Представитель административного ответчика Администрации города Ульяновска по доверенности А. в судебном заседании с административным иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении. Просила учесть письменные возражения на административный иск. При этом не оспаривала, что участок дороги, пролегающей вдоль домов <адрес>, до настоящего времени не включен в реестр муниципального имущества, его содержание администрацией города не осуществляется, бюджетные средства на эти цели не выделяются. Полагает, что поскольку указанный в иске объект не является сооружением, не создана как объект недвижимости, и отсутствуют доказательства ее существования как объекта транспортной инфраструктуры, то фактическое использование как проезда не является основанием для понуждения органа местного самоуправления к принятию мер по принятию данного объекта на учет и включению в реестр муниципального имущества. Полагает, что прокурором не доказано, что указанный в иске участок включен в транспортную инфраструктуру, предназначен для движения транспортных средств, расположен на земельном участке в границах полосы отвода автомобильной дороги, имеет соответствующие конструктивные элементы. Данный участок по сведениям публичной кадастровой карты является въездной дорогой общего пользования, земельный участок под которым не поставлен на кадастровый учет. В исковых требованиях не содержатся индивидуально-определенные характеристики (размер, протяженность, описание) проезда и доказательства бесхозяйности объекта. Полагает, что спорный участок относится к техническому проезду, не является автомобильной дорогой, а технический проезд не предполагает наличие тротуара. Подтвердила, что <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, включена в реестр муниципального имущества, спорный участок является ответвлением от нее.
Сообщила, что ее позиция по делу как представителя заинтересованного лица Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации <адрес> аналогичная.
Заинтересованное лицо Кучембаев А.Н. в судебном заседании заявил, что не в полной мере поддерживает административный иск. Согласен с тем, что спорный участок должен быть включен в реестр муниципального имущества, но не как проезд, а как дорога 2 или 3 категории, исходя их ее транспортной, пешеходной, велосипедной загруженности. Указывает, что включение участка как второстепенный проезд повлечет соответствующее содержание данного имущества, что не защитит права и интересы неопределенного круга лиц – жителей обширного микрорайона и студентов УлГУ, которые пользуются названным участком для прохода и проезда. По данному участку осуществляется проход, в том числе (проезд) к школе № и детскому саду №, двум ГСК, Арбитражному суду, СТО. Дорожное полотно изношено, имеет многочисленные дефекты, то есть движение по ней не отвечает требованиям безопасности. Ширина дороги позволит оборудовать две полосы движения для движения в обоих направлениях. В настоящее время осуществляется движения транспортных средств в двух направлениях по одной полосе движения, что не безопасно. Замеры проводились в его присутствии по оставшейся части дорожного полотна. На указанном участке отсутствует тротуар, его необходимо обустроить. По данному факту он обращался с жалобами в прокуратуру. Он также не согласен с тем, что прокурор в иске не сформулировал требования по продолжению спорного участка <адрес> до пересечения с <адрес>, так как полагает, что официальное решение о закрытии железнодорожного переезда не представлено. Просил суд вынести решение о возложении на администрацию <адрес> обязанности включить в реестр муниципального имущества, содержать участок дороги без указания ее категории, а также обязать административного ответчика оборудовать данный участок тротуаром.
Заинтересованное лицо Солонин А.П. сообщил, что длительное время является владельцем доли земельного участка под гаражным боксом по адресу: <адрес>, примыкающего к указанному в иске участку дороги. Он указал, что на данном участке всегда было две полосы движения, но после проведения какой-то организацией земляных работ дорожное полотно было вскрыто, разрушено и не восстановлено, потому ширина дорожного полотна уменьшилась. При этом по дороге продолжают движение в двух направлениях транспортные средства к СТО, в ГСК, в том числе грузовые автомобили. Дорожное покрытие имеет дефекты, нарушена его целостность, о нем никто не заботится, частичный ремонт и уборку (в том числе, зимой от снега) осуществляется силами Солонина А.П. и его соседа по гаражу. Принятие решения оставляет на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, Центра дорожного и технического надзора пропаганды безопасности дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения (ЦдИТНПБДД ГИБДД), МБУ «Дорремстрой», Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, ГСК «Высотный», ГСК «Высотный -2», Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска, Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации г. Ульяновска, Управления по строительству администрации г. Ульяновска, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, ОАО «РЖД», Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель заинтересованного лица Финансового управления администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представлены письменные возражения на иск, согласно которым позиция аналогичная позиции административного ответчика. Просит в иске отказать.
Заинтересованные лица Подкаминский Н.Т.. Чехмалин А.Ю. в судебное заседание не явились, извещены, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих деле, свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Действующее законодательство презюмирует разумность и добросовестность действий участников гражданского оборота.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч.4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В силу разъяснений, данных в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Согласно Приложению № 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» в числе объектов, относящихся к муниципальной собственности, указаны объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п.9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч.9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В силу пункта 6 указанной статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ он определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, а его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения: программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 указанного ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п.2 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В данной норме установлено, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и в силу статьи 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу пункта 20 статьи 1, подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам местного значения городского округа относятся автомобильные дороги местного значения.
Согласно ч.1 ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч.5 ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой района совместно с ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области по обращению гражданина Кучембаева А.Н. о нарушениях органами местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» законодательства при оформлении в собственность и содержании автомобильных дорог, было установлено, что участок автомобильной дороги, пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда, не включен в реестр муниципального имущества.
По сообщению начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ участок дороги, пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда, в реестре муниципального имущества не числится.
По сообщению МБУ «Дорремстрой» от ДД.ММ.ГГГГ участок дороги, пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда, и далее до примыкания к <адрес> не входит в печень обслуживаемых данных учреждением дорог, согласно муниципальному заданию. Категория указанного участка не установлена.
По сведениям МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ названный участок дороги не числится в реестре федерального имущества.
Согласно актам совместных проверок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ названного участка установлено, что его дорожное покрытие проезжей части имеет дефекты.
Изложенное подтверждается также фотографиями, представленными в материалы дела прокурором и заинтересованным лицом Кучембаевым А.Н.
Таким образом, указанный объект является фактически бесхозяйным.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Ж.. сообщил, что является государственным инспектором дорожного надзора ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области. Он участвовал при проведении проверок с замерами участка улично-дорожной сети пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда (а также после указанного переезда). Дорожное покрытие изношено, разной ширины, имеет дефекты, движение по нему затруднительно. Исходя из ширины дорожного полотна на данном участке имеется одна полоса движения транспортных средств, но движение по ней осуществляется в обоих направлениях. На указанном участке разрешено двухстороннее движение. Тротуар вдоль названного участка отсутствует, а на предшествующем - имеется. Пешеходы передвигаются по проезжей части. На указанном участке установлен дорожный знак «Тупик», который устанавливался структурным подразделением Администрации г. Ульяновска. Данный участок относится к второстепенному проезду, исходя из его ширины.
По сообщению МБУ «Правый берег» от ДД.ММ.ГГГГ дорожная разметка на указанном участке отсутствует, установлен дорожный знак «Тупик».
В судебном заседании нашло свое подтверждение, что названный участок используется для проезда транспортных средств, движение осуществляется в двух направлениях, регулируется установленным дорожным знаком.
Из проекта планировки территории Железнодорожного района г. Ульяновска усматривается наличие названного участка как участка улично-дорожной сети в границах красных линий, с полосами отвода.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что участок вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда, отвечает признакам участка автомобильной дороги, согласно вышеприведенной ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
Данный участок находится в границах муниципального образования г. Ульяновск, находится в общем пользовании.
В силу изложенного и вышеприведенных нормативных положений, в том числе Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 данный участок автомобильные дороги в границах городской черты, как объект инженерной инфраструктуры общего пользования, является объектом, отнесенными к муниципальной собственности в силу закона независимо от того оформлено ли это право в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что уполномоченные органы администрации муниципального образования город Ульяновск должны включить в реестр муниципального имущества участок автомобильной дороги, пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда.
Доводы возражений стороны административного ответчика, заинтересованных лиц Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска, Финансового управления администрации г. Ульяновска о том, что участок дорога индивидуально не определен, что является препятствием для включения в реестр муниципального имущества, подлежат отклонению, так как данный участок автомобильной дороги в силу закона подлежит включению в названный реестр.
В силу п. 11.1 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП №*, при проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.
В силу приведенных выше норм закона, автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местного управления, должны быть включены в реестр муниципальной собственности, что в силу закона позволяет вести учет состояния дорог и их элементов, обеспечивает возможность контроля за проведением своевременного надлежащего ремонта, содержанием дороги и безопасностью движения по ней, что отвечает законным правам и интересам жителей МО г. Ульяновск, а также неопределенного круга лиц, использующих дороги.
Учитывая позицию прокурора, а также сообщение ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на сообщение УГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ, что железнодорожный переезд <адрес> через железнодорожные пути между <адрес> закрыт для проезда автомобилей в соответствии с приказом начальника КБЩ ЖД от ДД.ММ.ГГГГ №, суд не усматривает законных оснований для выхода за пределы заявленных административных исковых требований в части участка дороги по <адрес> после железнодорожного переезда.
В части требования прокурора о возложении обязанности включить названный участок автодороги в реестр муниципальной собственности как второстепенный проезд с одной полосой движения суд приходит к следующему.
В силу п. 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено в пп. 21.-2.3 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. ФИО10 52398-2005», техническая классификация автомобильных дорог: разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории. Класс автомобильной дороги- характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее. Категория автомобильной дороги- характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
В п. 5 данных Правил установлено, что отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.
В п.п. «г» п. 6 указанных Правил установлено, что классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации: в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
В п.1 указанного Порядка от 27.08.2009 N 150 установлено, что настоящий Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее - Порядок) определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно- эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.
В п.3 указанного Порядка от 27.08.2009 N 150 закреплено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Таким образом, административные исковые требования прокурора о включении названного участка автомобильной дороги как второстепенного проезда с одной полосой движения суд находит преждевременными, так как вопрос должен быть решен органом местного самоуправления по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации. Суд считает необходимым возложить на Администрацию города Ульяновска обязанность включить в реестр муниципального имущества участок автомобильной дороги, пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда, осуществив классификацию и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги в порядке, установленном действующим законодательством.
По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов (подп. "а" п. 7 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»).
В судебном заседании нашел подтверждение факт наличия дефектов дорожного покрытия указанного участка автомобильной дороги.
Согласно п.5.3 ГОСТ <данные изъяты> Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, установлены предельно допустимые повреждения покрытия, размеры дефектов покрытия и сроки их устранения, в зависимости от категории дороги.
Требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В ходе судебного разбирательства подтверждено и никем не оспаривалось, что указанный в иске участок дороги находится в ненадлежащем техническом состоянии. Данное обстоятельство нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу изложенного следует возложить на Администрацию города Ульяновска обязанность по содержанию участка автомобильной дороги, пролегающей вдоль домов <адрес> до железнодорожного переезда, в нормативном состоянии для дороги соответствующего класса и категории.
Прокурор также просит о возложении обязанности на Администрацию города Ульяновска обустроить тротуар на названном в административном иске участке.
В судебном заседании установлено, что в районе домов <адрес> отсутствует тротуар (пешеходная дорожка).
Изложенное подтверждено представленными фотографиями, актами проверки, показаниями свидетеля, а также пояснениями сторон.
В силу п. 4.5.1.1. ГОСТ <данные изъяты>. тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ <данные изъяты> тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей <данные изъяты> чел./сут.
Во исполнение п. 4.5.1.3. ГОСТ <данные изъяты>. тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.
В условиях сильно пересеченной местности при высоких насыпях или глубоких выемках, а также при прохождении дороги через заболоченные участки пешеходные дорожки могут быть размещены на откосах на присыпных бермах на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,5 м. При устройстве пешеходных дорожек в одном уровне с обочиной на расстоянии менее 3 м от проезжей части их отделяют от обочин при помощи дорожных ограждений (п. 4.5.1.5).
Число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения (п. 4.5.1.6.).
Во исполнение п. 4.5.1.7. ГОСТ <данные изъяты>. ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее <данные изъяты> м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее <данные изъяты> м.
Спорный участок дороги проходит по территории населенного пункта, имеет твердое покрытие. На нем отсутствует тротуар.
Отсутствие тротуара на рассматриваемом участке дороги создает реальную угрозу безопасности участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, и лишает их возможности безопасного передвижения на указанном участке дороги.
Согласно актам, представленным фотоизображениям участка местности - этот участок дороги относится к дороге с односторонней застройкой.
Как пояснил в судебном заседании свидетель Ж. обустройство тротуара на спорном участке возможно и целесообразно для безопасного движения пешеходов.
Таким образом, в силу вышеизложенного, в том числе п. 4.5.1.3. ГОСТ <данные изъяты>, тротуар на указанном участке должен быть установлен с одной стороны: в районе домов <адрес> в продолжение существующего тротуара по <адрес> до железнодорожного переезда в соответствии с требованиями пункта 4.5.1 ГОСТ <данные изъяты>. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4.5.1 ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░