Дело № 2-1111/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2012 года г.Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Балакиной А.В.,
при секретаре Андриевской М.С.
с участием прокурора Соболева Ю.Ю.,
истца – Бахиревой М.В.,
представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Пеленевой Л.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахиревой ФИО8 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, обязании предоставить земельный участок в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, обязать предоставить земельный участок в аренду с кадастровым номером № площадью 750 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>,
В обосновании иска указала, что является матерью ребенка-инвалида ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья истца не имела земельного участка ни в собственности, ни в бессрочном пользовании, ни по договору аренды. Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В газете «Нива» от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано сообщение о предоставлении земельного участка площадью 750 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ было направлено в администрацию Пермского муниципального района заявление о предоставлении ее семье в первоочередном порядке земельного участка по вышеуказанному адресу для личного подсобного хозяйства в аренду с размером годовой арендной платы <данные изъяты> рублей. Согласно ответа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, так как на сообщение о предоставлении земельного участка площадью 750 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> поступило более одного заявления, то предоставление земельного участка будет осуществлено путем проведения конкурса по продаже годового размера арендной платы, определенного в результате конкурса, в соответствии со ст. 8 ФЗ от 27.07.1998 года № 135. В рамках конкурса, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна. В связи с изложенным, истцу, действующей в интересах несовершеннолетней дочери-инвалида ФИО5 в предоставлении земельного участка без проведения торгов было отказано. Считает, что отказ незаконный и нарушает право несовершеннолетнего ребенка-инвалида. Просит признать данный отказ незаконным, признать право на получение для семьи истца в первоочередном порядке земельного участка, по вышеуказанному адресу и обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района предоставить земельный участок по договору аренды для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнила свои исковые требования. В окончательной редакция уточненных требованиях истец просит признать право на получение семьи истца в первоочередном порядке земельного участка без проведения торгов, признать отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предоставлении земельного участка истцу по вышеуказанному адресу незаконным и обязать сформировать в границах <адрес> или <адрес> земельный участок для личного подсобного хозяйства площадью не менее 0,1 га.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, пояснила, что администрация Пермского муниципального района не желает предоставлять ей земельный участок. Предложенные варианты свободных земельных участок с местоположением в <адрес>, сформированные для нее, ее не устраивают, так как отсутствуют коммуникации и ближайшая остановка находится далеко. <адрес>, находиться далеко от города. Поездки будут затруднительны и стоимость проезда до местоположения земельных участков также велика. Считает, что после получения ее заявления, испрашиваемый ей земельный участок в <адрес>, <адрес> не мог быть выставлен на торги.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Пеленева Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что заявление об участии в конкурсе на испрашиваемый земельный участок истцом не подавалось. Испрашиваемый земельный участок не свободен. Согласно конкурса, право аренды было по конкурсу предоставлено иному лицу. Истец заявку на конкурс не писала, а также ей в ходе судебного заседания предложены иные земельные участки, свободные от третьих лиц, однако истец отказалась. Однако, свободных земельных участков ни в <адрес>, ни в <адрес> нет. Считает, что в иске следует отказать, так как у ответчика согласно законодательства не предусмотрена обязанность по предоставлению земельных участков. Кроме того, земельные участки для личного подсобного хозяйства инвалидам предоставляется для целей улучшения жилищных условий. Доказательств того, что истец нуждается в улучшении жилищных условий отсутствуют.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявленияв орган местного самоуправления, в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
На основании ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, в том числе, относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В судебном заседании установлено следующее.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23.08.2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.
В силу пунктов 2.2.6 и 3.2.18 указанного Положения Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды, имеет право выступать Арендодателем земельных участков и заключать договоры аренды земельных участков.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 является ребенком-инвалидом (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Бахирева М.В. действуя в интересах ребенка-инвалида, обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу<адрес> на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал Бахиревой М.В. в предоставлении земельного участка в аренду, так как земельный участок предоставляется заявителю без проведения аукциона (конкурса) в случае отсутствия заявлений от иных лиц в течение 30 календарных дней со дня опубликования данного сообщения. Так как на данное сообщение поступило более одного заявления, то предоставление земельного участка будет осуществлено путем проведения конкурса по продаже годового размера арендной платы, определенного в результате проведенных оценочных работ. В рамках конкурса, проведение которого предполагается соблюдение определенных условий, реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна (л.д. 16).
При рассмотрении заявления Бахиревой М.В. было известно, что заявитель является родителем ребенка-инвалида, так как в приложении к заявлению была указана справка об инвалидности.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно абзацу 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Суд считает, что гражданин, являющийся инвалидом, имеет преимущественное право на получение земельного участка по отношению к другим гражданам, желающим получить этот же земельный участок, в том числе право на получение земельного участка без проведения торгов или аукциона. Данное право не является абсолютным, оно может быть ограничено на основании федерального закона, ограничение права гражданина-инвалида на первоочередное получение земельных участков для определенных видов разрешенного использования, может заключаться в том, что не любой земельный участок может быть предоставлен гражданину-инвалиду по его желанию.
Поскольку преимущественное право определено законом, а именно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нет необходимости признавать данное преимущество судом.
Испрашиваемый земельный участок необходим истцу для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается ее заявлением и пояснениями представителя истца в судебном заседании.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ под номером №, имеет площадь 750 кв.м., разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 84-87).
Указанный земельный участок находится в границах населенного пункта и считается приусадебным земельным участком (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о необходимости обязательного проведения торгов, так как право аренды земельного участка приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.
Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукцион»» и другие), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
При таких обстоятельствах при предоставлении инвалиду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору аренды торги по продаже права аренды не должны проводиться.
Суд считает, что отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предоставлении Бахиревой М.В. в аренду земельного участка для ведения личного подсобного является неправомерным, однако учитывая, что испрашиваемый земельный участок не свободен, а решение комиссии по земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ истцом не оспаривается, поэтому не имеется оснований для признания отказа незаконным на испрашиваемый земельный участок.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению испрашиваемого земельного участка истцу у Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отсутствует, так как до обращения гражданина-инвалида с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка юридическая судьба данного участка была определена и были реализованы необходимые мероприятия по подготовке к проведению конкурса по предоставлению земельного участка, а именно было ранее поданное заявление ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому был сформирован земельный участок (л.д. 99, 101).
В силу ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Анализируя содержание указанных норм, суд приходит к выводу о том, что указанные нормы не содержат указания на то, что предоставление гражданам свободных земельных участков, на основании одного лишь волеизъявления граждан является обязанностью органов местного самоуправления, и тот факт, что Бахирева М.В. имеет ребенка-инвалида, не может служить основанием для возложения на ответчика данной обязанности, поскольку обеспечение органом местного самоуправления работ по формированию земельного участка носит производный характер в зависимости от положительного решения органа местного самоуправления о предоставлении такового участка. Поскольку истец просит возложить обязанность по формированию земельных участков в границах Кондратовского или Савинского сельских поселений, которые отсутствуют как свободные, а земельные участки не конкретизированы, что противоречит ст. 11.1 ЗК РФ и ст. 7 Закона «О кадастре», то в требованиях о возложении на ответчика обязанностей по формированию земельных участков в границах Кондратовского или Савинского сельского поселения также следует отказать.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме, т.к. испрашиваемый земельный участок не свободен, на другие свободные земельные участки требования не заявлены. Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
В удовлетворении иска Бахиревой ФИО10 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка площадью 750 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства незаконным, обязании сформировать в границах <адрес> и <адрес> земельный участок для личного подсобного хозяйства, не менее 0,1 га, признании права на получение в первоочередном порядке земельного участка без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 17.07.2012 года.
Судья А.В.Балакина