Решение по делу № 2-2207/2014 ~ М-2231/2014 от 11.08.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2014 года                  г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Шевченко М.В.,

при секретаре Хадаевой Е.О.,

с участием старшего помощника прокурора Иркутского района Семеновой Е.Н.,

заявителя Газимова С.В., представителя заявителя Ш.Е.Ю., представителя заинтересованного лица - Иркутской районной территориальной избирательной комиссии - Ш.В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2207/2014 по заявлению Газимова С.В. о признании незаконным решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Сосновоборского муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Газимов С.В. обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Сосновоборского муниципального образования.

В обоснование заявления Газимов С.В. указал, что баллотировался на должность Главы Сосновоборского муниципального образования Иркутского района.

**/**/**** в Иркутскую территориальную избирательную комиссию им были поданы документы, включая подписные листы с подписями избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность Главы Сосновоборского муниципального образования.

**/**/**** рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, под руководством С.Л.В., были проверены подписные листы с подписями избирателей в количестве 14 штук, в результате чего выявили отсутствующие сведения в адресе места жительства избирателя, а именно: отсутствует наименование субъекта РФ и района. Рабочей группой подписи в количестве 14 признаны недействительными. В этот же день ему на руки выдали протокол проверки подписей, а также Ведомость.

**/**/**** он обратился к руководителю рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении муниципальных выборов **/**/****, - секретарю Иркутской районной территориальной избирательной комиссии С.Л.В. о принятии папки с подписными листами с подписями тех же избирателей, но с устраненными самими избирателями недочетами. Однако секретарь комиссии С.Л.В. незаконно отказала в выдаче подтверждения о приеме документов для регистрации кандидата на должность Главы Сосновоборского муниципального образования, ссылаясь на то, что раннее ему уже было выдано подтверждение. Эти действия (бездействия) руководителя рабочей группы, секретаря ....ной территориальной избирательной комиссии С.Л.В., поскольку избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, если такие документы представлены до истечения срока, указанного в настоящей части. Секретарь Иркутской районной территориальной избирательной комиссии С.Л.В. не исполнила обязанности по принятию от него документов, направленных для регистрации кандидата и не выдала подтверждение о принятии документов.

Данные нарушения пассивного избирательного права заявителя, повлекли в дальнейшем незаконное принятие Иркутской районной территориальной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации.

Исходя из ведомости проверки подписных листов от **/**/****, во всех подписных листах с подписью избирателей, адрес места жительства избирателей указан не полно, то есть отсутствует наименование субъекта Российской Федерации и наименование района, остальные сведения, как наименование населенного пункта - д. Сосновый Бор, а также наименование улицы, номер дома и квартиры указаны избирателями.

Согласно п.5 ст.2 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области № 94-оз от 16 декабря 2004 года «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области», Сосновоборское муниципальное образование расположено в Иркутском районе Иркутской области.

Согласно статье 16 Закона Иркутской области от 26 июня 2010 года № 49-оз «Об
административно-территориальном устройстве Иркутской области» перечень районов
области устанавливается Уставом Иркутской области.

В соответствии со статьей 13 Устава Иркутской области от 17 апреля 2009 года № 1 (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 года № 9/5-ЗС) административно-территориальными образованиями Иркутской области являются: 1) районы Иркутской области; 2) города и иные городские населенные пункты; 3) сельские населенные пункты; 4) районы в городах; 5) Усть-Ордынский Бурятский округ. Районами Иркутской области являются: Аларский, Ангарский, Балаганский, Баяндаевский, Бодайбинский, Боханский, Братский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Иркутский, Казачинско-Ленский, Катангский, Качугский, Киренский, Куйтунский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Слюдянский, Тайшетский, Тулунский, Усольский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Усть-Удинский, Черемховский, Чунский, Шелеховский, Эхирит-Булагатский. Районы Иркутской области входят в состав Иркутской области непосредственно.

Согласно «Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления», ОК 019-95 (ОКАТО) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 г. N 413), в Иркутской области имеется только один Иркутский район и одна деревня Сосновый Бор.

Учитывая данные обстоятельства, уровень выборов, принимая во внимание что д. Сосновый Бор Иркутского района, входит в Иркутскую область, другой деревни и района с таким названием в Иркутской области, Российской Федерации не имеется, в подписных листах указано, что сбор подписей проводится в поддержку кандидата на Главу Сосновоборского муниципального образования, указано также, что кандидат проживает в Иркутской области, а избиратели проживают в деревне Сосновый Бор, то есть то, что из имеющегося фактического текста подписных листов неоспоримо следует, что сбор подписей осуществляется в связи с выборами Главы Сосновоборского муниципального образования, что и отражает суть сбора подписей, такая запись не вводит в заблуждение избирательную комиссию относительно органа муниципальной власти, кандидатом на Главу которой он выдвигается. Таким образом, отсутствие в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации «Иркутская область», а также наименование «Иркутский район», в адресе места жительства избирателей не препятствует однозначному восприятию указанных сведений и исключает иное толкование данных об адресе места жительства названного лица. Кроме того, рабочая группа могла сделать запрос в Областное адресное бюро об уточнении сведений об избирателях.

В судебном заявлении заявитель Газимов С.В. и его представитель Ш.Е.Ю. заявление подержали по указанным доводам.

Представитель Иркутской районной территориальной избирательной комиссии Ш.В.Е. полагал, что заявление Газимова С.В. не подлежит удовлетворению, решение ТИК ИРМО об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования законно.

В соответствии с решением Иркутской районной избирательной комиссии от **/**/**** «О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата на должность Главы Сосновоборского муниципального образования» минимальное количество необходимых подписей составляет 10 штук, максимальное - 14. Таким образом, избирательная комиссия Иркутского районного муниципального образования могла принять подписи у кандидата на должность Главы Сосновоборского муниципального образования Газимова С.В. только в определённом количестве (не более 14 штук), и только в комплексе с иными документами, представляемыми на регистрацию.

Доводы заявления Газимова С.В. о том, что в данном случае он был вправе заменить представленные документы, оформленные с нарушением требований закона, несостоятельны, поскольку не основаны на законе, в частности, противоречат положениям статьи 38 Федерального закона от **/**/**** N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В своём заявлении Газимов С.В. ссылается на малозначительность отсутствия в сведениях о месте жительства кандидата указания на субъект Российской Федерации -Иркутская область и наименование района - Иркутский район. Данное заявление не соответствует действительности и противоречит как нормам действующего законодательства, так и правоприменительной практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

В связи с признанием всех 14 подписей избирателей недействительными, **/**/**** ТИК ИРМО приняла решение об отказе в регистрации Газимову С.В. кандидатом на должность Главы Сосновоборского муниципального образования. Основанием для отказа послужил пункт 7 части 1 статьи 63 Закона №116-03, то есть недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Само решение по всем формальным признакам соответствует требованиям статьи 62 Закона №116-03, предъявляемым к такого рода решениям.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав заключение прокурора Семеновой Е.Н., полагавшей необходимым оставить заявление без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно статье 72 (пункт «б» части 1) Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав, провозглашенных в статье 32 Конституции, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Порядок назначения, подготовки и проведения муниципальных выборов в Иркутской области предусмотрен Законом Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 декабря 2003 года № 72-оз.

В соответствии со статьей 25 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляют избирательные комиссии соответствующего уровня.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования в избирательную комиссию муниципального образования кандидатом должны быть представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей).

Частью 9 статьи 58 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» предусмотрено, что количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.

Согласно решению Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** определено количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата на должность Главы Сосновоборского муниципального образования, - 10, максимальное - 14.

Судом установлено, что Газимов С.В. дал согласие баллотироваться на должность Главы Сосновобоского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.

**/**/**** в Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию им представлены подписные листы в количестве 7 штук с подписями избирателей, всего 14 подписей избирателей в поддержку кандидата (максимально допустимое количество), что следует из подтверждения о приеме документов для регистрации кандидата на должность Главы Сосновоборского муниципального образования от **/**/****.

Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** Газимову С.В. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Сосновоборского муниципального образования на том основании, что в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата, в сведениях об избирателях в графе «адрес места жительства» отсутствуют наименование субъекта Российской Федерации и района.

Согласно ведомости проверки подписных листов от **/**/**** и протоколу проверки подписей избирателей в поддержку Газимова С.В. от **/**/**** 14 подписей из 14 представленных не содержали указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с законом, а именно, в адресе места жительства избирателя отсутствовали наименование субъекта Российской Федерации и района. Эти подписи обоснованно признаны недействительными.

Довод заявителя, что отсутствие указанных сведений является несущественным нарушением и не может повлечь недействительность подписи, является ошибочным.

    Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 58 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения (число, месяц, год), а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 постановления от **/**/**** «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил, что адрес места жительства, который указывается в подписном листе, должен содержать все перечисленные в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизиты. Адрес может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, например, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта (в случае проживания гражданина на межселенной территории).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в подписном листе адрес избирателя должен быть указан в соответствии с требованиями законодательства, в частности, содержать наименование субъекта Российской Федерации, района. Отсутствие в адресе места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации, района является основанием для признания подписей недействительными в соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установившим, что недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом.

Довод заявителя Газимова С.В. о том, что рабочая группа по приему и проверке документов необоснованно не заменила папку с подписными листами на другую папку с подписями тех же избирателей, но с устраненными самими избирателями недочетами, не основан на требованиях закона.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Таким образом, подписные листы с подписями избирателей замене не подлежат.

Кроме того, судом установлено, что вновь представляемая Газимовым С.В. в избирательную комиссию папка с подписными листами содержит по сравнению с прежней 8 новых подписей избирателей (Л.В.В., Л.В.А., Город…ва В.В., К.Ю.В., К.Л.И., З.Н.Ф., С.В.Я., С.Ю.П.). Эти подписи выходят за пределы максимально допустимых по количеству (14). Вместе с тем, исправленные шесть подписей не достаточны для необходимого минимума, предусмотренного законом (10).

Таким образом, для регистрации кандидатом в избирательную комиссию Газимовым С.В. не было представлено достаточного количества достоверных подписей, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием отказа в регистрации кандидата.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-198, главой 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении заявления Газимова С.В. о признании незаконным решения ....ной территориальной избирательной комиссии от **/**/**** об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы Сосновоборского муниципального образования отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 5 дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

    

    Судья                  (подпись)

Копия верна, подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-2207/2014 в Иркутском районном суде.

Судья М.В.Шевченко

Секретарь Е.О.Хадаева

2-2207/2014 ~ М-2231/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Газимов Сергей Викторович
Другие
Иркутский районный территориальный избирательный комитет
Секретарь Иркутской районной территориальной избирательной комиссии Сулунова Л.В.
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Шевченко М.В.
Дело на странице суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
12.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2014Передача материалов судье
12.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2014Судебное заседание
15.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее