Дело №2-1127/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Глобу Т. И.,
при секретаре Рудневой Е. Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 18 декабря 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» к Золотухиной И.И. о возврате излишне перечисленных сумм субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» обратилось в суд с иском к Золотухиной И. И. о возврате излишне перечисленных сумм субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование исковых требований указало, что с ДД.ММ.ГГГГ Золотухина И. И. являлась получателем субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Специалистами ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» выявлен факт предоставления ею ложных сведений о количестве лиц зарегистрированных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, на основании которых ей рассчитывалась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Золотухиной И. И. предоставлялись справки составом семьи 2 человека включая ФИО1 в то время как по данному адресу кроме ответчика Золотухиной И. И., ФИО1 зарегистрирован ФИО2., в связи с чем, сумма переплаты субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года составила <данные изъяты>. Поскольку ответчик отказывается в добровольном порядке вернуть излишне уплаченные ей суммы ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» просит взыскать с нее <данные изъяты> а также расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» Костина Г. Н. поддержала заявленные требования.
Ответчик Золотухина И. И. возражала против удовлетворения требований истца, ссылаясь на то, что зарегистрированный по ее адресу ФИО2. с ДД.ММ.ГГГГ в квартире не проживает, расходов по оплате коммунальных услуг не несет, в связи с чем, считает, что субсидия выплачивалась ей законно.
Представитель Золотухиной И. И. - адвокат Дуркин В. М. просил применить трехлетний срок исковой давности.
Заслушав объяснения представителя истца, ответчика и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утверждающим Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила), предоставляет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно п. 3 Правил право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственной или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного и жилищностроительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4 Правил). В случае если наниматели жилого помещения в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях (п. 5 Правил). Решения о предоставления субсидий принимаются органами государственной власти субъекта РФ или управомоченным им государственным учреждением (п. 7 Правил).
Пунктом 8 Правил установлено, что для получения субсидий граждане представляют заявление с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц,
проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его
семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии
разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного
жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган
учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном
порядке;
б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и
пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту
постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не
заверена);
в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с
заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о
предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан,
зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан
представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом
жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи,
учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные
предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют
документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для
избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового
органа;
д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и
коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о
предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате
жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о
предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан,
зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан
представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и
ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи
на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и
коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его
семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской
Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым
предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п.20 Правил).
Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, дифференцируются по поселениям, городским округам одного субъекта Российской Федерации, (ст.22 Правил).
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (п. 41 Правил), уполномоченные органы ежемесячно перечисляют средства на имеющиеся банковские счета (п45 Правил).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Золотухина И. И. обратилась в отдел по социальным вопросам администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг составом семьи 2 человека, включая совместно проживающего с ней по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес>, ФИО1., и перечислении субсидии на ее персонифицированный социальный счет. К указанному заявлению Золотухиной И. И. приложена справка председателя Жилищно-строительного кооператива № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающая, что по указанному адресу зарегистрированы: Золотухина И. И. и ФИО1. На основании заявления и представленных документов Золотухиной И. И. назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг составом семьи 2 человека.
Из материалов дела следует, что в последующем ответчиком Золотухиной И. И. представлялись справки о зарегистрированных совместно с ней по месту постоянного жительства лицах, содержащие сведения только о ней и ФИО1
В соответствии с п. 11 Правил уполномоченный орган вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидий. (п.14 Правил).
В судебном заседании установлено, что по запросу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» председателем Жилищно-строительного кооператива № представлена справка о лицах, зарегистрированных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, <адрес> (л.д.17). По данным справки в квартире по указанному адресу зарегистрированы 3 человека: ответчик Золотухина И. И., ФИО1., а также ФИО2 (зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время).
Таким образом, ответчиком предоставлялась заведомо недостоверная информация, имеющая существенное значение для предоставления субсидии, в результате чего, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма переплаты составила <данные изъяты>
В соответствии с п.п. «в» п. 60 Правил в случае представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) предоставление субсидии по решению уполномоченного органа прекращается.
Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.61 Правил).
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в адрес Золотухиной И. И. направлялось требование о добровольном возврате излишне уплаченной суммы субсидии, однако до настоящего времени требование Золотухиной И. И. не исполнено.
При таких обстоятельствах требования ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о взыскании с Золотухиной И. И. переплаты по субсидии являются законными и обоснованными.
Доводы ответчика о том, что зарегистрированный по ее адресу ФИО2. с ДД.ММ.ГГГГ в квартире не проживает, расходов по оплате коммунальных услуг не несет, что является по ее мнению основанием для отказа в удовлетворении требований истца признаны судом несостоятельными, поскольку в соответствии с п.п 6 п. 8 Правил для получения субсидий к заявлению должны быть приложены документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, а не фактически проживающих с ним. Так как сведений о снятии ФИО2. с регистрационного учета по указанному адресу ответчиком представлено не было, суд не принимает данные доводы во внимание.
Вместе с тем, представителем ответчика в судебном заседании было заявлено о пропуске срока исковой давности.
Статья 195 ГК РФ исковой давностью признает срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Представитель Золотухиной И. И. - адвокат Дуркин В. М. просил исключить из расчета переплаты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в виду пропуска исковой давности, поскольку исковое заявление ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» подано в ДД.ММ.ГГГГ, в то время как сведения о регистрации ФИО2. поступили истцу в ДД.ММ.ГГГГ
В виду отсутствия у представителя истца ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» Костиной Г. Н. возражений относительно применения срока исковой давности, суд приходит к выводу об отказе в иске в этой части, что составляет: <данные изъяты>. и взыскании переплаты субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ что составляет <данные изъяты>
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Золотухиной И. И. в пользу истца подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» удовлетворить частично.
Взыскать с Золотухиной И.И. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» выплаченную субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> а также расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>., а всего взыскать <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – 24.12.2012.
Судья Т. И. Глобу