Дело № 2а-5515/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 24 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Фахуртдиновой Р.Р.,
с участием представителя административного истца Купчиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к судебному приставу – исполнителю отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Малкину О.С, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора,
установил:
административный истец Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратился в суд с иском (с учётом заявления об уточнении требования) к судебному приставу – исполнителю ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Малкину О.С., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07.02.2020 на административного истца возложена обязанности обеспечить Антонова В.А. техническим средством реабилитации – креслом –коляской с ручным приводом для лиц с большим весом комнатной, согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 12.12.2017, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В целях исполнения вышеуказанного судебного акта от 07.02.2020 по обеспечению Антонова В.А. креслом-коляской с ручным приводом для лиц с большим весом комнатной, на основании ч. 19 ст. 22 Закона №44-ФЗ, распоряжения Правительства РФ от 18.09.2017 №1995-р Фонд для определения начальной (максимальной) цены контракта и проведения закупки на поставку TCP (кресла-коляски) 19.11.2020 разместил запросы цен на данную коляску в единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, Фондом после окончания срока приостановления исполнения решения Ленинского районного суда от 07.02.2020 осуществляются предусмотренные законом действия по его исполнению. После поступления от поставщиков ценовых предложений будет проведена процедура по заключению контракта на поставку кресло-коляски для Антонова В.Н.
Просили суд освободить Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению от 16.11.2020 №№.
В судебном заседании представитель административного истца просил иск удовлетворить, указав также, что в настоящее время Антонов В.Н. обеспечен ТСР.
Судебный пристав-исполнитель Малкин О.С., представитель УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, судом извещались.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07.02.2020 по делу №2-266/2020 на Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить Антонова В.А. техническим средством реабилитации – креслом –коляской с ручным приводом для лиц с большим весом комнатной, согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 12.12.2017, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение вступило в законную силу 02.06.2020.
На основании выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области 26.08.2020 в отношении должника Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации возбуждено исполнительное производство № №-ИП.
Согласно указанного постановления, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
В срок, предоставленный для добровольного исполнения, должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, в связи с чем 16.11.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска Малкиным О.С. в отношении Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб. 00 коп.
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, принятые меры к исполнению решения суда, а также то, что административный истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив государственный контракт на приобретение ТСР, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу о том, что не обеспечение Антонова В.А. TCP (креслом-коляской) в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения административного истца от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 16.11.2020 №№, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░