Дело №10RS0011-01-2021-000916-90
(2а-1541/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.,
при секретаре Паласеловой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ляховского Максима Сергеевича к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании постановления,
установил:
Ляховский М.С. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 14.10.2020 № 2810 «Об отказе во включении Ляховского М.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Петрозаводском городском округе». Иск мотивирован тем, что истец является лицом, относящимся к категории детей-сирот, жилого помещения в собственности не имеет. Согласно справки Администрации Мысковского городского округа от 05.06.2020 №95 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 03.10.2019 № 568. С января 2020 года истец изменил место жительства и проживает в городе Петрозаводске. Полагает, что с учетом места жительства имеет право на включение его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Петрозаводскому городскому округу, но оспариваемым постановлением ему необоснованно отказано в удовлетворении заявления о включении в указанный выше список.
Определением суда от 01.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Мысковского городского округа.
В судебном заседании Ляховский М.С. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Фомина А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против иска возражала, поддержала позицию, изложенную в отзыве.
Администрация Мысковского городского округа представителя в суд не направила, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ляховский Максим Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, которое относилось к категории детей-сирот.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме этих лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно справки Администрации Мысковского городского округа от 05.06.2020 №95 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 03.10.2019 № 568.
В соответствии с п. 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Ляховский М.С. жилым помещением на территории Мысковксого городского округа обеспечен не был.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3.1. статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из Списка. В частности, к таким обстоятельствам закон относит включение лица в Список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.
Порядок исключения указанных лиц из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены "Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - Правила).
Пунктом 23 названных Правил предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Согласно свидетельству №1089 от 07.05.2020 года Ляховский М.С. с 07.05.2020 по 07.05.2021 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
13.07.2020 Ляховский М.С. обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением об исключении его из Списка по прежнему месту жительства и включении в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
10.08.2020 Администрация Петрозаводского городского округа направила в адрес Администрации Правительства Кузбасса письмо с просьбой провести проверку отсутствия у Ляховского М.С. оснований, предусмотренных пп. 1,2, 4 п.3.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и по результатам проверки направить в Администрации Петрозаводского городского округа учетное дело Ляховкого М.С. или акт об исключении из Списка.
После получения от Администрации Мысковского городского округа учетного дела Ляховского М.С. заявления истца были рассмотрены.
14.10.2020 Администрацией Петрозаводского городского округа вынесено оспариваемое постановление № 2810 «Об отказе во включении Ляховского М.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Петрозаводском городском округе». Основанием для вынесения оспариваемого постановления, послужило то обстоятельство, что Ляховский М.С. включен в список детей-сирот по Кемеровской области.
С таким выводом административного ответчика суд согласиться не может.
Приведенные выше нормативные положения свидетельствуют о том, что изменение места жительства лица из числа указанных в Законе N 159-ФЗ категорий граждан влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон N 159-ФЗ, ни Правила не содержат. Напротив, пунктом 9 статьи 8 Закона N 159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии прав на жилое помещение, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.
Согласно правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики от 27 сентября 2006 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года", достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение (вопрос N 21).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, осуществляя регистрацию проживания по тому или иному месту жительства, гражданин подтверждает свое волеизъявление на постоянное или преимущественное проживание по адресу регистрации.
Проверяя законность оспариваемого постановления, суд исходит из того, что оно вынесено полномочным должностным лицом в установленные сроки, оформлено в надлежащей форме, однако при вынесении указанного постановления административный ответчик не учел тех обстоятельств, что Ляховский М.С. в настоящее время проживает по месту пребывания в городе Петрозаводске, право на предоставление специализированного жилого помещения не реализовал, в связи с чем имеет право на включение его в указанный список по Петрозаводскому городскому округу для предоставление в дальнейшем специализированного жилого помещения в границах данного населенного пункта.
Смена места жительства, а именно переезд из Мысковского городского округа в Республику Карелия не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
С настоящим административным исковым заявлением истец обратился в суд 18.01.2021, учитывая, что оспариваемое постановление вынесено 14.10.2020 с учетом срока на пересылку и выходные дни, срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ им пропущен.
Согласно части 7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку истцом срок для обращения в суд с настоящим иском пропущен незначительно, учитывая социальную значимость административного спора, процессуальный срок подлежит восстановлению.
На основании изложенного, установленных по делу обстоятельств административное исковое заявление Ляховского М.С. подлежит удовлетворению в полном объеме.
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Ляховского Максима Сергеевича об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поданное 13.07.2020 года в месячный срок и сообщить об исполнении решения в суд и Ляховскому Максиму Сергеевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы Петрозаводского городского округа №2810 от 14.10.2020 года.
Обязать Администрации Петрозаводского городского округа повторно рассмотреть заявление Ляховского Максима Сергеевича об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поданное 13.07.2020 года в месячный срок и сообщить об исполнении решения в суд и Ляховскому Максиму Сергеевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2021 года.