33а-2338/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 09 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Коневой С.И., Михайловой Р.Б.,
при секретаре Аликсиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И., административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов – Красовой М.С. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2021 года по административному делу № 2а-15/2021 по административному исковому заявлению Вороновой Ю.В., Дмитриевой Н.С., Ермошиной Д.О., Зубаревой В.Р., Кирилловой А.В., Литвиненко С.В., Озчакыр Ю.А., Поповой О.Ю., Андреевой А.Р., Яшихиной О.И., действующих в интересах несовершеннолетних детей, к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л А:
Воронова Ю.В., Дмитриева Н.С., Ермошина Д.О., Зубарева В.Р., Кириллова А.В., Литвиненко С.В., Озчакыр Ю.А., Попова О.Ю., Андреева А.Р., Яшихина О.И., действующие в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с административным иском, уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, в котором просили признать незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившееся в непредоставлении мест в дошкольных учреждениях; возложить обязанность обеспечить местами в дошкольных учреждениях, находящихся в доступной близости от места проживания, на полный день; направить детей административных истцов в дошкольные учреждения, находящиеся в доступной близости от места проживания, на полный день.
В обоснование доводов указали, что являются родителями несовершеннолетних В.Е.В., Д.О.Ф., Т.Н.С., Т.М.С., З.Н.А., К.А.А., К.И.А., Л.Ф.П., О.И.Г., О.А.-Н.Г., П.А.Д., С.В.А.
Через Портал государственных услуг на интернет-ресурсе комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» ими поданы заявления на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения г. Москвы, однако до настоящего времени места в детских садах их детям не предоставлены, что создает препятствие в реализации права на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетним детям Вороновой Ю.В., Дмитриевой Н.С., Ермошиной Д.О., Поповой О.Ю., Яшихиной О.И.
На Департамент образования и науки г. Москвы возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания детей административных истцов Вороновой Ю.В., Дмитриевой Н.С., Ермошиной Д.О., Поповой О.Ю., Яшихиной О.И.
В удовлетворение остальной части административного иска – отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Зубаревой В.Р., Озчакыр Ю.А., поскольку считает, что выводы суда не основаны на имеющихся в деле доказательствах и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Воронова Ю.В. является матерью несовершеннолетней В.Е.В., *** года рождения, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: г. Москва, ул. ***.
30.07.2018 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1373, ГБОУ Школа № 1476, ГБОУ Школа № 922, ее заявлению присвоен № 4510 0024 4436 6492, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется. Ребенок поставлен в очередь в указанные дошкольные учреждения.
По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 1373 - 108, ГБОУ Школа № 1476 - 135, ГБОУ Школа № 922 – 319. До настоящего времени несовершеннолетний ребенок административного истца не посещает дошкольное образовательное учреждение.
Дмитриева Н.С. является матерью несовершеннолетнего Д.О.Ф. *** года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: г. Москва, ***.
23.07.2018 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 630 и ГБОУ Школа № 1257, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, поставлен в очередь на зачисление в указанные дошкольные учреждения, льгот не имеется. По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 630 - 208, ГБОУ Школа № 1257 - 167.
До настоящего времени несовершеннолетний ребенок административного истца не посещает дошкольное образовательное учреждение.
Ермошина Д.А. является матерью несовершеннолетних Т.Н.С. и Т.М.С., оба – *** года рождения, зарегистрированных по месту пребывания по адресу: г. Москва, ***.
12.12.2018 дети административного истца зарегистрированы в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 937, ГБОУ Школа № 878, ГБОУ Школа № 996, заявлениям истца присвоены № 4510 0025 5780 5494 и № 4510 0025 5781 0712, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется, поставлены в очередь в указанные дошкольные учреждения.
До настоящего времени несовершеннолетние дети административного истца не посещают дошкольное образовательное учреждение.
Зубарева В.Р. является матерью несовершеннолетней З.Н.А. *** года рождения, зарегистрированной по месту пребывания по адресу: г. Москва, ***.
06.08.2019 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа Марьина Роща, ГБОУ Школа № 2123, ГБОУ Школа № 2107, ее заявлению присвоен № 4510 0027 2849 5775, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.
Ребенок Зубаревой В.Р. зачислен в ГБОУ Школа Марьина Роща (приказ от 21 мая 2020 года).
Кириллова А.В. является матерью несовершеннолетних К.А.А., *** года рождения, и К.И.А., *** года рождения, зарегистрированных по месту пребывания по адресу: г. Москва, ул. ***.
25.02.2019 дети административного истца зарегистрированы в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1678 «Восточное Дегунино», ГБОУ Школа № 1296, ГБОУ Школа № 222, ее заявлениям присвоены № 4510 0026 0868 6763 и № 4510 0026 0869 6996, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.
Дети административного истца посещают ГБОУ Школа №1678 «Восточное Дегунино».
Литвиненко С.В. является матерью несовершеннолетнего Л.Ф.П. ***года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: г. Москва, ***.
04.11.2019 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 2010, ГБОУ Школа № 460. Ее заявлению присвоен № 4510 0028 1543 9607, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется.
Литвиненко Ф.П. посещает ГБОУ Школа 2010.
Озчакыр Ю.А. является матерью несовершеннолетних О.И.Г. и О.А.-Н.Г.
О.И.Г., *** года рождения, поставлена на учет 07.09.2015 в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы с присвоением заявлению № 4510 0015 9527 3361 для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1409, ГБОУ Школа № 1550 или ГБОУ Школа № 1288. Имеет право на первоочередной прием в дошкольное учреждение г. Москвы как ребенок из многодетной семьи, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год.
О.А.-Н.Г., *** года рождения, поставлена на учет 25.10.2017 в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы с присвоением заявлению № 4510 0022 2937 0185 для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 1409, ГБОУ Школа № 1550, ГБОУ Школа № 1288. Имеет право на первоочередной прием в дошкольное учреждение г. Москвы как ребенок из многодетной семьи, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год.
Попова О.Ю. является матерью несовершеннолетнего П.А.Д., *** года рождения, зарегистрированного по месту пребывания по адресу: г. Москва, пр. ***. 18.04.2019 ребенок административного истца зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 851, ГБОУ Школа № 1179. Ее заявлению присвоен № 4510 0026 6001 6077, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год, льгот не имеется, поставлена в очередь на зачисление в указанные дошкольные учреждения. По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 851- 242, ГБОУ Школа № 1179 - 154.
До настоящего времени несовершеннолетний ребенок административного истца не посещает дошкольное образовательное учреждение.
Андреева А.Р. является матерью несовершеннолетнего Я.А.А., *** года рождения.
12.08.2019 Я.А.А. зарегистрирован в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 842, ГБОУ Школа № 609, ГБОУ Школа № 1353, льгот не имеет.
По данным комплексной автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательные учреждения» Департамента образования города Москвы несовершеннолетний Я.А.А. посещает дошкольную группу № 19 ГБОУ Школы № 842, что подтверждается выпиской из АИС «Зачисление в ОУ» 1.0 по состоянию на 20.11.2019, а также выпиской из приказа ГБОУ Школы № 842 «о зачислении» от 14.11.2019 № 41-Д.
Яшихина О.И. является матерью несовершеннолетней С.В.А., *** года рождения.
22.04.2018 С.В.А. зарегистрирована по заявлению № 4510 0023 7667 0241 в электронной очереди комплексной информационной системы «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» г. Москвы для направления на зачисление в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа № 544, ГБОУ Школа № 949, ГБОУ Школа № 1636. Имеет право на первоочередной прием в дошкольное учреждение г. Москвы как ребенок из многодетной семьи, желаемая дата поступления указана 2019/2020 учебный год.
По состоянию на 20.11.2019 номер несовершеннолетнего в очереди на зачисление в ГБОУ Школа № 544- 223, ГБОУ Школа № 949 – 191, ГБОУ Школа № 1636 – 358.
До настоящего времени несовершеннолетний ребенок административного истца не посещает дошкольное образовательное учреждение.
Удовлетворяя заявленные требования указанной в части, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом образования и науки г. Москвы допущено незаконное бездействие по непредоставлению мест детям административных истцов Вороновой Ю.В., Дмитриевой Н.С., Ермошиной Д.О., Кирилловой А.В., Литвиненко С.В., Поповой О.Ю., Андреевой А.Р., Яшихиной О.И. в дошкольных образовательных учреждениях.
С выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
При этом с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Зубаревой В.Р., Озчакыр Ю.А. судебная коллегия согласиться не может.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (ст. 5 указанного закона).
В соответствии со ст. 9, ч. 5 ст. 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.06.2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве» относится к полномочиям органов исполнительной власти г. Москвы в области образования.
В силу подпунктов 2 и 3 ст. 14, п. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (п. 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. № 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 г. № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям в личный кабинет на Портале. Родителям предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (п. 19). При отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (п. 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (п. 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы.
Материалами дела подтверждено, что у детей Вороновой Ю.В., Дмитриевой Н.С., Ермошиной Д.О., Кирилловой А.В., Литвиненко С.В., Поповой О.Ю., Андреевой А.Р., Яшихиной О.И. имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 67 Закона об образовании.
Однако мер к устройству детей в дошкольное образовательное учреждение Департаментом предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания рдетей, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно были нарушены права детей на бесплатное дошкольное образование.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Зубаревой В.Р., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что несовершеннолетняя Зубарева Н.А. посещает ГБОУ Школа «Марьина Роща» на основании приказа от 21.05.2020.
Однако, как следует из материалов дела, З.Н.А. была зачислена в ГБОУ Школа «Марьина Роща» в 1 класс. При этом доказательств предоставления ей в установленном законом порядке места в дошкольном образовательном учреждении не представлено.
Выводы суда первой инстанции о предоставлении О.И.Г., О.А.-Н.Г. места в ГБОУ Школа № 1550 не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Материалами дела подтверждено, что у З.Н.А., О.И.Г., О.А.-Н.Г. имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
Следовательно, имеются основания полагать о нарушении прав на получение З.Н.А., О.И.Г., О.А.-Н.Г. дошкольного образования.
В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 67 Закона об образовании.
Однако мер к устройству детей в дошкольное образовательное учреждение Департаментом предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания рдетей, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно были нарушены права детей на бесплатное дошкольное образование.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований Зубаревой В.Р., Озчакыр Ю.А. с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2021 года изменить.
Изложить абзац 2 и 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
«Признать незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетним детям Вороновой Ю.В., Дмитриевой Н.С., Ермошиной Д.О., Поповой О.Ю., Яшихиной О.И., Зубаревой В.Р., Озчакыр Ю.А.
Обязать Департамент образования и науки г. Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания детей административных истцов Вороновой Ю.В., Дмитриевой Н.С., Ермошиной Д.О., Поповой О.Ю., Яшихиной О.И., Озчакыр Ю.А.».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи