Дело №2-1159/2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2017 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ростовцева М.В., Шишигиной Н.А. и Башкова Р.В. к администрации <адрес> о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Ростовцева М.В., Шишигиной Н.А., Башкова Р.В. обратился в суд с исками к администрации <адрес>, просил обязать ответчика предоставить истцам по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет жилые помещения площадью 33 кв.м. каждому с допусками, установленными ч.14 ст.<адрес> лот 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.
Свои требования в исковых заявлениях и судебном заседании через своего представителя Шахматову Н.Ю. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что истцы в несовершеннолетнем остались без попечения родителей. В настоящее время они окончили учебные заведения, проживают в жилых помещениях, принадлежащих посторонним людям. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от ДД.ММ.ГГГГ Ростовцев М.В., от ДД.ММ.ГГГГ Шишигина Н.А. и от ДД.ММ.ГГГГ Башков Р.В. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на соответствующий учет нуждающихся в жилье, однако до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют. Законодательство, регламентирующее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений не устанавливает очередность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. При этом указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, в связи с чем на администрацию <адрес> в судебном порядке должна быть возложена обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями.
В судебном заседании истцы Ростовцев М.В., Шишигина Н.А. и Башков Р.В. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа они были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на соответствующий учет, однако никаких жилых помещений им не предлагалось, ими до настоящего времени они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в отзыве исковые требования не признала указав, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Ростовцеву М.В., Шишигиной Н.А. и Башкову Р.В. жилых помещений не имеется. Истцы в установленном законом порядке были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению на территории г.Минусинска жилыми помещениями. Указанный список формируется в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений данной категорией лиц и ведется Министерством образования и науки <адрес>. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется в порядке очередности. Ежегодно на эти цели Министерством образования и науки <адрес> администрации <адрес> в рамках заключенных соглашений выделяются денежные средства на приобретение указанной категории лиц жилых помещений. Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав ребенка». Согласно этому закону предоставление жилых помещений указанной категории лиц, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. Кроме того, ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ прямо оговорено, что действия ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в ред. ФЗ от 29.02. 2012 г. N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона. Таким образом законодатель прямо указал, что с ДД.ММ.ГГГГ дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилыми помещениями осуществляются только в порядке очереди, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д.80), причины неявки в суд не сообщил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Ростовцев М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шишигина Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Башкова Р.В. ДД.ММ.ГГГГ в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от ДД.ММ.ГГГГ Ростовцев М.В., от ДД.ММ.ГГГГ Шишигина Н.А. и от ДД.ММ.ГГГГ Башков Р.В. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, но до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных не имеют.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов и прокурора, свидетельствами о рождении истцов и их паспортами, документами подтверждающими отношение истцов к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выписками на истцов из реестра о постановке в очередь на получение жилья, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами и их родителями.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что истцы включены в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что их права не нарушены, так как жилыми помещениями они до настоящего времени фактически не обеспечены, каких-либо доказательств объективно подтверждающих возможность их предоставления администрация <адрес> суду не представила.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Минусинска предоставить Ростовцеву М.В., Шишигиной Н.А. и Башкову Р.В. каждому на территории <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенные жилые помещения площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.<адрес> от 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2017г.