3а-1174/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2020 года гор. Красногорск
Московская область
Московский областной суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Куулар А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании рассмотреть заявление,
у с т а н о в и л:
ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» обратился в суд с иском о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании рассмотреть заявление, обосновывая свои требования следующим.
У административного истца на праве постоянного (бессрочного) пользования имеются следующие объекты недвижимости:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Однако было получено уведомление от <данные изъяты>г. <данные изъяты>а-10-4/20 об отказе в принятии документов на Комиссию по основаниям пропуска срока подачи заявления в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Полагает, что при принятии решения об отказе в принятии документов на Комиссию по основаниям пропуска срока подачи заявления в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона ответчиком не учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о том, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
При таких обстоятельствах административный истец имеет право оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на <данные изъяты>г., утвержденную распоряжением Министерства экологии природопользования <данные изъяты> от 27.11.2013г. <данные изъяты>- РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории <данные изъяты>», так как в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости по данным объектам недвижимости.
Административным истцом при предоставлении заявления в Комиссию был соблюден порядок, сроки и условия подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Отказ в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости существенно нарушает права административного истца, что вынудило его обратиться в суд с настоящим иском.
В связи с изложенным, просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от <данные изъяты>г. <данные изъяты>а-10-4\20 в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости к рассмотрению Комиссией; обязать административного ответчика рассмотреть заявление административного истца от 30.12.2019г. по существу; возместить судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменные пояснения по существу спора, в которых указал, что в соответствии со ст. 24.18 ФЗ от <данные изъяты>г. <данные изъяты>- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда ГФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваем результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Согласно положениям пункта 4 статьи 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Таким образом, отсутствие в законодательстве нормы о восстановлении пропущенного срока для подачи документов в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов кадастровой стоимости является правовым пробелом. Ввиду чего разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от <данные изъяты> <данные изъяты> подлежат применению по аналогии и свидетельствуют о возможности обратиться в комиссию для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости за пятилетним сроком, поскольку до настоящего времени установленная кадастровая стоимость является для ФГУП «ВНИИФТРИ» актуальной, а очередные результаты в государственный кадастр внесены не были.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 ФЗ от <данные изъяты>г. <данные изъяты>- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации ограничительный срок пересмотра кадастровой стоимости (5 лет) был исключен. В настоящее время оспаривание кадастровой стоимости допускается в любое время с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (далее - Управление) Сорокин А.А. возражал против удовлетворения исковых требований, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
30.12.2019г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. По результатам рассмотрения, заявление Административного истца не принято к рассмотрению.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрены положения о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и Комиссии.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально удостоверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Согласно ч.10 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (данная норма действовала на момент вынесения решения).
В ходе рассмотрения заявления выявлено, что кадастровая стоимость земельных участков: <данные изъяты>., утвержденная распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ, была внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <данные изъяты>.
То есть с даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков по дату обращения в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прошло более пяти лет, что в соответствии вышеприведенными правовыми нормами является основанием к отказу в принятии заявления к рассмотрению.
Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> Парамзин А.В. также просил отказать в удовлетворении исковых требований административного истца.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что у ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» на праве постоянного (бессрочного) пользования имеются следующие объекты недвижимости:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кадастровая стоимость земельных участков: 50<данные изъяты>., утвержденная распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ, была внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <данные изъяты>.
<данные изъяты>г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по <данные изъяты> Управления Росреестра по <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Уведомлением секретаря Комиссии от <данные изъяты>г. <данные изъяты>а-10-4/20 заявление было возвращено, в связи с пропуском предусмотренного статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности срока обращения в Комиссию.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что оспариваемыми действиями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости права и законные интересы административного истца не были нарушены, поданное заявление было возвращено обоснованно, так как административный истец с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названного земельного участка обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 30.12.2019г., то есть по истечении пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Такое заявление может быть подано в комиссию не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (часть 10 указанной статьи).
Исходя из положений частей 16, 17 этой же статьи, к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости должны прилагаться перечисленные в законе документы, в том числе выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> N 263 (далее - Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в Комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Пунктом 15 Порядка установлен закрытый перечень случаев, когда заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принимается к рассмотрению, а именно: отсутствие документов, указанных в пункте 13 Порядка; нарушение сроков подачи заявления; если величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости.
Анализ вышеприведенных норм права указывает на то, что основания для рассмотрения заявления по существу у Комиссии отсутствовали ввиду пропуска срока подачи заявления, в связи с чем поданное заявление было обоснованно возвращено с уведомлением.
Приведенные представителем административного истца в обоснование заявленных требований доводы об актуальности оспариваемой кадастровой стоимости на дату подачи заявления в Комиссию подлежат отклонению, поскольку Положением о работе Комиссии не предусмотрено разрешение ею вопроса о восстановлении пропущенного срока, в связи, с чем пропуск срока подачи заявления является самостоятельным основанием для его возврата.
Вопреки доводам, приведенным в исковом заявлении и письменных пояснениях административного истца оспариваемое уведомление прав административного истца не нарушает, поскольку не препятствует разрешению требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости в судебном порядке. При этом совершенные административным истцом действия по обращению в Комиссию свидетельствуют о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании рассмотреть заявление отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Першина