Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1174/2020 ~ М-153/2020 от 14.02.2020

3а-1174/2020

    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 июня 2020 года                         гор. Красногорск

                                            Московская область

    Московский областной суд

    В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

    При секретаре Куулар А.И.

    Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании рассмотреть заявление,

    у с т а н о в и л:

    ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» обратился в суд с иском о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании рассмотреть заявление, обосновывая свои требования следующим.

    У административного истца на праве постоянного (бессрочного) пользования имеются следующие объекты недвижимости:

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    <данные изъяты>г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

    Однако было получено уведомление от <данные изъяты>г. <данные изъяты>а-10-4/20 об отказе в принятии документов на Комиссию по основаниям пропуска срока подачи заявления в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

    Полагает, что при принятии решения об отказе     в принятии документов на Комиссию по основаниям пропуска срока подачи заявления в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона ответчиком не учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о том, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

    При таких обстоятельствах административный истец имеет право оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на <данные изъяты>г., утвержденную распоряжением Министерства экологии природопользования <данные изъяты> от 27.11.2013г. <данные изъяты>- РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории <данные изъяты>», так как в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости по данным объектам недвижимости.

    Административным истцом при предоставлении заявления в Комиссию был соблюден порядок, сроки и условия подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

    Отказ в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости существенно нарушает права административного истца, что вынудило его обратиться в суд с настоящим иском.

    В связи с изложенным, просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от <данные изъяты>г. <данные изъяты>а-10-4\20 в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости к рассмотрению Комиссией; обязать административного ответчика рассмотреть заявление административного истца от 30.12.2019г. по существу; возместить судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

    В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменные пояснения по существу спора, в которых указал, что в соответствии со ст. 24.18 ФЗ от <данные изъяты>г. <данные изъяты>- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда ГФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваем результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

    Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

    Согласно положениям пункта 4 статьи 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

    Таким образом, отсутствие в законодательстве нормы о восстановлении пропущенного срока для подачи документов в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов кадастровой стоимости является правовым пробелом. Ввиду чего разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от <данные изъяты> <данные изъяты> подлежат применению по аналогии и свидетельствуют о возможности обратиться в комиссию для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости за пятилетним сроком, поскольку до настоящего времени установленная кадастровая стоимость является для ФГУП «ВНИИФТРИ» актуальной, а очередные результаты в государственный кадастр внесены не были.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 11 ФЗ от <данные изъяты>г. <данные изъяты>- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации ограничительный срок пересмотра кадастровой стоимости (5 лет) был исключен. В настоящее время оспаривание кадастровой стоимости допускается в любое время с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

    Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (далее - Управление) Сорокин А.А. возражал против удовлетворения исковых требований, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    30.12.2019г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. По результатам рассмотрения, заявление Административного истца не принято к рассмотрению.

    В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрены положения о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и Комиссии.

    Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально удостоверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

    Согласно ч.10 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (данная норма действовала на момент вынесения решения).

    В ходе рассмотрения заявления выявлено, что кадастровая стоимость земельных участков: <данные изъяты>., утвержденная распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ, была внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <данные изъяты>.

    То есть с даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков по дату обращения в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прошло более пяти лет, что в соответствии вышеприведенными правовыми нормами является основанием к отказу в принятии заявления к рассмотрению.

    Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> Парамзин А.В. также просил отказать в удовлетворении исковых требований административного истца.

    Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

    Материалами дела подтверждается, что у ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» на праве постоянного (бессрочного) пользования имеются следующие объекты недвижимости:

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    Кадастровая стоимость земельных участков: 50<данные изъяты>., утвержденная распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ, была внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <данные изъяты>.

    <данные изъяты>г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по <данные изъяты> Управления Росреестра по <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

    Уведомлением секретаря Комиссии от <данные изъяты>г. <данные изъяты>а-10-4/20 заявление было возвращено, в связи с пропуском предусмотренного статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности срока обращения в Комиссию.

    Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что оспариваемыми действиями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости права и законные интересы административного истца не были нарушены, поданное заявление было возвращено обоснованно, так как административный истец с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названного земельного участка обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 30.12.2019г., то есть по истечении пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

    В соответствии с частями 1, 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

    Такое заявление может быть подано в комиссию не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (часть 10 указанной статьи).

    Исходя из положений частей 16, 17 этой же статьи, к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости должны прилагаться перечисленные в законе документы, в том числе выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

    Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> N 263 (далее - Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в Комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

    Пунктом 15 Порядка установлен закрытый перечень случаев, когда заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принимается к рассмотрению, а именно: отсутствие документов, указанных в пункте 13 Порядка; нарушение сроков подачи заявления; если величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости.

    Анализ вышеприведенных норм права указывает на то, что основания для рассмотрения заявления по существу у Комиссии отсутствовали ввиду пропуска срока подачи заявления, в связи с чем поданное заявление было обоснованно возвращено с уведомлением.

    Приведенные представителем административного истца в обоснование заявленных требований доводы об актуальности оспариваемой кадастровой стоимости на дату подачи заявления в Комиссию подлежат отклонению, поскольку Положением о работе Комиссии не предусмотрено разрешение ею вопроса о восстановлении пропущенного срока, в связи, с чем пропуск срока подачи заявления является самостоятельным основанием для его возврата.

    Вопреки доводам, приведенным в исковом заявлении и письменных пояснениях административного истца оспариваемое уведомление прав административного истца не нарушает, поскольку не препятствует разрешению требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости в судебном порядке. При этом совершенные административным истцом действия по обращению в Комиссию свидетельствуют о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

    руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

            В удовлетворении исковых требований ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании рассмотреть заявление отказать в полном объеме.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

            Судья                                                                                     С.В. Першина

3а-1174/2020 ~ М-153/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФГУП "ВНИИФТРИ"
Ответчики
УФСГРКиК по Московской области
Министерство имущественных отношений Московской области
Другие
Колесник К.С.
Суд
Московский областной суд
Судья
Першина С.В.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
02.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2020Регистрация административного искового заявления
28.04.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Предварительное судебное заседание
26.05.2020Предварительное судебное заседание
17.02.2020Передача материалов судье
11.06.2020Судебное заседание
12.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2020Предварительное судебное заседание
13.03.2020Предварительное судебное заседание
24.03.2020Предварительное судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее