Дело № 2-1225/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 18 октября 2017 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Ионовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАО ПСК «Союз» к Каменеву Алексею Викторовичу о признании недействительным решения общего собрания;
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО ПСК «Союз» в лице управляющей компании обратилось в суд с исковым заявлением (с учетом письменных дополнений) к Каменеву А.В., в котором просит признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме расположенного по адресу: Х «Б» оформленное в виде протокола №б/н от 10 мая 2016 года в силу его ничтожности, мотивируя тем, что оспариваемое собрание проведено по инициативе собственника жилого помещения (квартиры) № 20 в форме заочного голосования без проведения очного голосования, кроме того, управляющая компания не была уведомлена о его проведении, ее предложения не были учтены и рассмотрены, вместе с тем, согласно повестке дня, были приняты решения в частности по вопросу утверждения размера платы за содержание жилого помещения МКД по ул. ботаническая, 1 «Б» в размере 15,82 рубля за кв.м. в месяц чем существенно нарушены интересы истца. Помимо того допущены существенные нарушения при составлении протокола общего собрания, в частности протокол ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания, однако, в нарушение п. 4 ч.1 ст.181.4 ГК РФ и п.3 ст.181.2 ГК РФ перед проведением собрания собственниками помещений МКД не избирались председательствующий и секретарь собрания, соответственно протокол не оформлялся и подписывался уполномоченными лицами, в нем отсутствую сведения о лицах проводивших подсчет голосов и лицах подписавших протокол. Размер платы за содержание жилого помещения в размере 15,82 рубля за кв.м. площади не является экономически обоснованным, поскольку не соответствует экономическому диапазону сложившемуся в г. Красноярске на данный вид услуг, он не может обеспечить исполнение обязанностей управляющей компанией по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме с учетом типичного перечня затрат и размера сметных статей расходов, не обеспечит благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме., а также создаст препятствия для управляющей компании оказывать надлежащие безопасные услуги по управлению многоквартирным домом. Помимо того, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на срок не менее чем на один год, вместе с тем в указанном доме общее собрание по данному вопросу проведено дважды, что противоречит действующему законодательству.
Представитель истца ЗАО ПСК «Союз» - Юсупова Е.С. (по доверенности от 20.04.2017г.) в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему, из текста решений собственников следует, что экономическое обоснование тарифа не обсуждалось и собственниками не утверждалось. Избранный способ уведомления путем развешивания на стендах принят для управляющей компании, а не для инициаторов и собственников помещений в МКД, управляющую компанию о проводимом собрании 10 мая 2016 года никто не уведомил, чем также были нарушены интересы истца. Постановление администрации г. Красноярска от 06.10.2015г. №623 был установлен размер платы 25,23 рубля за квадратный метр в месяц за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Х «б», поскольку собственники неоднократно препятствовали в установлении тарифов путем решения общего собрания.
Ответчик Каменев А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указывая, что инициатором собрания был впервые в силу чего возможны некоторые формальные нарушения были допущены, однако, о требованиях, установленных для протокола собрания он не знал, полагает, что не все вопросы касались управляющей компании в силу чего она не может являться надлежащим истцом по данному делу. Не оспаривал тот факт, что очное собрание не проводилось, поскольку в период весенних полевых о огороднических работ организовать явку на очное собрание практически невозможно, отсутствие председателя и секретаря собрания не является существенным нарушением при проведении собрания в заочной форме, данные нарушения не являются основанием для признания решения общего собрания в целом недействительным. Представить экономическое обоснование принятых тарифов за обслуживание жилого помещения он не может, поскольку принятый на собрании размер 15,82 рубля за кв.м. площади был взят ими из ранее предложенного тарифа управляющей компанией в большем размере за исключением тех услуг и их платы которые мы посчитали не разумными. Доказательств уведомления управляющей компании представить не можем, объявления о проведении собрания мы вывешивали на стендах, в саму управляющую компанию не направляли.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (п. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", которым утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Как разъяснил Верховный суд РФ в п. 16 Постановления Пленума от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности. (п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 N 22).
В соответствии со ст.45 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.
В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст.46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Согласно ст.47 ЖК РФ, в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела Управляющая компания ЗАО ПСК «Союз» осуществляет управление многоквартирным домом У «Б» по Х в Х на основании договора №3/20 от 20.09.2010г. заключенного с собственниками указанного жилого дома (т.1 л.д. 25-39).
Протоколом б/н внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Х проводимого в форме заочного голосования от 10.05.2016г. по инициативе Каменева А.В., являющегося собственником помещения №20 в указанном доме, были разрешены следующие вопросы: утверждена счетная комиссия, проведены перевыборы Совета дома и его членов, избран председатель совета дома, подтверждены ранее принятые решения общего собрания от 01.10.2015г. об отказе от ремонта подъездов в 2015 году с направлением средств на замену окон, установлен размер платы за содержание жилого помещения МКД по Х «Б» в размере 15,82 рубля за квадратный метр в месяц в соответствии с предложениями ЗАО ПСК «Союз» поступившими в 2015 году по расчетам платы 19,43 рубля и 25,23 рубля. (т.1 л.д.13-16), что также подтверждается копиями решений собственников (т.1 л.д.112-162).
Согласно предложению УК ЗАО ПСК «Союз» размер экономически обоснованного тарифа за содержание и ремонт жилья составляет 25,23 рубля, который был установлен Постановлением администрации г. Красноярска от 06.10.2015г. №623 в указанном многоквартирном доме, обжалованным собственником помещения МКД в судебном порядке и оставленным без изменения (т.1 л.д.184-188).
Из материалов дела следует, что истец перед обращением в администрацию г. Красноярска об установлении тарифа, неоднократно осуществлял процедуру проведения общих собраний собственников помещений МКД по Х «б», однако, с предлагаемым тарифом не соглашались собственники, проводимые собрания не набирали кворум и следовательно указанный тариф в размере 25,23 рубля с учетом представленных документов об экономическом обосновании был установлен Постановлением администрации г. Красноярска от 06.10.2015г. №623.
Принимая во внимание приведенные выше положения закона, устанавливающие принципы установления тарифов на обслуживание жилья, а также принимая во внимание разъяснения п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 N 22, находит примененный собственниками принцип расчета не соответствующим требованиям закона. Фактически собственниками в основу расчета экономической обоснованности тарифа заложен меньший объем услуг по сравнению с обязательным перечнем, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", которое устанавливает периодичность выполнения работ (оказания услуг), связанных с эксплуатацией жилищного фонда, а также строительными, санитарными правилами и нормами.
Так, при определении тарифа собственниками помещений исключена стоимость работ по вывозу ТБО.
Суд исследовав представленные доказательства в их совокупности, в частности перечень работ и отчеты управляющей компании за предыдущий период ( т.1 л.д.200-228) приходит к выводу о том, что собственники вправе обсуждать и устанавливать на общем собрании тариф за содержание жилого помещения исходя из особенностей дома, его потребностей и с обязательным учетом положений законодательства, устанавливающих минимальный перечень видов работ по обслуживанию общего имущества и их периодичности. Фактически установленный собственниками тариф 15,82 рубля не в полной мере учитывает положения законодательства о минимальном перечне работ и их периодичности, что нельзя признать правильным и экономически обоснованным, что является основанием для удовлетворения требований управляющей компании о признании решения общего собрания в части установления тарифа на обслуживание жилья в указанном размере недействительным.
Доводы ответчиков о том, что управляющая компания не вправе оспаривать решение общего собрания, поскольку она не относится к числу собственников жилого помещения, судебная коллегия отклоняет. Положения ст. ст. 181.3 - 181.5 ГК РФ в их взаимосвязи с положениями ст. 3 ГПК РФ предоставляют управляющей компании, для которой решение собрания собственников в части установления тарифа является обязательным, оспаривать такое решение по мотиву экономической необоснованности тарифа.
Самостоятельным основанием удовлетворения исковых требований являются допущенные нарушения процедуры проведения собрания.
Согласно ч. 1 ст. 47 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
В материалах дела имеются решения собственника помещения при проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Х «Б» в форме заочного голосования, в которых среди вопросов, поставленных на голосование, девятым является вопрос об установлении размера платы за содержание жилого помещения в МКД по Х «б» предложено: установить размер платы в размере 15,82 рубля в месяц, с учётом предложений ЗАО ПСК «Союз» в размере 19,43 рубля и 25,23 рубля. При этом, в представленных в суд материалах, отсутствуют доказательства того, каким образом до собственников доводилась структура затрат на содержание жилого помещения, что в себя включала, из решений собственников не ясно, за какой конкретно тариф голосовали собственники. Из пояснений ответчика Каменева А.В. также следует, что экономического обоснования тарифа ими не предлагалось собственникам, вместе с протоколом, вынесенным по результатам голосования собственников он не прикладывался и не обсуждался, доказательств в части экономической обоснованности выбранного ими тарифа в размере 15,82 рубля представить суду в порядке ст.56 ГПК РФ также не может. Доказательств того, что собственникам структура тарифа и его размер доводились до сведения объективно ничем не подтверждены, из решений собственников это не следует, поскольку в представленных решениях указаны три размера и за какой именно голосовал тот или иной собственник из буквального токования прямо не следует.
Таким образом, что доказательства волеизъявления собственников многоквартирного дома на установление тарифа при проведении общего собрания именно в размере 15,82 руб. отсутствуют, отсутствие возможности установить действительное волеизъявление каждого собственника при проведении собрания свидетельствует о ничтожности такого решения по предусмотренному п. 2 ст. 181.5 ГК РФ основанию.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами ответчика в части отсутствия правовых оснований для признания недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по Х «Б» в г. Красноярске от 10 мая 2016 года оформленное протоколом в целом в связи с отсутствием очной формы проводимого собрания, поскольку как следует из пояснений ответчика не опровергнутых истцом в период проведения собрания 10 мая 2016 года собрать собственников помещений было затруднительным, кворум необходимый бы отсутствовал, что в свою очередь безусловно привело бы к возможности принятия решения в заочной форме. Кроме того, отсутствие извещения управляющей компании о проводимом собрании в частичности при принятии иных решений 10.05.2016г., не затрагивающих напрямую интересы истца суд не может признать достаточным для признания решения общего собрания от 10 мая 2016 года недействительными в целом, поскольку права и интересы истца в данном случае принятыми решениями в вопросах 1,2,3,4,5,6 не затрагивались.
С учетом представленных и исследованных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом решение общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме от 10 мая 2016 года по Х «Б» в г. Красноярске подлежит признанию недействительным в части установления размера платы за содержание жилого помещения МКД по Х «Б» в размере 15,82 рубля за квадратный метр в месяц, в удовлетворении требований ЗАО ПСК «Союз» к Каменеву Алексею Викторовичу о признании недействительным решения общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме от 10 мая 2016 года в оставшейся части - отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ЗАО ПСК «Союз» к Каменеву Алексею Викторовичу о признании недействительным решения общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме от 10 мая 2016 года удовлетворить частично.
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по Х «Б» в Х от 10 мая 2016 года оформленное протоколом в части установления размера платы за содержание жилого помещения МКД по Х «Б» в размере 15,82 рубля за квадратный метр в месяц, в удовлетворении требований ЗАО ПСК «Союз» к Каменеву Алексею Викторовичу о признании недействительным решения общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме от 10 мая 2016 года в оставшейся части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко