Дело № 2а-1796/2022
73RS0001-01-2022-002525-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
судьи Денисовой М.А.,
при секретаре Дементьевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прохорова С.М. к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ленинскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Портнову Г.В., старшему судебному приставу - начальнику отделения судебных приставов по Ленинскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Матросову Р.Т. Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными действий должностных лиц, возложении обязанности возобновить исполнительные производства,
У С Т А Н О В И Л :
Прохоров С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Портнову Г.В., старшему судебному приставу - начальнику ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросову Р.Т., УФССП России по Ульяновской области о признании незаконными действий должностных лиц, возложении обязанности возобновить исполнительные производства, указав в обоснование следующее.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.10.2018 по гражданскому делу № 2-4175-2018 удовлетворены исковые требования Прохорова С.М. к Коломиец А.А., Романовой Т.А. удовлетворены, постановлено: обязать Коломиец А.А., Романову Т.А. за свой счет установить на кровле дома (лит.А, А1), расположенного по адресу: <адрес>, снегозадержатели в месте карнизного свеса по сплошному основанию (обрешетке) с устройством системы водостока и воронки со стороны строения лит. А1 по межевой границе с местом общего пользования по <адрес>; встречные исковые требования Коломиец А.А., Романовой Т.А. удовлетворить частично; обязать Прохорова С.М. за свой счет произвести следующие мероприятия: переустройство кровельного покрытия строения лит. а4 домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, с увеличением угла ската от 5 до 30 градусов и установить на кровле строения лит. а4 снегозадержатели в месте карнизного свеса по сплошному основанию (обрешетке) с устройством воронки со стороны лит. а4 – угол дома, свеса, водосточных труб горизонтального исполнения в виде дождеприемника (желоб диаметром не менее 8,5 см) и вертикального исполнения в виде водоотведения в емкостную плоскость; устройство в строении лит. А2 домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, теплоизоляции и оголовка на дымоходе, теплоизоляции на приточном воздуховоде; выведение трубы приточного воздуховода из чердачного помещения на кровлю дома; устройство люка на выходе на чердачное помещение со стороны лит. А2; взыскать с Прохорова С.М. в пользу Коломийца А.А., Романовой Т.А. судебные расходы на оплату услуги представителя по 4 000 руб. в пользу каждого.
Прохоров С.М. решение суда исполнил в полном объеме, исполнительное производство окончено.
Коломиец А.А. и Романова Т.А. в свою очередь изначально отказались исполнять возложенные на них обязанности, но после того, как 01.07.2021 с них был взыскан исполнительский сбор в размере 5000 руб. с каждого, сделали так, чтобы вода как и прежде стекала на участок Прохорова С.М., а установленная система водостока и снегозадержания несла угрозу его жизни и здоровью.
09.07.2021 судебный пристав Сабуров во время исполнительских действий про адресу: <адрес> осмотрел данную конструкцию с применением фотофиксации, и, несмотря на указание взыскателем недостатков, 20.07.2021 вынес постановление об окончании исполнительного производства.
Не согласившись с окончанием исполнительного производства, Прохоров С.М. обратился в Ленинский районный суд г.Ульяновска с административным исковым заявлением о признании постановления об окончании исполнительных производств №-ИП, №-ИП от 08.04.2021 в отношении Коломиец А.А. и Романовой Т.А. Решением суда от 26.08.2022 по административному делу № 2а-4260/2021 административный иск Прохорова С.М. удовлетворен, решение вступило в законную силу.
23.02.2022 снегозадержатели, установленные на крыше литера А, А1 не выдержали снеговой нагрузки и были вырваны.
24.02.2022 Прохоров С.М. написал заявление в УФССП России по Ульяновской области, ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска о необходимости повторного совершения исполнительских действий по исполнительным производствам №-ИП, №-ИП, со ссылкой на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска по делу № 2а-4260/2021 и приложением фотографий крыши жилого дома по адресу: <адрес>.
23.03.2022 от судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска Портнова Г.В. получен ответ о том, что требования исполнительного документа по исполнительным производствам выполнены в полном объеме и что какие-либо основания для возобновления исполнительных производств отсутствуют.
Просит признать действия (бездействия) должностных лиц УФССП России по Ульяновской области, ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска об отказе возобновить исполнительные производства №-ИП, №-ИП от 08.04.2021 в отношении Коломиец А.А. и Романовой Т.А., возложить обязанность на должностных лиц УФССП России по Ульяновской области, ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска возобновить исполнительные производства №-ИП в отношении Романовой Т.А., исполнительное производство №-ИП в отношении Коломиец А.А., предмет обязания: Коломиец А.А., Романову Т.А. за свой счет установить на кровле дома (лит. А, А1), расположенного по адресу: <адрес>, снегозадержателя в месте карнизного свеса по сплошному основанию (обрешетке) с устройством системы водостока и воронки со стороны строения лит. А1 по межевой границе с местом общего пользования по <адрес>.
Административный истец Прохоров С.М. и его представитель Акимов С.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Портнов Г.В., начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросов Р.Т. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен, представлен письменный отзыв, в котором просят в удовлетворении административного иска отказать, указав, что 15.04.2022 вынесены постановления об отмене окончания исполнительных производств, в настоящее время исполнительные производства находятся на исполнении.
Заинтересованные лица Коломиец А.А., Романова Т.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В силу ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в силу ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст. 129 КАС РФ). Аналогичная норма содержится в ст. 122 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании частей 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В части 1 ст. 14 данного закона устанавливается, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии с частью 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).
В силу ст. 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно п. 1 ст. 13 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12.10.2018 по делу № 2-4175/2018 на Коломиец А.А., Романову Т.А. возложена обязанность за свой счет установить на кровле дома (лит.А, А1), расположенного по адресу: <адрес>, снегозадержатели в месте карнизного свеса по сплошному основанию (обрешетке) с устройством системы водостока и воронки со стороны строения лит. А1 по межевой границе с местом общего пользования по <адрес>.
По вступлении решения суда в законную силу и на основании выданных исполнительных листов постановлениями от 08.04.2021 судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска возбуждены исполнительные производства №-ИП в отношении должника Коломиец А.А. и №-ИП в отношении должника Романовой Т.А. Впоследствии указанные исполнительные производства переданы на исполнение судебному приставу-исполнителю Сабурову А.В.
Посчитав, что требования исполнительных документов должниками исполнены, постановлениями от 20.07.2021 судебный пристав-исполнитель Сабуров А.В. окончил указанные выше исполнительные производства по п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26.08.2021, вступившим в законную силу 15.02.2022 административный иск Прохорова С.М. к судебному приставу исполнителю отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Сабурову ФИО22, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области удовлетворен, постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Сабурова А.В. от 20.07.2021 об окончании исполнительных производств №-ИП и №-ИП отменены.
24.02.2022 Прохоров С.М. обратился в ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска с заявлением о возобновлении исполнительных производств, однако письмом № от 09.03.2022 ему было отказано со ссылкой на отсутствие оснований для возобновления исполнительных производств и отсутствие решения суда о признании незаконными постановлений судебного пристава об окончании исполнительных производств.
В силу ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обратившееся в суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказано нарушение своих прав оспариваемыми действиями (бездействиями) административных ответчиков, выразившихся в отказе в возобновлении исполнительных производств.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предусмотренной законом совокупности условий, необходимой для удовлетворения требований Прохорова С.М. по административному делу не установлено.
Так, 15.04.2022 начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Матросовым Р.Т. для совершения повторных исполнительских действий по проверке полноты и правильности исполнения требований исполнительных документов, вынесены постановления об отмене окончания вышеуказанных исполнительных производств.
В настоящее время исполнительные производства №-ИП и №-ИП находятся на исполнении, присвоены номера №-ИП и №-ИП соответственно.
Учитывая, что постановления об окончании исполнительных производств отменены, исполнительные производства возобновлены, суд приходит к выводу, что действия административных ответчиков, прав и законных интересов административного истца не нарушают, административным истцом не представлено доказательств причинения каких-либо негативных последствий после отказа 09.03.2022 в возобновлении исполнительных производств, который сам по себе не может рассматриваться как незаконное действие (бездействие), которое повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Прохорова С.М.
В данном случае для удовлетворения административных исковых требований недостаточно одного только факта совершения такого действия (бездействия), поскольку в системном толковании процессуального закона решение о признании действия (бездействия) незаконным должно преследовать своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание КАС РФ о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Следовательно, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав заявителя, основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют.
Истцом не представлено доказательств того, что действия (бездействия) административных ответчиков нарушают его права и законные интересы, незаконно возлагают на истца какие-либо обязанности, поскольку в данном случае постановления об окончании исполнительных производств были отменены, а исполнительные производства возобновлены, таким образом, права административного истца были восстановлены.
Учитывая вышеизложенное, законных оснований для удовлетворения административного иска Прохорова С.М. к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ленинскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Портнову Г.В., старшему судебному приставу - начальнику отделения судебных приставов по Ленинскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Матросову Р.Т., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными действий должностных лиц, возложении обязанности возобновить исполнительное производство, не имеется, в удовлетворении требований административного иска надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Прохорова С.М. к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ленинскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Портнову ГВ., старшему судебному приставу - начальнику отделения судебных приставов по Ленинскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Матросову Р.Т., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными действий должностных лиц, возложении обязанности возобновить исполнительные производства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Денисова
Мотивированное решение составлено 16.05.2022.