№ 2-4212/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Саркисовой Е.В.
при помощнике судьи Кулевой О.Н.
с участием прокурора Самойленко Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Одинцовского городского округа Московской области к Ворошкевичу Сергею Николаевичу, Ворошкевич Олесе Александровне, действующей также в интересах несовершеннолетних Ворошкевич Тимофея Сергеевича, Ворошкевич Алисы Сергеевны, о выселении из дома, подлежащего сносу, с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о выселении из однокомнатной квартиры по адресу: АДРЕС, с предоставлением двухкомнатной АДРЕС на условиях социального найма; снятии с регистрационного учета по адресу: АДРЕС.
В обоснование заявленных требований Администрация Одинцовского городского округа Московской области указала, что ответчики зарегистрированы и проживают на условиях социального найма в однокомнатной квартире по адресу: АДРЕС. Размер занимаемой общей площади жилого помещения составляет 34,63 кв.м, жилой площади – 17,3 кв.м. В установленном порядке жилой АДРЕС определен под снос. Переселение семей нанимателей из жилого АДРЕС, подлежащего сносу, производится Администрацией Одинцовского городского округа АДРЕС в дом - новостройку по адресу: АДРЕС. Ответчики с предоставленным жилым помещением не согласились, освободить жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем сносу, отказываются, для заключения договора социального найма предоставленного жилого помещения в доме-новостройке в уполномоченный орган не обращались, в связи с чем Администрация Одинцовского городского округа Московской области вынуждена обратиться в суд.
Истец Администрация Одинцовского городского округа Московской области в лице представителя в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Ответчик Ворошкевич С.Н. в судебном заседании с иском не согласился по тем основаниям, что первоначально взамен на жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем сносу, была предоставлена трехкомнатная квартира, с которой ответчики согласились, однако, она по непонятным причинам, распределена другой семье. При этом, обратил внимание, что в указанной квартире имелись недостатки, однако после их устранения ответчики готовы были в нее заселиться. Смотровой талон на жилое помещение Ворошкевич С.Н. не получил.
Ответчик Ворошкевич О.А. в судебном заседании в удовлетворении требований возражала. Пояснила, что смотровые талоны на жилые помещения получала лично, однако, поскольку ответчики членами одной семьи не являются, ведут хозяйство отдельно друг от друга, просила Администрацию предоставить два отдельных жилых помещения, однако, истец данного условия не учел, распределил одну двухкомнатную квартиру, что недопустимо.
Третьи лица Министерство жилищной политики Московской области, АО «ПИК-Регион» своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежаще уведомленными о дате месте и времени судебного разбирательства.
Третье лицо Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Одинцовскому городскому округу и городскому округу Краснознаменск в лице представителя в судебном заседании просила постановить решение в соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов несовершеннолетних детей.
Прокурор в своем заключении заявленные исковые требования полагал законными и обоснованными.
Суд с учетом мнения участников процесса и в силу положений ст. ст. 154, 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ счел возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Выслушав доводы представителя истца, позицию ответчиков, заключение прокурора и мнение управления опеки и попечительства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ).
Согласно ч. 7 этой же статьи ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Ворошкевич С.Н., Ворошкевич О.А., ..... ФИО3 и ФИО4 зарегистрированы и проживают на условиях социального найма в однокомнатной квартире по адресу: АДРЕС. Размер занимаемой общей площади жилого помещения составляет 34,63 кв.м, жилой площади – 17,3 кв.м. (л.д. 11-12).
Брак между Ворошкевич С.Н. и Ворошкевич О.А. расторгнут.
Ответчики малоимущими в установленном порядке не признаны, на учете нуждающимися в улучшении жилищных условий в городском поселении Одинцово не состоят.
На основании решения о развитии застроенной территории, утвержденного постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 30.12.2014 г. № 2525 «о развитии застроенной территории АДРЕС», заключенного между Министерством строительного комплекса АДРЕС, Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, АДРЕС определен под снос. (л.д. 16-53).
Переселение семей нанимателей из жилого АДРЕС, подлежащего сносу, производится Администрацией Одинцовского городского округа Московской области в дом - новостройку по адресу: АДРЕС.
Управлением Росреестра по Московской области произведена государственная регистрация права на жилое помещение в доме –новостройке за муниципальным образованием Одинцовский городской округ Московской области. (л.д. 13-14).
02.12.2019 г. ответчикам в лице Ворошкевич О.А. выдан смотровой талон на жилое помещение в виде трехкомнатной АДРЕС общей площадью 71,8 кв.м, жилой площадью 46,8 кв.м в АДРЕС в АДРЕС.
В талоне указано, что в случае несообщения к установленному в нем сроку о получении жилой площади уполномоченный орган считает, что наниматель от жилой площади беспричинно отказался.
Указанный смотровой талон ответчиками в установленном порядке в Администрацию Одинцовского городского округа Московской области возвращен не был.
13.12.2019 г. Ворошкевич О.А. обратилась в Администрацию Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о внесении изменений в первоначальные учетные данные для выделения ей и ее несовершеннолетним детям отдельной жилой площади.
22.01.2020 г. ответчикам в лице Ворошкевич О.А. выдан второй смотровой талон на жилое помещение в виде двухкомнатной АДРЕС, общей площадью 73, 9 кв.м, жилой площадью 32,6 кв.м. (л.д. 10)
С представленным жилым помещением ответчики не согласились.
В сообщении от 22.01.2020 г. Администрация разъяснила Ворошкевич С.Н., что поскольку смотровой талон на АДРЕС ответчиками в уполномоченный орган возвращен не был, данное обстоятельство расценено как отказ от предлагаемой жилой площади, в связи с чем семье Ворошкевич распределено жилое помещение в виде двухкомнатной АДРЕС.
Постановлением Администрации Одинцовского городского округа Московской области № от 25.02.2020 г. трехкомнатная АДРЕС общей площадью 71,8 кв.м, жилой площадью 46,8 кв.м в АДРЕС предоставлена Павловой О.В. с семьей 4 человека.
В соответствии с п. 1.130 п. 1 Постановления Администрации Одинцовского городского округа Московской области Ворошкевич С.Н. с семьей 4 человека: он, бывшая супруга, сын и дочь предоставлено благоустроенное жилое помещение в виде двухкомнатной АДРЕС.
При этом, общая площадь предоставленного жилого помещения на каждого члена семьи (18,47 кв.м) соответствует норме предоставления общей жилой площади, поскольку в соответствии с п. 2.1 Положения «о переселении граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с развитием застроенных территорий Одинцовского городского округа Московской области», утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 05.11.2019 г. № нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления в Одинцовском городском округе Московской области установлена решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.08.2019 г. № 36/8 в размере 14 кв.м на одного человека.
Управлением жилищных отношений Администрации Одинцовского городского округа Московской области в адрес ответчиков неоднократно направлены уведомления о необходимости прибыть в Управление для заключения договора социального найма предоставленного жилого помещения.
Вместе с тем, до настоящего времени такой договор ответчиками не заключен.
Освободить жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем сносу, ответчики также отказываются.
Согласно ст. 86 ЖК РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии чч. 1 и 2 ст. 89 указанного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В силу ст. 10 этого же кодекса жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Таким образом, правовое регулирование жилищных правоотношений предусматривает лишь возможность, но не безусловную обязательность предоставления нанимателю и членам его семьи жилого помещения большей площади.
При этом, Положение «о переселении граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с развитием застроенных территорий Одинцовского городского округа Московской области», предполагает наличие согласия граждан на переселение в жилое помещение большей площади, равно как и возможность отказа от такого варианта переселения.
Согласие гражданина на предоставление при переселении из подлежащего сносу многоквартирного дома другого благоустроенного жилого помещения большей площади нормам жилищного законодательства, в том числе, положениям ст. 1 ЖК РФ, не противоречит.
Кроме того, применительно к положениям ст. 89 ЖК РФ критерий равнозначности не исключает возможности предоставления гражданам в порядке переселения жилого помещения большей площади взамен ранее занимаемого жилого помещения при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведённые положения правовых норм, суд приходит к выводу, что Администрацией Одинцовского городского округа при переселении ответчиков из жилого дома, подлежащего сносу, в дом –новостройку соблюдены необходимые требования законодательства, ответчикам предоставлено благоустроенное жилое помещение, превышающее общую площадь занимаемого ответчиками жилого помещения, однако, от освобождения жилого помещения в доме, подлежащем сносу, ответчики неправомерно уклоняются, освободить его отказываются, в связи с чем подлежат выселению из него в принудительном порядке по решению суда и снятию с регистрационного учета.
К доводу ответчиков о том, что они выразили согласие на изначально предоставленную трехкомнатную квартиру, суд относится критически, поскольку доказательств уведомления уполномоченного органа в установленный срок о своем решении ими по правилам ст. 56 ГПК РФ не представлено, а в настоящее время испрашиваемая квартира с целью переселения распределена другой семье.
Обстоятельств для предоставления ответчикам двух отдельных жилых помещений на условиях социального найма при рассмотрении дела также не установлено, в связи с чем ссылка ответчика на предоставление не соответствующего требованиям законодательства жилого помещения отклоняется судом как несостоятельная.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации Одинцовского городского округа Московской области к Ворошкевичу Сергею Николаевичу, Ворошкевич Олеси Александровны, действующей также в интересах ..... ФИО3, ФИО4 о выселении из дома, подлежащего сносу, с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, – удовлетворить.
Выселить Ворошкевича Сергея Николаевича, Ворошкевич Олесю Александровну, ФИО7, ФИО4 из однокомнатной квартиры по адресу: АДРЕС предоставлением жилого помещения - двухкомнатной АДРЕС по адресу: АДРЕС на условиях социального найма.
Снять Ворошкевича Сергея Николаевича, Ворошкевич Олесю Александровну, ФИО7, ФИО4 с регистрационного учета по адресу: АДРЕС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.В. Саркисова