Дело №2-1770/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Емельяново 08 декабря 2014 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лукашенок Е.А.,
при секретаре: Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бадяевой Серафимы Михайловны к КГБУЗ «Емельяновская районная больница» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Бадяева С.М. обратилась в суд с иском к КГБУЗ «Емельяновская районная больница», в котором просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда с связи с некачественным оказанием медицинской помощи ее сыну - Бадяеву А.В.- повлекшем его смерть, в размере 2 000 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что Бадяева С.М. является матерью Бадяева А.В., умершего 12.11.2012 года. Причиной смерти Бадяева А.В. явилось заболевание легких. 12.11.2012 года в 11:00 часов, Бадяеву А.В. находящемуся дома, внезапно стало плохо. Бригада СМП МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» приехавшая на вызов отказалась госпитализировать Бадяева А.В. для лечения, сославшись, что его необходимо везти в КНД, при этом выставив диагноз «Алкоголизм. Запойный период. Синдром отмены алкоголя. Судорожный синдром». 12.11.2012 года в 17:00 часов, Бадяеву А.В. снова стало плохо. Бригада СМП МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» приехавшая на вызов, вновь поставила вышеуказанный диагноз. При этом, врач скорой медицинской помощи, не осматривая Бадяева А.В., сказал, что ему необходимо самостоятельно спуститься в автомобиль скорой медицинской помощи, при этом, не предлагая носилки. Бадяева А.В., находящегося в бессознательном состоянии с помощью других лиц спустили в автомобиль скорой медицинской помощи, где он через непродолжительный период скончался. По факту неоказания сотрудниками скорой медицинской помощи МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» Бадяеву А.В. 20.09.2013 года следователем МО МВД РФ «Емельяновский» отказано в возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 124 УК РФ. На данное постановление в настоящее время подана жалоба. При проведении проверки была проведена судебно-медицинская экспертиза, согласно выводам которой, диагнозы, выставленные сотрудниками скорой медицинской помощи Бадяеву А.В. -являлись неверными; медицинская помощь Бадяеву А.В. была оказана не в полном объеме. Сотрудники скорой медицинской помощи должны были госпитализировать Бадяева А.В. в МБУЗ «Емельяновская ЦРБ», при транспортировке на носилках. Истец полагает, что именно непрофессиональные действия сотрудников скорой медицинской помощи, привели к смерти ее сына. Смерь ее сына причинила моральный вред в виде глубоких нравственных страданий, которые усилились от сознания возможности при условии оказания качественной медицинской помощи спасения жизни ее сыну. На основании ст.1064 ГК РФ просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, который она оценивает в размере 2 000 000 рублей.
В судебном заседании истец Бадяева С.М. поддержала заявленные исковые требования, пояснив изложенное в иске.
Представитель ответчика КБУЗ «Емельяновская районная больница» Какаулина П.С. с иском не согласилась, суду пояснила, что в связи с поступлением запроса прокуратуры по факту обращения за медицинской помощью в МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» Бадяева А.В. проведена служебная проверка, в результате которой сделаны выводы, о том, что вызовы Бодяева А.В. были своевременно обслужены сотрудниками СМП МБУЗ «Емельяновская ЦРБ», лечебные и реанимационные мероприятия проведены в достаточном объеме. Резкое ухудшение состояние Бодяева А.В. вероятно спровоцировано несвоевременной госпитализацией в связи с отказом от госпитализации в стационар и самостоятельной транспортировкой родственниками больного в машину СМП в положении стоя. Отказ Бадяева А.В. от госпитализации повлек оказание медицинской помощи не в полном объеме. Из заключения судебно-медицинской экспертизы причина смерти Бадяева А.В. состоит в непрямой причинной связи с действиями сотрудников «скорой помощи».
Третье лицо врач Бородкин А.А. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, суду пояснил, что когда первый раз приехали на вызов, была оказана мед.помощь Бадяеву А.В., который отказался от госпитализации в стационар, при этом Бадяева С.М. находилась в квартире и не возражала против заявления Бадяева А.В. об отказе от госпитализации. При повторном вызове, осмотрел Бадяева А.В. и пояснил, что спущусь к автомобилю «скорой помощи», чтобы поднять в квартиру носилки, однако родственники Бадяева А.В. не стали дожидаться носилок и самостоятельно стали транспортировать больного в машину СМП в положении стоя, после чего состояние Бадяева А.В. ухудшилось, в автомобиле СМП были проведены реанимационные мероприятия, однако Бадяев А.В. скончался.
Допрошенная в судебном заседании в качестве третьего лица фельдшер Илющенко Е.Н.пояснила, что когда первый раз приехали на вызов, была оказана мед.помощь Бадяеву А.В., который отказался от госпитализации в стационар. Когда поступил второй вызов в квартиру Бадяева А.В. пошел врач Бородкин А.А., а она пошла на вызов к другому больному в этом же доме. Видела, как Бадяева А.В. родственники самостоятельно транспортировали в машину СМП в положении стоя, после чего состояние Бадяева А.В. ухудшилось, в автомобиле СМП были проведены реанимационные мероприятия, однако он скончался.
Привлеченный к участию в деле прокурор Емельяновского района в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, с согласия сторон дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, отказной материал № 870/2457 от 27.03.2013 года, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также статьи 2 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
Согласно статьям 17, 20 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, в том числе правом на бесплатную лечебно- диагностическую помощь при заболевании в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ и правовыми актами субъектов РФ.
Положения ст. 66 и 68 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" предусматривают, что в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшее причинение вреда здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Истец Бадяева Серафима Михайловна является матерью Бадяева Анатолия Викторовича, 17.11.1980 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.
Согласно свидетельству о смерти Бадяев А.В. умер 12 ноября 2012 года.
Смерь Бадяева А.В. наступила в машине скорой медицинской помощи.
По результатам служебной проверки по факту обращения за медицинской помощью в МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» Бадяева А.В., отраженным в протоколе от 30.11.2012 года, установлено следующее.
12.11.2012 года в 11ч. 00 мин. в отделение СМП МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» по телефону поступил вызов к Бадяеву Анатолию Викторовичу, проживающему по адресу: р.п. Емельяново, ул. Новая, 17 «а» кв. 36, с жалобами на дрожь в теле, тянущие боли в конечностях, головокружение, общее недомогание.
Бригада СМП в составе врач Бородкин А.А., фельдшер Илющенко Е.Н. выехала на вызов в 11ч. 01 мин., прибыла на место в 11 ч. 11 мин. При осмотре Бадяева А.В. со слов родственников установлено, что он принимает алкогольные напитки в течение 3-х месяцев. Со слов родственников судороги появились сегодня впервые, на улице, возле подъезда. Родственники самостоятельно подняли Бадаева А.В. в квартиру и вызвали «скорую помощь». По данным осмотра установлен диагноз: «Алкоголизм. Запойный период. Синдром отмены алкоголя. Судорожный синдром».
На месте пациенту оказана неотложная медицинская помощь, произведена внутривенная инъекция лекарств,
В результате проведенных мероприятий состояние больного улучшилось
Учитывая тяжесть состояния, пациенту предложена госпитализация в стационар, от которой Бадяев А.В. отказался, о чем свидетельствует запись в п. 31 карты вызова скорой медицинской помощи №16856 от 12.11.2012 г. запись удостоверена подписью Бадяева А.В.
В 12 ч. 00 мин. Бригада СМП прибыла в отделение по окончании вызова к Бадаеву А.В.
В 17.00 ч. 12.11.2012 г. поступает повторный вызов от Бадяева А.В. с жалобами на ухудшение состояния. Бригада СМП в составе: врач Бородкин А.А., фельдшер Илющенко Е.Н. находилась на вызове в доме по адресу проживания Бадяева А.В. В 17.01 мин. Врач отделения СМП Бородкин А.А. прошел в квартиру №36 и осмотрел Бадаева А.В.
По результатам осмотра установлен диагноз: «Алкоголизм. Запойный период. Синдром отмены алкоголя. Судорожный синдром. Отек головного мозга».
Учитывая тяжесть состояния принято решение госпитализировать Бадяева А.В. в стационар. Врач СМП Бородкин А.А. сообщил родственникам, чтобы они готовили Бадяева А.В. к транспортировке и спустился в автомобиль СМП для подготовки носилок для переноса Бадаева А.В. В течение этого времени родственники самостоятельно своими ногами привели Бадяева А.В. в автомобиль СМП. При помещении больного в автомобиль СМП в 17.26 ч. у него возникли судороги тонического характера, на высоте которых наступила остановка сердечной и дыхательной деятельности. В автомобиле СМП незамедлительно начато проведение реанимационных мероприятий. На фоне проводимой сердечно-легочной реанимации сердечная и дыхательная деятельность не восстановилась, появились необратимые трупные изменения. В 17.56 ч. реанимационные мероприятия в связи с их неэффективностью прекращены, констатирована биологическая смерть.
18.02.2013 года жена Бадяева А.В. Бадяева Л.Н. обратилась с заявлением в ГСУ СК РФ по Красноярскому краю о проведении проверки действий бригады скорой помощи Емельяновской ЦРБ.
Постановлением следователя СО МО МВД России «Емельяновский» от 20.09.2013 года в возбуждении уголовного дела по факту неоказания медицинской помощи МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» больному Бадяеву А.В. по ч.2 ст.124 УК РФ отказано в связи с тем, что проведенной проверкой установлено, что умысла на неоказание медицинской помощи Бадяеву А.В. у работников скорой медицинской помощи не было, в действиях медицинских работников имелась ошибка в диагнозе и неправильная оценка состояния больного.
Постановлением заместителя прокурора Емельяновского района постановлением следователя от 20.09.2013 года отменено, материал направлен для дополнительной проверки.
В рамках отказного материала была проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза №343 от 23 апреля 2013 года по медицинским документам на имя Бадяева А.В., которая пришла к следующим выводам по поставленным следователем вопроса:
«Вопрос 1. Какова причина смерти Бадяева Анатолия Викторовича, 17.11.1980г/р?
Ответ :(1). Причиной смерти Бадяева А.В. явилось заболевание легких -правосторонняя пневмония осложненная фибринозным плевритом, что привело к развитию инфекционно-токсического шока с отеком головного мозга, что и явилось непосредственной причиной смерти.
Вопрос 2. Правильно ли был выставлен диагноз сотрудниками «скорой помощи»?
Ответ (2): Согласно представленной на экспертизу копии карты вызова скорой медицинской помощи № 16856 от 12.11.2012г. на имя Бадяева Анатолия Викторовича, 1980г.р., ему был выставлен диагноз: «Алкоголизм. Запойный период. Синдром отмены алкоголя. Судорожный синдром». Данный диагноз выставлен не правильно.
Согласно копии карты вызова скорой медицинской помощи № 16866 от 12.11.2012г. на имя Бадяева Анатолия Викторовича, 1980г.р., ему был выставлен диагноз: «Алкоголизм. Запойный период. Синдром отмены алкоголя. Судорожный синдром». Данный диагноз выставлен не правильно.
Вопрос 3. В полном ли объеме проведено обследование Бадяева А.В. сотрудниками «скорой помощи»?
Ответ(3): Согласно представленной на экспертизу копии карты вызова скорой медицинской помощи № 16856 от 12.11.2012г. на имя Бадяева Анатолия Викторовича, 1980г.р., обследование Бадяева А.В. проведено в полном объеме.
Вопрос 4. В полном ли объеме оказана медицинская помощь Бадяеву А.В. сотрудниками «скорой помощи» при вызове 12.11.2012 в 11 часов?
Ответ (4): Медицинская помощь Бадяеву А.В. сотрудниками «скорой помощи» при вызове 12.11.2012 года в 11:00 часов оказана не в полном объеме.
Вопрос 5. В полном ли объеме оказана медицинская помощь Бадяеву А.В. сотрудниками «скорой помощи» при вызове 12.11.2012 в 17 часов?
Ответ (5): Медицинская помощь Бадяеву А.В. сотрудниками «скорой помощи» при вызове 12.11.2012 года в 17:00 часов оказана не в полном объеме.
Вопрос 6. Должны ли были госпитализировать Бадяева А.В. сотрудники «скорой помощи» в другое лечебное учреждение при вызове 12.11.2012 в 11 часов?
Вопрос 7. Должны ли были госпитализировать Бадяева А.В. сотрудники «скорой помощи» в другое лечебное учреждение при вызове 12.11.2012 в 17 часов?
Ответ 6: (6,7). Анализом представленных в распоряжение судебно-медицинской экспертной комиссии материалов проверки и медицинских документов, установлено, что сотрудники «скорой помощи» при вызове 12.11.2012 года в 11:00 и в 17:00 часов, должны были госпитализировать Бадяева А.В. в «Емельяновскую» ЦРБ.
Вопрос 8. Какая транспортировка необходима была при госпитализации?
Ответ 7 (8). При госпитализации Бадяеву А.В. была необходима транспортировка на носилках.
Вопрос 9. Состоит ли причина смерти Бадяева А.В. в прямой причинной связи с действиями, либо бездействием, сотрудников «скорой помощи»?
Ответ 8 (9). Причина смерти Бадяева А.В. состоит в непрямой причинной связи с действиями сотрудников «скорой помощи».
Вопрос 10. Каков причиненный вред здоровью Бадяева А.В. действиями и бездействием сотрудников «скорой помощи»?
Ответ 9 (10). Степень тяжести вреда причиненного здоровью Бадяева А.В. оценить не представляется возможным, так как согласно п.24 раздела III приказа МЗиСР РФ 194н от 24.04.2008г «ухудшение состояния здоровья, вызванное характером и тяжестью заболевания, поздними сроками начала лечения, сопутствующей патологией и другими причинами, не рассматривается как причинение вреда здоровью.
Не доверять выводам данного заключения у суда не имеется.
Ответчиком не представлено другого заключения.
Согласно выводам комиссионной судебно-медицинской экспертизы №343 медицинская помощь Бадяеву А.В. сотрудниками «скорой помощи» при вызовах 12.11.2012 года в 11.00 и 17:00 часов оказана не в полном объеме, сотрудники «скорой помощи» при вызове 12.11.2012 года в 11:00 и в 17:00 часов, должны были госпитализировать Бадяева А.В. в «Емельяновскую» ЦРБ, при госпитализации Бадяеву А.В. была необходима транспортировка на носилках.
Данные выводы свидетельствуют о том, что медицинская помощь Бадяеву А.В. была оказан ненадлежащего качества. И хотя наступление смерти Бадяева А.В. согласно этому заключению, не состоит в прямой причинной связи с действиями сотрудников скорой помощи, это не освобождает ответчика от обязанности возместить вред родственнику умершего за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, и а именно за то, что медицинская помощь Бадяеву А.В. была оказана не в полном объеме, и при госпитализации ему не предложили носилки.
Этими противоправными действиями работников ответчика истцу как близкому родственнику умершего были причинены нравственные страдания.
С учетом степени нравственных страданий истца, степени вины нарушителя, конкретных обстоятельств дела, из которых видно, что сам умерший отказался в первый вызов от госпитализации, а также принимая во внимание состояние здоровья потерпевшего, употребление им накануне случившегося алкоголя, требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда подлежит снижению до 50 000 рублей.
Поскольку в настоящее время наименование ответчика с МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» изменилось на КБУЗ «Емельяновская районная больница», то данная сумма подлежит взысканию с КБУЗ «Емельяновская районная больница».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.192-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бадяевой Серафимы Михайловны о взыскании компенсации морального вреда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи удовлетворить частично.
Взыскать с КГБУЗ «Емельяновская районная больница» в пользу Бадяевой Серафимы Михайловны компенсацию морального вреда за некачественное оказание скорой медицинской помощи ее сыну – Бадяеву Анатолю Викторовичу в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения (т.е. с 15.12.2014 г.).
Судья: Лукашёнок Е.А.