УИД 46RS0009-01-2021-000113-56 Дело № 2-76/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 19 мая 2021 года
Конышевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Батуро С.В., с участием заместителя прокурора Конышевского района Курской области Сенчук И.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клюевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа», администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области о возложении обязанности оборудовать вход в здание информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> района <данные изъяты> области обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Черниченская основная общеобразовательная школа» (далее МКОУ «<данные изъяты> ООШ»), администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области о возложении обязанности оборудовать вход в здание информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <данные изъяты> района <данные изъяты> области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации проведена проверка исполнения МКОУ «<данные изъяты> ООШ» требований законодательства в названной сфере.
В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, расположено здание МКОУ «<данные изъяты> ООШ», являющееся зданием массового посещения. В нарушение требований Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», при входе в здание МКОУ «Черниченская ООШ» не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Указанные нарушения влекут отсутствие свободного доступа к зданию образовательной организации неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) с ограниченными возможностями, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней физической нагрузки, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Просит суд возложить обязанность на администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию при входе в здание МКОУ «<данные изъяты> ООШ» информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, в соответствии с требованиями 8.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»; возложить обязанность на МКОУ «<данные изъяты> ООШ» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить при входе в здание МКОУ «<данные изъяты> ООШ» информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, в соответствии с требованиями 8.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области Сенчук И.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенном в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – МКОУ «<данные изъяты> ООШ», о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В суд направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МКОУ «<данные изъяты> ООШ». Заявленные исковые требования признает и не возражает против их удовлетворения.
Представитель ответчика – администрации Конышевского района Курской области, извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть данное гражданское дело в неявившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации) к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В соответствии с положениями п.1 ч.4 ст.26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», в целях обеспечения условий доступности инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с общими положениями Устава МКОУ «<данные изъяты> ООШ» является казенным образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества МКОУ «<данные изъяты> ООШ» является муниципальный район «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области. При этом функции и полномочия учредителя муниципального района «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области осуществляет администрация <данные изъяты> района Курской области.
Таким образом, именно на муниципальном районе «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области лежит обязанность по финансированию образовательного учреждения.
На основании ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений: безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений закреплены в «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр (ред. от 10.02.2017) (далее – Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступивший в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 года.
Согласно п. 8.1.6 Свода правил при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и тп.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа. На основных путях движения в соответствии с зданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм.
Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании, не отрицалось сторонами, в здании, относящемся к категории зданий учреждений социального назначения, по адресу: <адрес> располагается МКОУ «<данные изъяты> ООШ», и на входе в него отсутствует информационная тактильная либо тактильно-звуковая мнемосхема.
Таким образом, судом установлено, что указанное выше административное здание не находится в собственности образовательного учреждения, но фактически используется им для осуществления образовательной деятельности. При входе в указанное выше здание МКОУ «<данные изъяты> ООШ» не установлены информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы.
Доказательств того, что в МКОУ «<данные изъяты> ООШ» в настоящее время для инвалидов по зрению установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, стороной ответчика представлено не было.
В образовательном учреждении отсутствует информационная мнемосхема, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что денежные средства на установку информационной мнемосхемы образовательному учреждению выделены. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, что не соответствует социальной политике государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Отсутствие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) у входа в здание МКОУ «<данные изъяты> ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 37 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
В соответствии с ч.4 ст.169 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ проект бюджета муниципального района составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Судом установлено и из материалов дела следует, что образовательное учреждение собственных средств на оборудование входа в здание МКОУ «<данные изъяты> ООШ» мнемосхемой не имеет, что подтверждается материалами дела.
Обязательства по финансированию данного мероприятия являются расходным обязательством органа местного самоуправления. Выделение денежных средств производится в рамках бюджетного процесса и осуществляется непосредственно учредителем образовательного учреждения – администрацией муниципального района «Конышевский район», в связи с чем, и обязанность финансирования мероприятия по установлению информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы должна быть возложена на него.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиками не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, а также им не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленных в обоснование исковых требований.
Таким образом, установленные нарушения действующего законодательства подлежат устранению административными ответчиками в установленном порядке.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из особенностей формирования бюджета муниципального района «Конышевский район» с учетом мнения прокурора, суд полагает необходимым установить шестимесячный срок для исполнения решения, исчисляя указанный срок со дня вступления решения в законную силу, который будет достаточным для осуществления финансирования проведения мероприятия по оборудованию информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой входа в здание образовательного учреждения.
При этом представителем ответчика не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие невозможность исполнения решения суда в установленный срок.
С учетом изложенного, административные исковые требования прокурора Конышевского района Курской области подлежат удовлетворению.
Как установлено п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков)освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.1 ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджетной сметы.
Таким образом, муниципальные казенные учреждения обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное, положения п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, п.1.11 Устава, из которого следует, что учредителем МКОУ «<данные изъяты> ООШ» является орган местного самоуправления, финансовое обеспечение указанного учреждения осуществляется за счет средств бюджета, суд оснований для взыскания государственной пошлины с ответчиков не находит.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 8.1.6 ░░ 59.13330.2016 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 8.1.6 ░░ 59.13330.2016 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – <░░░░>.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.