РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 14 февраля 2023 года
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лапшиной З.Р.,
при помощнике судьи Лаповой Е.И.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Самары Мосталыгиной А.В.,
представителя административного истца – ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Поповой А.В., представившей доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ и диплом сер. № №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению начальника ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Ермохина Н.Н. об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Адяинова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Ермохин Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Адиянова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указав, что Адиянов Н.Н. осужден ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Самары по ч.3 ст. 30 п. «б» ч.3 ст.228.1, ч.1 ст. 228, ч.2 ст. 69 УК РФ к лишению свободы на срок 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, совершенное преступление относится к категории особо тяжких. Адиянов Н.Н. отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Энгельского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на не отбытый срок 04 месяца 19 дней. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в ОП № У МВД России по г.Самаре, как лицо условно-досрочно освобожденное из мест лишения свободы, на срок 4 месяца 19 дней. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Адиянов Н.Н. состоит на учете в ОП по Советскому району У МВД России по г.Самаре как лицо, формально попадающее под административный надзор. В течение года был 2 раза привлечен к административной ответственности. На основании изложенного административный истец просит установить административный надзор сроком на 03 года, а также установить административные ограничения: 1) являться на регистрацию в ОВД по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения 1 (один) раза в месяц; 2) запретить посещение баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив; 3) запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель административного истца Попова А.В., доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Указав, что по месту жительства Адиянов Н.Н. характеризуется неудовлетворительно, проживает по адресу: <адрес>, совместно с матерью. Неоднократно привлекался к административной ответственности, также в отношении него составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.1.1 КоАП РФ, который в настоящее время не рассмотрен.
В судебное заседание Адиянов Н.Н. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменного ходатайства просил административное дело рассмотреть в его отсутствие, с административными исковыми требованиями согласен.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мосталыгина А.В. полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме. При этом указав, что срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Заслушав представителя административного истца, заключение старшего помощника прокурора, а также исследовав административное исковое заявление и представленные суду материалы, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п.1 ч.1 и п.2 ч.3 ст. 3 Федерального закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.1 ч.1 ст.5, п. 2 ч. 3 ст. 5 указанного выше Федерального Закона РФ административный надзор устанавливается в отношении данной категории лиц, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, и срок административного надзора исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Как следует из материалов дела, Адиянов Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден приговором Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 30 п. «б» ч.3 ст.228.1, ч.1 ст. 228, ст.64 (по преступлению по ч.3 ст. 30 п. «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ), ч.2 ст. 69 УК РФ к лишению свободы на срок 6 лет без ограничений свободы, без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из описательно-мотивировочной части приговора от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Адиянов Н.Н. осужден за совершение особо тяжкого преступления.
Установлено, что Адиянов Н.Н. является совершеннолетним лицом, освободившимся ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области по постановлению Энгельского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на не отбытый срок 04 месяца 19 дней.
ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в ОП № 3 У МВД России по г.Самаре, как лицо условно-досрочно освобожденное из мест лишения свободы, на срок 4 месяца 19 дней.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Адиянов Н.Н. состоит на учете в ОП по Советскому району У МВД России по г. Самаре, как лицо формально попадающее под административный надзор. Имеет регистрацию по адресу: <адрес>.
Из представленных сведений следует, что Адиянов Н.Н. в течение года дважды привлечен к административной ответственности, а именно в отношении него составлены:
- протокол сер.22 № по ст.20.21 КоАП РФ (находился в общественном месте в состоянии опьянения), в связи с чем заместителем начальника ОП № 3 У МВД России по г. Самаре Дикаревым С.В. вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Адиянова Н.Н. к административной ответственности по ст.20.21 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. (постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ);
- протокол сер.23 № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 20.21 КоАП РФ (находился в общественном месте в состоянии опьянения), в связи с чем мировым судьей судебного участка № Советского судебного района г. Самары Хамадеевой Н.Ф. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Адиянова Н.Н. по ст.20.21 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. (постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ).
Все постановления вступили в законную силу, правонарушения отнесены к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, Адияновым Н.Н. в течение года совершено два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в отношении Адиянова Н.Н. подлежит установлению административный надзор, поскольку он является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, совершившее в течение одного года два административных правонарушения, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность.
Категории преступлений определены в статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Срок административного надзора привязан к сроку погашения судимости и не может его превышать ни при каких обстоятельствах.
В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание требования закона, установленные по делу обстоятельства, предоставленную характеристику на административного ответчика, по которому Адиянов Н.Н. характеризуется с неудовлетворительной стороны, суд полагает необходимым установить в отношении Адиянова Н.Н. административный надзор сроком на 3 года.
Указанный срок не превышает срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, поименован в ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим.
Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая положения ст. 273 КАС РФ, Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", с учетом личности административного ответчика, представленной характеристики УУП ОУУП и ПДН ОП по Советскому району г. Самары У МВД России, которым характеризуется Адиянов Н.Н. с неудовлетворительной стороны (не работает, склонен к совершению административных правонарушений, замечен в злоупотреблении алкогольной продукции, жалобы со стороны его матери), привлечение к административной ответственности за нахождения в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, суд считает необходимым установить в отношении Адиянова Н.Н. административные ограничения в виде: обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения баров, ресторанов и иных мест общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив.
Также административным истцом заявлены требования об установлении ограничений в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 (ред. от 22.12.2022) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. В решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ). Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Из пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 следует, что местами проведения массовых и иных мероприятий является спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования).
В связи с чем, в части установления ограничений в виде «запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях» суд с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также учитывая, что преступления по приговору суда и правонарушения по делам об административных правонарушениях совершены не в местах проведения массовых мероприятиях, полагает, что данные требования в настоящее время заявлены преждевременно, кроме того, административным истцом не приведены достаточных обоснований о необходимости установления данного ограничения, в связи с чем в данной части требования не подлежат удовлетворению.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Адиянова Н.Н. административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту жительства. Какие либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Кроме того, назначение ограничений не нарушают права административного ответчика, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поднадзорное лицо не лишено права обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Согласно ч.2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При наличии нарушений поднадзорным лицом административных ограничений и несоблюдения законодательства РФ, орган внутренних дел в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Ермохина Н.Н. об установлении административного надзора и ограничений в отношении Адиянова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Адиянова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 3 (три) года.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В указанный период установить Адиянову Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения года рождения административные ограничения в виде:
- обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета посещения баров, ресторанов и иных мест общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Советский районный суд города Самары.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>