РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
2 апреля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1615/19 по заявлению Д. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 апреля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1615/19 по заявлению Д. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Д. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что является собственницей земельного участка с кадастровым номером № площадью 498 м2 по адресу: <адрес>. 9.01.2019 г. она обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду прилегающего земельного участка площадью 597 м2. 11.02.2019 г. Департамент градостроительства г.о. Самара распоряжением №РД-251 отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ в связи с тем, что на испрашиваемом участке находится объект капитального строительства «ВЛ-35 кВ «Перемычка 1, Перемычка 2». У данного объекта отсутствует собственник, права на этот объект не зарегистрированы. ЗК РФ допускает возможность предоставления земельного участка с линейными объектами в аренду. Предоставление испрашиваемого участка в аренду под огородничество с установлением допуска собственника линейного объекта в охранную зону не противоречит законодательству. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 11.02.2019 г. №РД-251, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара согласовать предоставление земельного участка в аренду.
В судебном заседании заявительница заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности от 16.01.2019 г. №Д05-01/79 Попова М.М. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 54-59).
Заинтересованное лицо ООО «Электрощит-ЭТС» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представило.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 9.01.2019 г. истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для огородничества без проведения торгов (л.д. 25-26). Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 24) испрашиваемый земельный участок имеет площадь 597 м2. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала №.
Распоряжением от 11.02.2019 г. №РД-251 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истице в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 43).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен кю в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истицей земельного участка, как усматривается из его заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.
Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.1 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
В соответствии с пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1-13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ.
Отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления истице испрашиваемого им земельного участка основан на пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ (схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ), мотивирован тем, что разработка схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением предусмотренных п.4 ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно образование земельного участка приводит к невозможности использования расположенного на нём объекта недвижимости.
Ответчик указывает, что на испрашиваемом истицей земельном участке находится объект капитального строительства (сооружение) с кадастровым номером №.
Данное обстоятельство подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары (л.д. 29-31) и истицей не оспаривается.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости (л.д. 43-44) указанное сооружение представляет собой высоковольтную линию электропередачи 1969 г. постройки протяжённостью 4 445 м.
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.
Истица не является собственницей сооружения с кадастровым номером №, что ею не отрицается.
Следовательно, истице не может быть предоставлен ни в собственность, ни в аренду находящийся в неразграниченной государственной собственности земельный участок, занятый не принадлежащим её сооружением.
Доводы истицы о том, что у сооружения отсутствует собственник, неосновательны. Отсутствие записи о государственной регистрации права собственности на сооружение в едином государственном реестре недвижимости не свидетельствует о том, что оно является бесхозяйным имуществом. Поскольку линия электропередачи построена до 31.01.1998 г. (даты введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), ранее возникшее право на неё признаётся действительным без государственной регистрации.
Истица полагает, что предоставление ей в аренду земельного участка, занятого высоковольтной линией, не будет являться препятствием для эксплуатации линии, поскольку она как арендатор будет обязана обеспечивать допуск собственника линейного объекта и организации, осуществляющей его эксплуатацию. Однако п.13 ст.39.8 ЗК РФ, на который при этом ссылается истица, регламентирует условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и полностью или частично расположенного в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта. В данном же случае испрашивается земельный участок, на котором расположен сам линейный объект как сооружение. Предоставление такого земельного участка органом местного самоуправления в аренду лицу, не являющемуся собственником объекта, невозможно, поскольку нарушит исключительное право собственника сооружения.
Истица может приобрести право аренды земельного участка, на котором расположена высоковольтная линия, лишь заключив соответствующий договор с собственником сооружения, после приобретения им прав на землю.
Истица также вправе исключить из испрашиваемого земельного участка территорию, занятую сооружением и необходимую для его использования, и вновь обратится с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в новых границах.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 7.04.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь