Дело № 2-1102/2022
22RS0066-01-2022-000252-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Яковченко О.А.
при секретаре Бобровских П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Швецова Е.Н. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Алтайскому краю», Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю об обязании включить период службы в выслугу лет в льготном исчислении, обязании произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, с учетом уточнения исковых требований, просил обязать Федеральное государственного казённое учреждение «Управления вневедомственного охраны войск национальной гвардии по <адрес>» включить периоды службы Швецова Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес> в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц за полтора месяца службы; обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет назначенной Швецову Евгению Николаевичу пенсии за выслугу лет с учетом исчисленного в льготном исчислении периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес>.
В обоснование иска указал, что проходил службу в органах внутренних дел и войсках национальной гвардии с 1992 года по ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы по п.2 ч.1 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного ст. 88 настоящего Федерального закона). Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении - <данные изъяты> дней.
Согласно расчета выслуги лет для назначения пенсии периоды его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес>; засчитаны календарно, а не в льготном исчислении.
Считает, что выслуга лет в льготном исчислении на ДД.ММ.ГГГГ с учетом спорного льготного периода составляет <данные изъяты> дней. Не включение периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении, привело к неправильному начислению пенсии, которая выплачивается в меньшем размере, чем положено, чем нарушены его законные права.
Работа истца в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес> напрямую была связана с охраной и конвоированием подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей в суды, на следственные действия по требованиям органов предварительного следствия, он лично непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию, что дает право на льготное исчислении выслуги лет. Вышеуказанные периоды службы должны исчисляться как один месяц за полтора месяца службы.
Занимаемая истцом должность в спорные периоды была связана с выполнением задач по охране и конвоированию, и фактически он выполнял работу по должностям, которые подпадали под Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный Приказом Министра внутренних дел России № от ДД.ММ.ГГГГ (действующий в спорный период).
В судебном заседании истец и его представитель Кичайкина И.А. настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по <адрес>» Шмер Н.В. исковые требования не признала, пояснив, что организация не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку прав истца не нарушала. Кадровым подразделением последнего места службы Истца - ОБО по <адрес> - филиалом ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации» произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии и направлен на согласование ОПО ГУ МВД России по <адрес>. Однако данный расчет ОПО ГУ МВД России по <адрес> согласован не был и возвращен в ОВО по <адрес> - филиал ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации» ввиду того, что в расчете выслуги лет период службы в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в должности «милиционера дежурного» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислен в льготном исчислении один год службы за полтора, однако названная должность не поименована в приказе МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации» № л/с от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации» № л/с слова «в льготном — <данные изъяты> дней» исключены. Ввиду того, что действия кадрового подразделения ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» в соответствии с требованиями действующего законодательства (Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России») находятся в зависимости от принятого решения пенсионным органом МВД России, полагает, что ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> Помогайба Д.И. исковые требования также не признала, пояснила, что подсчет выслуги лет осуществляется по правилам, действующим на день установления пенсии, в рассматриваемом случае следует руководствоваться положениями подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действующими на данный момент, исходя из буквального толкования которых, льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно только по должностям, поименованным в Перечне. При этом, в подпункте "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № не указано на возможность исчисления льготной выслуги лет в зависимости от выполняемых обязанностей в период службы. Учитывая, что наименования должностей, занимаемых Швецовым Е.Н. в спорные периоды не соответствовали поименованным в Перечне, права на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии у истца не возникло.
Выслушав пояснения истца, его представителя, пояснения представителей ответчиков, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Установлено, что Швецов Е.Н. <данные изъяты>
Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии периоды его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного статьей 88 настоящего Федерального закона.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. а ст. 14 Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам национальной гвардии установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее постановление №).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № постановление от ДД.ММ.ГГГГ № было дополнено абзацем 45 подпункта «г» пункта 3 и право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с ДД.ММ.ГГГГ, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (в редакции Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).
Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержден приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий».
Должность, занимаемая истцом в спорный период, отсутствуют в данном перечне.
Вместе с тем, до ДД.ММ.ГГГГ действовала редакция указанной нормы, не содержавшая ссылку на необходимость устанавливать соответствие должности перечню, установленному Министерством внутренних дел. В ранее действовавшей редакции эта норма предусматривала, что в льготном порядке включается в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть необходимо было лишь установить указанный характер службы.
Длительное непринятие уполномоченным органом мер по реализации введенного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 684 правового регулирования, закрепляющего право на льготное исчисление выслуги лет указанной категории сотрудников, и утверждение соответствующего перечня должностей только Приказом МВД России N 640 от ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием для ограничения прав истца на пенсионное обеспечение по формальным мотивам. Право на определение выслуги лет на льготных условиях было предусмотрено для данной категории сотрудников с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из вышеприведенного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 690.
Таким образом, требование о соответствии занимаемой должности Перечню было введено в ДД.ММ.ГГГГ году (с ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ). В период с ДД.ММ.ГГГГ и до утверждения указанного перечня необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном исчислении являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение данного Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, МВД РФ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. Перечнем предусмотрена должность - «Дежурный изолятора временного содержания в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых» (п. 8).
Указанный перечень действовал до издания Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий».
В указанном перечне также предусмотрены должности дежурного изолятора временного содержания и милиционера в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17(части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно должностным инструкциям истца в его должностные обязанности входило непосредственное участие в охране и конвоированеии подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений к месту производства следственных действий, судебных заседаний, медицинские учреждения.
Работа истца в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес> напрямую была связана с охраной и конвоированием подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей в суды, на следственные действия по требованиям органов предварительного следствия, истец лично непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию, что подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Щелканова Е.П. и Теберекова О.В., проходившими службу в спорный период вместе с истцом. Характер работы истца не оспаривался и представителями ответчиков.
Таким образом, установлено, что занимаемая истцом должность в спорные периоды была связана с выполнением задач по охране и конвоированию и фактически он выполнял работу по должностям, которые подпадали под Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный Приказом Министра внутренних дел России № от ДД.ММ.ГГГГ (действующий в спорный период).
В связи с изложенным, доводы представителя ответчика ГУ МВД России по <адрес> о том, что поскольку наименования должностей, занимаемых Швецовым Е.Н. в спорные периоды, не соответствовали поименованным в Перечне, право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии у истца не возникло, не основаны на нормах закона.
Исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что работа истца в спорные периоды подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении при назначении пенсии.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправданно указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Вышеуказанные периоды службы истца должны исчисляться как один месяц за полтора месяца службы.
В связи с изложенным, исковые требования об обязании включить периоды службы Швецова Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес> в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц за полтора месяца службы полежат удовлетворению.
В силу п. 5 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 7 (далее - Инструкция), документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
В пункте 6 Инструкции определено, что кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение N 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись.
После того, как кадровым подразделением будут подготовлены все документы, материалы о назначении пенсии представляются в пенсионные органы.
Кадровым подразделением последнего места службы истца - <данные изъяты> был произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии, согласно данному расчету спорный период был подсчитан в льготном исчислении, расчет был направлен на согласование ОПО ГУ МВД России по <адрес>. Однако данный расчет ОПО ГУ МВД России по <адрес> согласован не был и возвращен в ОВО по <адрес> - филиал ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации» ввиду того что в расчете выслуги лет период службы в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых в должности «милиционера дежурного» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислен в льготном исчислении один год службы за полтора, однако названная должность не поименована в приказе МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации» № л/с от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ ФГКУ «УВО ВНГ Российской Федерации» № л/с слова «в льготном — <данные изъяты>
Представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» полагает, что поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства (Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N° 7 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России») ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» находятся в зависимости от принятого решения пенсионным органом МВД России, они не являются надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Вместе с тем, данные доводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В рассматриваемом случае расчет выслуги лет для назначения пенсии Швецову Е.Н. был подготовлен кадровым подразделением ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>», в связи с чем по исковым требованиям об обязании включить периоды службы Швецова Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес> в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц за полтора месяца службы надлежащим ответчиком является именно ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>».
Включение спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц за полтора месяца службы необходимо для перерасчета назначенной истцу пенсии.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по <адрес> назначенная истцу пенсия за выслугу лет (без учета льготного исчисления) подлежит выплате с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с включением спорного периода в выслугу лет истца в льготном исчислении, подлежат удовлетворению и требования истца об обязании ГУ МВД России по <адрес> произвести перерасчет назначенной ему пенсии за выслугу лет с учетом исчисленного в льготном исчислении периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Швецова Е.Н. удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по <адрес>» включить периоды службы Швецова Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес> в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц за полтора месяца службы.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчет назначенной Швецову Е.Н. пенсии за выслугу лет с учетом исчисленного в льготном исчислении периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера-дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых <адрес> отдела внутренних дел <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Барнаула.
Судья О.А. Яковченко