Дело № 2-4700/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Василенко Н.С.,
при секретаре Абумуслимовой М.А..,
с участием:
истца Ремизовой В.А.,
представителя ответчика МКП «Волжские межрайонные электросети» на основании доверенности Шальнева А.А.,
05 июля 2016 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ремизовой В.А. к Муниципальному казенному предприятию «Волжские межрайонные электросети» о признании действий незаконными,
установил:
Ремизова В.А. обратилась в суд с иском к МКП «Волжские межрайонные электросети», указав в обоснование требований, что в <адрес>, где она проживает, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета (ОДПУ). Показания данного прибора снимаются работниками МКП «ВМЭС» и передаются в ПАО «Волгоградэнергосбыт», которое является гарантийным поставщиком электрической энергии и производит расчет платы за потребленный ресурс. Истец считает, что ответчик предоставляет в ПАО «Волгоградэнергосбыт» недостоверные сведения показаний ОДПУ, без учета десятичных значений, которые предусмотрены прибором, а в целых числах. Недостоверная информация показаний ОДПУ, переданная в ПАО «Волгоградэнергосбыт» с "."..г. года по "."..г. года наносит материальный и моральный вред истцу, создает препятствия для осуществления гражданских прав. На основании изложенного истец просит суд, обязать ответчика исправить недостоверное предоставление сведений показаний ОДПУ в ПАО «Волгоградэнергосбыт» и направить фактические показания ОДПУ в десятичных числах для перерасчета.
Истец Ремизова В.А. в судебном задании поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика – МКП «Волжские межрайонные электросети» возражал против заявленных требований истца, ввиду необоснованности, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица ПАО «Волгоградэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Ремизовой В.А. исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) вступившие в силу с 01 сентября 2012 года (пп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258).
Согласно абз. 8 п. 2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.
В силу п. п. 44, 48 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется, по общему правилу, в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 1 указанного Закона).
При этом в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетической эффективностью являются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Данным Законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до 01 июля 2012 года коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до 01 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктами 27,28,29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442) электроэнергия реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих ее продажу: договор энергоснабжения; договор купли-продажи электроэнергии.
По договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электроэнергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
По договору купли-продажи, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию.
Относительно оказания услуг по передаче электроэнергии, то такие договоры заключаются между сетевой организацией и конечным потребителем (так называемый «прямой договор») или между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
МКП «ВМЭС» является сетевой организацией и осуществляет деятельность по передаче электроэнергии на территории г. Волжского.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
В соответствии с действующим законодательством, МКП «ВМЭС» не является исполнителем коммунальной услуги, так как не осуществляет продажу электроэнергии потребителям.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) (далее - Правила) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из содержания п.п. 8-10 Правил следует, что исполнителем может выступать: управляющая организация; ТСЖ, ЖСК и т.п.; ресурсоснабжающая организация.
Исполнитель коммунальных услуг определяется в зависимости от способа управления многоквартирным домом (УК, ТСЖ и т. п.).
В случае, если в многоквартирном доме выбран непосредственный способ управления, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация (ПАО «Волгоградэнергосбыт»).
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил исполнитель обязан при наличии, ОДПУ ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний ОДПУ. предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях ОДПУ, обеспечивать сохранность информации о показаниях ОДПУ, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
В настоящее время, а также в спорный период, дом в котором проживает истец, находится на непосредственном управлении, т. е. исполнителем коммунальной услуги является ПАО «Волгоградэнергосбыт», что не оспаривалось в судебном заседании.
Между МКП «ВМЭС» и ПАО «Волгоградэнергосбыт» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №... от "."..г.
Согласно данному договору, МКП «ВМЭС» оказывает ПАО «Волгоградэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) услуги по передаче электрической энергии, а ПАО «Волгоградэнергосбыт» осуществляет плату по данному договору. МКП «ВМЭС» оказывает услуги по передаче электроэнергии гарантирующему поставщику, а гарантирующий поставщик в свою очередь осуществляет ее передачу и продажу конечным потребителям.
Согласно пункту 3.2.9 Договора, ПАО «Волгоградэнергосбыт» ежемесячно направляет в адрес МКП «ВМЭС» данные о потребленной электроэнергии своих потребителей, в т.ч. показания ОДПУ многоквартирных домов.
На основании полученных данных, МКП «ВМЭС» формирует ежемесячные объемы поставленной электроэнергии и выставляет ПАО «Волгоградэнергосбыт» счет на оплату оказанных услуг.
Таким образом, МКП «ВМЭС» в силу наличия статуса сетевой организации не является исполнителем коммунальных услуг и не осуществляет расчеты на общедомовые нужды в многоквартирных домах.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от "."..г. N 491 МКП «ВМЭС» не несет балансовую и эксплуатационную ответственность за внутридомовую систему электроснабжения МКД, в состав которой входит ОДПУ (см. акт №.../А).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца к ответчику необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Ремизовой В.А. к Муниципальному казенному предприятию «Волжские межрайонные электросети» о признании действий незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г..
Судья: