Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2189/2011 ~ М-1808/2011 от 04.05.2011

                                                                                                                  Дело № 2-2189/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011г.                                                                                                              г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

В составе:

председательствующего (судьи) Коженовой Т.В.

при секретаре Очеретнюк В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорьевой Т.В. о признании действий Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска незаконными, понуждении согласования и утверждения схемы расположения земельного участка,

у с т а н о в и л :

Григорьева Т.В. обратилась в суд с указанным выше заявлением к администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, указав, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з, как льготная категория граждан (многодетная мать), имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и с этой целью обратилась с соответствующим заявлением от 13.09.2010г. в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, на что письмом исх.№ от 16.09.2010г. последний разрешил ей формирование, чем запустил процедуру предоставления земельного участка из состава не разграниченных земель в собственность бесплатно для ИЖС. В указанном письме Департамент разрешил ей сформировать испрашиваемый земельный участок и указал, что необходимо представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденную в установленном порядке в отношении испрашиваемого земельного участка. Межевая организация ООО «З» осуществила межевание испрашиваемого ею земельного участка, составила схему и направила её для утверждения 17.02.2011г. в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска. Однако, ответом от 05.03.2011г. № 23-886 Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска отказало в согласовании Схемы на основании того, что испрашиваемый земельный участок попадает в территориальную зону Н- не регламентируемые территории и согласно решению 83-й сессии Смоленского городского совета 3 созыва от 22.12.2009г. № 1347 о внесении изменений в решение 32-й сессии Смоленского городского Совета 1 созыва от 22.09.1998г. № 260 «Об утверждении генерального плана г.Смоленска» земельный участок попадает в зону магистральной улицы общегородского значения. Считает доводы Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска по отказу в согласовании схемы незаконными, нарушающими её права.

Григорьева Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, администрации г.Смоленска Андреева О.В. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

Третье лицо-представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Герасименко В.А. заявленные требования Григорьевой Т.В. поддержал по основаниям, изложенным в письменном отзыве(л.д.25).

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.36 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на получение в частную собственность земли.

В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.

Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление родителям, воспитывающим трёх и более детей в возрасте до 18 лет, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена ( ст.1 Закона).

По правилам п.1 ст.11.2, п.11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

На основании областного Закона № 1-з от 08.02.2007г., постановления администрации Смоленской области № 243 от 27.04.2009г. распорядителем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе Смоленске осуществляется Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области.

По делу установлено, что проживающая на территории Смоленской области Григорьва Т.В., являясь родителем, воспитывающим трёх и более детей(многодетной матерью)(л.д.12), 13.09.2010г. обратилась с заявлением и необходимыми документами в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв.м., расположенного в г.Смоленске.

Письмом исх.№ от 16.09.2010г. Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области разрешил Григорьевой Т.В. сформировать испрашиваемый земельный участок и указал на необходимость предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденной в установленном порядке в отношении испрашиваемого земельного участка(л.д.9)

Межевая организация ООО «З» осуществила межевание испрашиваемого земельного участка, составила схему и направила её для утверждения 17.02.2011г. в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.

Согласно п.1 ст.8 ГрК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений и утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Письмом от 05.03.2011г. №23-886 Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска отказало в согласовании схемы, указав, что испрашиваемый земельный участок попадает в территориальную зону Н- не регламентируемые территории. Согласно решению 83-й сессии Смоленского городского Совета 3 созыва от 22.12.2009г. № 1347 О внесении изменений в решение 32-й сессии Смоленского городского Совета 1 созыва от 22.09.1998г. №260 «Об утверждении генерального плана г.Смоленска» и генеральный план города Смоленска, земельный участок попадает в зону магистральной улицы общегородского значения(л.д.11).

На момент обращения заявителя в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с упомянутым выше заявлением спорный земельный участок был расположен в территориальной зоне Ж1 - жилая зона, в которой согласно градостроительному регламенту земельного участка разрешается ведение индивидуального жилищного строительства.

Решением 15-й сессии Смоленского городского Совета 4 созыва от 09.11.2010г. № 193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета 3 созыва от 28.02.2007г. № 490» внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Смоленска.

В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.

Поэтому, при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством.

В соответствии с п.2 ст.85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков(жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Генеральный план города не определяет правовой режим земельных участков, так как это прерогатива Правил землепользования и застройки, которые утверждаются и изменяются в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке.

В соответствии с ч.14 ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения(при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа(при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные чж.5 ст.23 настоящего Кодекса, и карта(схема) или несколько карт(схем), на которых отображена информация, предусмотренная ч.6 ст.23 настоящего Кодекса.

В силу ч.ч.7,8 ст.3 Устава г.Смоленска муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования.

Официальным опубликованием муниципальных нормативных актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Смоленского городского Совета.

Решение Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. «О внесении изменений в решение 32-й сессии Смоленского городского Совета 1 созыва от 22.09.1998г. № 260 «Об утверждении генерального плана г.Смоленска и генеральный план города Смоленска» было опубликовано в Смоленских городских известиях №12(45) от 30.12.2009г. При этом указано, что приложение №№1-16 к данному решению размещены на официальном сайте администрации г.Смоленска.

Кроме того, на период публикации решения Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. «Смоленские городские известия» не являлись официальным печатным органом Смоленского городского Совета.

Как пояснила в судебном заседании представитель администрации г.Смоленска таковым они стали являться на основании решения Смоленского городского Совета от 12.07.2010г. №110 «О внесении изменений в решение Смоленского городского Совета от 23.05.1997г. №65 «О печатном органе Смоленского городского Совета и администрации города», повторная публикация вышеуказанного решения не производилась.

Следовательно, Решение Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. «О внесении изменений в решение 32-й сессии Смоленского городского Совета 1 созыва от 22.09.98г. №260 «Об утверждении генерального плана г.Смоленска и генеральный план города Смоленска» не вступило в силу и не действует.

Таким образом, генеральный план со всеми включающими в себя составляющими(в т.ч. схемами), на основании которого был дан отказ заявителю, не был официально опубликован, а поэтому как нормативный правовой акт не вступил в силу.

Из имеющихся в деле письменных доказательств следует, что на момент обращения Григорьевой с указанным выше заявлением предполагаемый ей к предоставлению земельный участок был свободен от прав иных третьих лиц и объективных препятствий для его формирования (образования) не имелось.

На момент разрешения заявления Григорьевой Т.В., существования предусмотренных п.4 ст.28 ЗК РФ ограничений, позволяющих отказать ей в предоставлении участка земли в испрашиваемом месте, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела также не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, заявитель не воспользовалась.

С учетом изложенных обстоятельств, исходя из приоритетности защиты прав гражданина перед интересами государственного органа (ст.ст.2, 17-18, 36 Конституции РФ), а также установленных п.1 ст.34 ЗК РФ принципов земельного законодательства (справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков), общеправового принципа законности и недопустимости злоупотребления правом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Григорьевой Т.В. о признании действий Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска незаконными, понуждении согласования и утверждения схемы расположения земельного участка.

По этой причине, то обстоятельство, что в настоящее время спорный земельный участок находится в территориальной зоне Н- не регламентируемые территории, на что указывает представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска, непреодолимым правовым препятствием для удовлетворения требований заявителя в части предоставления ей спорного участка, служить не может. К тому же, судом учитывается и то, что правее испрашиваемого земельного участка уже имеются сформированные земельные участки, поставленные на кадастровый учет и находящиеся в собственности граждан(земельные участки с кадастровыми номерами 67:27:0030726:169 и 67:27:0030726:155 и др.), при формировании указанных земельных участков администрация г.Смоленска утвердила указанным гражданам схемы.

Исходя из Правил землепользования и застройки г.Смоленска, действовавших на момент возникновения правоотношений по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка проектируемая дорога располагалась далее испрашиваемого земельного участка, что видно на схеме зонирования.

На основании п.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия(бездействие).

То обстоятельство, что после обращения заявителя с соответствующим заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 в Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. были внесены изменения, согласно которым испрашиваемый ею земельный участок располагается в территориальной зоне Н - не регламентируемые территории, безусловным основанием для признания заявленных требований не подлежащими удовлетворению служить не может. Кроме того, территориальная зона Н - не регламентируемые территории означает, что на неё нет градостроительного регламента, он не установлен, что не исключает возможность строительства.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на получение в частную собственность земли (ч.1 ст.36 Конституции РФ), предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость нормотворческой политики в данной сфере, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности приобретенных прав и действенности их государственной защиты.

По делу видно, что на момент обращения Григорьевой Т.В. с заявлением о представлении в собственность земельного участка, т. 13.09.2010г. и вплоть до 15.11.2010г. (дата опубликования решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) испрашиваемый ею участок земли находился в территориальной зоне Ж1, предусматривающей возможность использования земли для индивидуального жилищного строительства. Однако упомянутым решением представительного органа местного самоуправления соответствующая территориальная зона изменена на зону Н - не регламентируемые территории, которая не предполагает использования земельных участков в этих целях. Таким образом, неправомерный отказ ответчиков в предоставлении заявителю земельного участка с учетом внесенных в Правила землепользования и застройки г.Смоленска изменений фактически лишает её права на реализацию гарантированных законом прав, что, очевидно, не отвечает упомянутым выше конституционным принципам.

В этом случае, придание обратной силы названным изменениям (распространение их действия на спорные правоотношения, возникшие до 15.11.2010г.), ухудшающим положение заявителя и означающее, по существу, отмену для неё права на получение в собственность земельного участка в конкретном месте, приобретенного в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки г.Смоленска и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение представительным органом власти ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями. В этом смысле, изменение территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, при установлении судом вины ответчиков в нарушении её прав, допущенном до внесения изменений в указанные Правила, не должно препятствовать восстановлению этих прав в рамках судебного разбирательства. С учетом изложенного, поскольку основания для получения заявителем земельного участка на момент её обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области имелись, у суда имеются основания для признания оспариваемого ею отказа в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным.

Убедительных и неоспоримых доказательств невозможности предоставления заявителю земельного участка для индивидуального жилищного строительства именно испрашиваемого размера и именно в указанном на подготовленных по её инициативе землеустроительной организацией схеме места, администрацией г.Смоленска и Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска суду не представлено.

В соответствии с п.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает выдаёт заявителю схему.

Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению схемы, изготовленной межевой организацией, которая и отвечает за правильность и законность формирования земельного участка.

На сегодняшний день, испрашиваемый заявителем земельный участок является свободным от прав третьих лиц, отказ в согласовании схемы Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска и не утверждении данной схемы администрацией г.Смоленска, препятствует на реализацию права заявителя на получение земельного участка в собственность.

В соответствии с п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                          решил:

Требования Григорьевой Т.В. удовлетворить.

Признать действия Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска по отказу согласовать схему земельного участка незаконными.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане(карте) соответствующей территории в г.Смоленске изготовленную ООО «З», по адресу:г.<адрес> площадью 800 кв.м.

Обязать администрацию г.Смоленска утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане(карте) соответствующей территории в г.Смоленске изготовленную ООО «З», по адресу: <адрес> площадью 800 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий                                                                              Т.В.Коженова

Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2011г.

2-2189/2011 ~ М-1808/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьева Татьяна Владимировна
Другие
Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Администрация г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Коженова Т.В.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
04.05.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2011Передача материалов судье
06.05.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2011Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.06.2011Предварительное судебное заседание
20.06.2011Судебное заседание
23.06.2011Судебное заседание
08.07.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2011Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее