Решение
Именем Российской Федерации
19 мая 2015 г. Промышленным районный суд г. Самара в составе:
Председательствующего судьи Абдурахмановой И.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 и ФИО2 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с требованиями и признании права собственности на занимаемое жилое помещение по адресу: г Самара проспект Юных Пионеров дом 57 комната № общей площадью 23,40 кв.м., жилой площадью 23,40 кв.м., ссылаясь, что они зарегистрированы в помещении с 08.09.2007 года, фактически проживают с 02.09.2005 года, после обращения в ФФГУП РТИ их направили в Департамент по Управлению Имуществом г.о. Самары, для исключения жилого помещения из спецжилфонда, так как дом является общежитием, право приватизации граждан на него не распространяется, ДУИ г.о Самары отказал в исключении дома из состава спецжилфонда, рекомендовал встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 05.11.2014 года ФИО1 обратилась в ДУИ г. о.Самары с заявлением о постановке ее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истцы считают, что ответчик нарушает их право на приватизацию, так как в доме более половины помещений являются собственностью граждан, считает что при вселении, с ФИО1 был заключен договор социального найма, считает, что вселение как до 01.03.2005 года так и после 01.03.2005 года равным образом дает им право на приватизацию занимаемого помещения, так как общежития, ранее принадлежавшие государственному или муниципальному предприятию, и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО5, исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить, указывая, что жилье предоставлено не во временное пользование, а на постоянной основе, истица зарегистрирована в помещении постоянно, оно занято на условиях договора социального найма, условий общежития в доме нет, и Департамент не издал распоряжения о передаче дома.
Представитель ответчика ДУИ г о Самары по доверенности ФИО6, исковые требования не признала, просил отказать в полном объеме, на тех основаниях, что при вселении с истицей ФИО1 заключен договор социального найма специализированного жилого помещения, расположенного в общежитии, ее вселение производилось в связи с трудовыми отношениями с ГП № 13, и на период трудовых отношений, в связи с чем право на жилье за ней может быть сохранено только на период трудовых отношений, поскольку до настоящее времени истица продолжает находиться в трудовых отношениях, вопрос о ее выселении не ставится. Доводы истца ответчик считает не состоятельными, так как дом передан в муниципалитет по акту приема - передачи в 1991 году, следовательно статья 7 Вводного Закона в данном случае не применима, издание распоряжения необходимо только после 2005 года, дома, переданные до 2005 года, не требуют распоряжения, их перевод произведен надлежаще, по акту -приема передачи, кроме того постоянная регистрация еще не говорит о возникновении правоотношений по договору социального найма.
Суд, заслушав стороны и изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 189 от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 29 декабря 2004 г.) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным. Статья 92 ЖК гласит что служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, относятся к специализированному жилищному фонду.
Исключение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии с п. 3 названной статьи специализированные жилые помещения;не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Собственником спорного жилого помещения каких-либо решений об исключении спорной комнаты из специализированного жилищного фонда не принималось.
С учетом изложенного, статья 7 Федерального закона № 189-ФЗ, на которую ссылается истец в обоснование настоящего иска, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено истцу в пользование по договору найма жилого помещения в общежитии после введения в действие ЖК РФ, в связи с чем оснований для применения положений ст.7 названного Федерального закона не имеется. Правоотношения сторон по данному спору основаны на договоре о предоставлении истцу жилого помещения в муниципальном общежитии для временного проживания в связи с трудовыми отношениями на период работы в ГП № 13 Железнодорожного района г Самары, т.е. фактически основаны на договоре найма специализированного жилого помещения, на правоотношения по пользованию данной комнатой распространяются нормы о договоре найма жилого помещения в общежитии. (л.д. 41 - 42).
Право пользования истца спорным жилым помещением никем не оспаривается.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2008г.) проживание в общежитии, предоставленном гражданам для временного Проживания, не предполагает возможности приватизации занимаемых ими жилых помещений.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма предусмотрен статьей 49 ЖК РФ. В соответствии с частью 2 названной статьи по договору социального найма жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", а именно ч. 3, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Согласно ч. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным настоящими Правилами, в связи с чем доводы истца о том, что жилое помещение утратило статус общежития, суд считает необоснованным. Каких-либо положений, позволяющих отнести спорное помещение, относящееся к специализированному жилищному фонду, к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма специализированного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Согласно выписки, объект недвижимости расположенный по адресу : г Самара проспект Юных Пионеров, дом 57, состоит в реестре муниципального имущества, включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 со статусом общежития.
В соответствии с договором найма жилого помещения в муниципальном общежитии, жилое помещение комната № предоставлена ФИО1 03.08.2006 года на условиях договора специализированного найма, что видно из договора № 24/14. Договор подписан руководителем МП ЭСО г.о Самары, специализированным органом по распоряжению общежитиями, полномочия которого переданы ДУИ г. о. Самары. ( л.д 41-42).
Доказательства вселения ФИО1 ранее 2005 либо 2006 года в материалы дела не представлено.
Учитывая, что жилое помещение было предоставлено ФИО1 собственником - муниципалитетом, уже после 2005 года, и на условиях специализированного найма, только собственник вправе решить вопрос о возможности предоставления гражданину права на приватизацию.
Письмом от 12.03.2014 года собственника ДУИ г.о. Самары отказано ФИО7 в приватизиции занимаемого жилого помещения.
При таких условиях, право на приватизацию помещения № дома 57 по проспекту Юных пионеров г Самары не может быть использовано ФИО1 и членами ее семьи, и действие Вводного Закона в отношении истицы не применимо.
В определении от 01.03.2012 г. № 390-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению гражданки ФИО8 на нарушение ее конституционных прав статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации, разъясняя правовую позицию относительно применения названной статьи, отметил, что оспариваемая норма... не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом 1У «Специализированный жилищный фонд». Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 1 марта 2005 года (после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), в связи с чем доводы истца, приведенные в обоснование заявленных требований, не могут быть приняты судом, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Решение о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий принимается Администрацией г. о Самары согласно списка, и в порядке очередности, постановка ФИО1 на учет в качестве нуждающейся подтверждается распоряжением Первого заместителя Главы г о Самары от 29.04.2015 года № 1499, распределение жилой площади либо выделение денежных средств на ее приобретение осуществляет Администрация г о Самары, к компетенции суда не относится, с учетом установленных судом обстоятельств, на право приватизации спорного жилья, не влияет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 и ФИО3 в удовлетворении требований к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности в порядке приватизации - в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2015 года.
Председательствующий : И.В. Абдурахманова