Решение по делу № 2-851/2012 ~ М-755/2012 от 11.05.2012

Дело № 2-851(2012)

РЕШЕНИЕ

        

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.

при секретаре Казариной С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области

«27» июня 2012 года дело по иску Булыгиной И.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

у с т а н о в и л :

Булыгина И.А. обратилась с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права – включении периодов работы в специальный стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии.

Исковые требования обоснованы тем, что Булыгина И.А. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, предусмотренной п/п. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в стаж для назначения пенсии Булыгиной И.А. не были включены учёба в <данные изъяты> государственном педагогическом институте <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды простоя в связи с отключением воды, электроэнергии, авариями на водопроводе, поскольку законодательством не предусмотрено включение в льготный стаж указанных периодов.

С данным решением Булыгина И.А. не согласна. В период обучения Булыгиной И.А. в институте действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1379, согласно пункту 2 которого в стаж для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, и если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в должностях и учреждениях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Булыгина И.А. считает, что необходимый стаж ею выработан, до поступления в высшее учебное заведение, она работала воспитателем в детском саду.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное начисление пенсии по старости, в такой стаж засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Кроме того, для отдельных категории работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Периоды простоя оплачиваются в соответствии с Трудовым кодексом РФ, с этой оплаты также работодателем производятся отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Истец Булыгина И.А., представитель истца Смирнов С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просят обязать ответчика включить в специальный стаж периоды, указанные в исковом заявлении, и назначить Булыгиной И.А. досрочную пенсию по старости с момента возникновения у нее права на назначение данной пенсии.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области Ларина А.В. с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что в целях реализации положений п/п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительством РФ было принято Постановление № 78 от 29 октября 2002 года, которым утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2001 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31 декабря 2001 года. В соответствии с действовавшими на указанный период времени нормативными актами, в специальный стаж Булыгиной И.А. не были включены периоды обучения в педагогическом институте, время нахождения на курсах повышения квалификации и дни, в которые не осуществлялась педагогическая деятельность по причине отсутствия в учреждении воды или электроэнергии, проведения ремонта. Просит в иске отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.

Судом установлено, что Булыгина И.А. ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении ей пенсии по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ года № , в специальный стаж не засчитаны следующие периоды:

период обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

периоды, в которые истец не осуществляла педагогическую деятельность в связи с отключениями в детском дошкольном учреждении воды, электроэнергии: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ремонт); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (авария на водопроводе); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение энергообеспечения); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды);

периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Решением Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ Булыгиной И.А. отказано в установлении пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого льготного стажа (л.д. 23).

В соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального Закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Суд не может согласиться с мнением представителя ответчика, изложенным им в судебном заседании, об основаниях, препятствующих включению в специальный стаж периодов обучения истца в высшем учебном заведении и на курсах повышения квалификации.

Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2001 года № 2-П, в соответствии с которым в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения нового правового регулирования, истец делает вывод, что применению при решении вопроса о назначении пенсии Булыгиной И.А. подлежат нормативные правовые акты, действовавшие на момент введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Данное мнение противоречит позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении, в соответствии с которой положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В периоды, когда истец Булыгина И.А. проходила обучение в государственном педагогическом институте <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно п. 2 и 4 Положения, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, может быть зачтено в трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет при условии, если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в должностях и учреждениях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Судом установлено, что до поступления на учебу в высшее учебное заведение - государственный педагогический институт <данные изъяты> Булыгина И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем детского сада № (л.д. ), работа в котором засчитана пенсионным органом в её специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Как усматривается из материалов дела, на момент обращения Булыгиной И.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом, исключение из педагогического стажа истца периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в государственном педагогическом институте <данные изъяты> противоречит требованиям законодательства.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации, в связи со спецификой работы истца, является обязательной частью ее трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением за ней средней заработной платы, с которой работодателем перечисляются взносы в Пенсионный Фонд РФ. Предоставление в установленном порядке сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника является обязанностью работодателя. Отсутствие таких сведений у органа по назначению пенсии не может служить основанием для не включения в специальный стаж периодов работы, учет которых должен быть произведен в соответствии с законодательством.

При таких обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежат зачету в специальный трудовой стаж истца.

В удовлетворении исковых требований в части включения в трудовой стаж истца Булыгиной И.А. периодов простоев суд считает необходимым отказать.

В соответствии с п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516, в специальный стаж работы не включаются периоды простоев (как по вине работника, так и по вине работодателя).

В обоснование своих доводов истец Булыгина И.А. ссылается на то, что в указанные дни она находилась на рабочем месте в течение всего рабочего дня, не работала с детьми, но выполняла иные обязанности воспитателя.

Право на досрочное назначение пенсии имеют работники, занятые выполнением работ, в связи с выполнением которых они претендуют на назначение данной пенсии – в условиях с повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой, которой воспитатель подвергается при работе с детьми в течение полного рабочего дня.

Вместе с тем, характер и условия работы, выполняемой истцом Булыгиной И.А. в периоды простоя, не позволяют включить периоды выполнения такой работы в специальный стаж, поскольку не выполняется основное условие для включения работы в стаж для назначения пенсии на льготных основаниях – работа непосредственно с детьми.

Таким образом, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ремонт); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); ДД.ММ.ГГГГ (авария на водопроводе); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды); ДД.ММ.ГГГГ (отключение энергообеспечения); ДД.ММ.ГГГГ (отключение воды) не подлежат включению в специальный стаж.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При суммировании периодов специального трудового стажа, зачтенного ответчиком (24 года 2 месяца 15 дней) и включенного судом, истец Булыгина И.А. приобретает право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку имеет требуемый трудовой стаж. При этом судом установлено, что право на назначение данной пенсии у истца Булыгиной И.А. имелось на момент её обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пенсия должна быть назначена с даты обращения за ней.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Булыгиной И.А. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городском округе Кинешма и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области назначить Булыгиной И.А. досрочную трудовую пенсию по старости в порядке, предусмотренном п/п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, приняв к зачету в специальный трудовой стаж следующие периоды:

обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска Булыгиной И.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю.Никитина

2-851/2012 ~ М-755/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Булыгина Ирина Анатольевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе
Другие
Смирнов Сергей Юрьевич
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Никитина Лариса Юрьевна
Дело на странице суда
kineshemsky--iwn.sudrf.ru
11.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2012Передача материалов судье
11.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2012Подготовка дела (собеседование)
28.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2012Судебное заседание
06.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее