Дело №2-3207/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Степановой Т.Г., при секретаре Чесноковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия о возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка, выдать кадастровый паспорт земельного участка,
у с т а н о в и л:
обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия (далее также - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК) о возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка, выдать кадастровый паспорт земельного участка по тем основаниям, что в декабре 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет и выдачи кадастрового паспорта на вновь сформированный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. Ранее 19.12.2007 года истец обратился в Администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>.
Администрация Прионежского муниципального района подготовила акт выбора и обследования земельного участка под строительства, личное подсобное хозяйство (пчеловодство). 06.05.2009 года акт выбора и обследования земельного участка ориентировочной площадью 0,45 Га был утвержден постановлением № от 06.05.2009 года. Затем истец обратился в ООО-1 для проведения кадастровых работ и изготовления межевого плана. Межевой план был приложен к заявлению в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК.
Ответчик отказал истцу в постановке земельного участка на кадастровый учет по тем основаниям, что площадь земельного участка, предоставляемого истцу в аренду, превышает предельный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность.
Полагая, что отказ ответчика в постановке земельного участка на кадастровый учет является незаконным, истец просит суд обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка общей площадью 3040 кв.м., расположенный в <адрес> в кадастровом квартале №, для ведения личного подсобного хозяйства и выдать кадастровый паспорт земельного участка.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Прионежского муниципального района и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК Денисова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно исковых требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило; о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором поддержало исковые требования.
Третье лицо - Администрация Прионежского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила; о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 12.12.2007 года истец обратился в Администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> РК.
Постановлением Администрация Прионежского муниципального района № от 06.05.2009 года был утвержден акт выбора и обследования земельного участка под личное подсобное хозяйство (пчеловодство) по заявке ориентировочной площадью 0,45 Га. Постановлением Администрации Прионежского муниципального района № от 25.11.2010 года была утверждена схема расположения земельного участка в <адрес> площадью 3040 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства на основании заявления
Затем истец обратился в ООО-1 для проведения кадастровых работ и изготовления межевого плана, который был подготовлен 17.12.2010 года в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного в <адрес> Республики Карелия.
21.01.2011 года на основании рассмотрения заявления ФИО4 (кадастрового инженера ООО-1, действующего в интересах истца) от 18.12.2010 года № и приложенных к нему документов, в частности, межевого плана от 17.12.2010 года, подготовленного ООО-1, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК было принято решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости № на основании пункта 2 части 3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее также – Закон о кадастре), а именно в связи с несоответствием требованиям закона заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов по форме или содержанию. В обоснование отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка в указанном решении указано на то обстоятельство, что размер образуемого земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, больше установленного предельного максимального размера земельного участка для данного вида разрешенного использования.
Однако, суд полагает, что указанное решение об отказе в постановке на кадастровый учет не соответствует положениям действующего законодательства.
Согласно ч.10 ст.38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
В соответствии с п.1 ст.33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения для ведения личного подсобного хозяйства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 4 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения для ведения личного подсобного хозяйства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Так, решением № сессии № созыва Совета местного самоуправления <адрес> от 25.12.2003 года № «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства на территории <адрес>», во исполнение указанных выше норм земельного законодательства, установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории <адрес> (в расчете на одну семью) в населенных пунктах: в пределах от 1500 кв.м. до 2000 кв.м.
Между тем, указанные выше нормативные правовые акты устанавливают предельные размеры земельных участков лишь для определенной конкретной цели – предоставление земельных участков из находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан, что исключает возможность ее применения для иных, не связанных с предоставлением земельных участков в собственность гражданам целей.
При этом предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам из находящихся в государственной или муниципальной собственности на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства, действующим законодательством не установлены.
Статьей 1 Закона РК от 26.06.2004 года №788-ЗРК «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» определено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 5 гектаров.
Из акта выбора и обследования земельного участка, утвержденного Постановлением Администрации Прионежского муниципального района № от 06.05.2008 года, следует, что данный земельный участок ориентировочной площадью 3040 кв.м. предоставляется заказчику (истцу) на условиях аренды, но не в собственность. В настоящее время истец не претендует на предоставление ему земельного участка в собственность, им заявлено о предоставлении земельного участка на условиях аренды. Доводы ответчика о том, что получив земельный участок в аренду истец в дальнейшем пожелает приобрести его в собственность, носят предположительный характер и правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не выявлено иных оснований для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет, ответчиком необоснованно было отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка, общей площадью 3040 кв.м., расположенного в <адрес> в кадастровом квартале №, для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с заявлением от 18.12.2010 года №.
В соответствии с п.2 ст.23 Закона о кадастре при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, требования истца в отношении ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым обязать ответчика осуществить постановку на кадастровый учет указанного земельного участка и выдать кадастровый паспорт земельного участка.
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия о возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка, выдать кадастровый паспорт земельного участка удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, общей площадью 3040 кв.м., расположенного в <адрес> в кадастровом квартале №, для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с заявлением от 18.12.2010 года № и выдать кадастровый паспорт земельного участка.
Взыскать с Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Карелия в пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Г. Степанова
Последний день подачи кассационной жалобы на решение суда - 13 мая 2011 года.
Судья Т.Г. Степанова