Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-199/2018 (2а-4311/2017;) ~ М-4811/2017 от 14.12.2017

Дело № 2а-199/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2018 года                                       город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи        Климонтовой Е.В.,

при секретаре                Аракелян Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Начальная школа № 200», Управлению образования администрации города Ульяновска об обязании обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Начальная школа № 200» (далее по тексту – МБОУ «Начальная школа № 200»), Управлению образования администрации города Ульяновска об обязании обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой района проведена проверка состояния антитеррористической защищенности МБОУ «Начальная школа № 200», расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. Ленинского Комсомола, 22, которая показала, что вышеназванная образовательная организация имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, что является нарушением действующего законодательства. Так, в МБОУ «Начальная школа № 200», в нарушение норм действующего законодательства, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, либо частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение. Охрана учреждения осуществляется штатными вахтерами и сторожами.

Прокуратурой района 15.06.2017 вносилось представление об устранении нарушений закона начальнику Управления образования администрации города Ульяновска, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, которые в силу своего возраста, не могут защищать свои права и законные интересы, в связи с чем нуждаются в защите со стороны государства.

Поскольку образовательная организация имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, что является нарушением действующего законодательства, просит обязать МБОУ «Начальная школа № 200», Управление образования администрации города Ульяновска обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц силами организаций, специально учреждаемых для их выполнения и имеющих лицензию, выданную органом внутренних дел.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Заволжского района города Ульяновска Дунина Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, обосновав его доводам, изложенными в административном иске.

Представитель административного ответчика МБОУ «Начальная школа № 200» Требухова Т.Н. в судебном заседании административный иск не признала, поясняла, что школа в полной мере обеспечивает комплексную безопасность учащихся, осуществляется охрана силами штатных сотрудников – вахтерами, сторожами; учреждение оборудовано системой видеонаблюдения, обеспечивается контрольно-пропускной режим, имеется тревожная кнопка.

Представитель административного ответчика Управления образования администрации города Ульяновска Бережкова Г.Н. в судебном заседании административный иск не признала, поддержав доводы, изложенные директором МБОУ «Начальная школа № 200» Требуховой Т.Н.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Как следует из пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).

Постановлением Правительства РФ № 1235 от 07.10.2017 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки.

В данном случае, образовательная организация, исходя из толкования положений Постановления Правительства РФ № 1235 от 07.10.2017, относится к объектам (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно пункту 17 указанного Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

При этом, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (пп. «г» п. 18).

В силу положений статей 3, 11 Федерального закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

При этом, частью 5 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.

В судебном заседании установлено, что в МБОУ «Начальная школа № 200» не организована охрана учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций, имеющими лицензию на оказание охранных услуг, что нарушает права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Вопреки доводам административных ответчиков осуществление охраны общеобразовательного учреждения сотрудниками школы – вахтерами и сторожами, не может признаваться надлежащим образом обеспечивающих охрану, так как указанные лица по штатному расписанию охранниками не являются, не имеют специального разрешения на занятие охранной деятельностью (лицензии), не относятся к категории лиц, специально обученных для осуществления охраны.

Учитывая, что требование об организации охраны общеобразовательного учреждения является обязательным, принимая во внимание, что функции и полномочия учредителя МБОУ «Начальная школа № 200» от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска, которое также осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, требования прокурора о возложении обязанности по организации охраны школы должны быть возложены как на образовательную организацию, так и на Управление образования администрации города Ульяновска.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Отсутствие организации охраны в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, сотрудников и иных лиц, находящихся в школе, в связи с чем на административных ответчиков следует возложить обязанность обеспечить безопасность лиц, пребывающих в учреждении.

С учетом требований вышеприведённых положений законодательства, и принимая во внимание, что обязанность обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц возложена на организации, специально учреждаемые для их выполнения и имеющие лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом, административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Начальная школа № 200», Управлению образования администрации города Ульяновска подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Поскольку финансирование деятельности административных ответчиков производится за счет бюджетных средств, поэтому безусловно, для исполнения решения суда необходимо провести ряд подготовительных мероприятий (выделение финансирования, составление сметы расходов, объявление торгов, заключение необходимых договоров и т.д.), на что потребуется определенное количество времени.

Принимая во внимание невозможность исполнения решения суда в короткий срок, суд полагает необходимым определить административным ответчикам срок для его исполнения в три месяца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Начальная школа № 200», Управлению образования администрации города Ульяновска удовлетворить.

    Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Начальная школа № 200», Управление образования администрации города Ульяновска обязанность обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц силами организаций, специально учреждаемых для их выполнения и имеющих лицензию, выданную уполномоченным органом, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                Е.В. Климонтова

2а-199/2018 (2а-4311/2017;) ~ М-4811/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Заволжского района А.В. Подвинский
Ответчики
МБОУ начальная школа № 200
Управление образования
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Климонтова Е. В.
Дело на странице суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
14.12.2017Регистрация административного искового заявления
14.12.2017Передача материалов судье
15.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2018Судебное заседание
16.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2018Дело оформлено
19.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее