Решение по делу № 33-2883/2019 от 03.10.2019

Дело №2-312/2019

Апелл. дело №33-2883/2019

Судья Лапицкая И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2019 года                                                          город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Старовойтова Р.В. и Пищулина П.Г.,

при секретаре Алисовой В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Васильева А.П. и ответчика Межрегионального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования Васильева А.П. удовлетворить в части.

Признать незаконным распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе от 20 января 2016 года №12-р в части отнесения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> к служебному жилью, исключив вышеуказанное жилое помещение из числа служебных.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Васильев А.П. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО» (далее - ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО»), Межрегиональному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО - Югре и ЯНАО) и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ГУ МЧС России по ЯНАО) о признании незаконным распоряжения ТУ Росимущества по ЯНАО от 20 января 2016 года №12-р об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду и исключении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, из специализированного жилищного фонда; признании незаконным решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по ЯНАО от                               13 февраля 2019 года об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что с 2009 года постоянно проживает в указанном жилом помещении на основании продляемых договоров краткосрочного найма жилого помещения. Квартира находится в собственности Российской Федерации и передана в оперативное управление ответчику ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)». С 1997 года, как работник противопожарной службы, он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Жилое помещение, в котором он проживает, не может быть ему предоставлено по договору социального найма, поскольку оспариваемым распоряжением отнесено к специализированному жилищному фонду. Указал, что у территориального органа Росимущества не имелось правомочий на принятие данного решения, как следствие, решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по ЯНАО от 13 февраля 2019 года об отказе в передаче квартиры по договору социального найма также незаконно.

В судебном заседании представитель истца Зиланова О.И. иск поддержала.

Представитель ответчиков ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» и ГУ МЧС России по ЯНАО Чиркова А.Ю. иск не признала.

Представитель ответчика МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО в судебном заседании участия не принимал.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе истец Васильев А.П. просит изменить решение суда в части отказа в предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма, принять решение об удовлетворении исковых требований в данной части. Приводит доводы о том, что поскольку распоряжение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду являлось незаконным с момента его принятия, то и решение ГУ МЧС России по ЯНАО от 13 февраля 2019 года об отказе в предоставлении жилого помещения, является незаконным.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО                     Степичев П.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении требований иска. Приводит доводы о том, что отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду является компетенцией собственника жилого помещения, а не ФКУ «6 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по ЯНАО (договорной)», в чьем оперативном управлении это жилое помещение находится, в связи с чем, оснований для отмены распоряжения собственника у суда не имелось. Указывает на неправильно избранный судом вид судопроизводства для разрешения спора.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчика МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО истец Васильев А.П. просит решение в обжалованной ответчиком части оставить без изменения, полагая его законным.

В отзывах представитель ГУ МЧС России по ЯНАО апелляционную жалобу МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО поддержал, против удовлетворения апелляционной жалобы Васильева А.П. возражал.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Васильев А.П., ответчики ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)», МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика ГУ МЧС России по ЯНАО Огнева К.Н., полагавшего апелляционную жалобу МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО подлежащей удовлетворению и возражавшего относительно апелляционной жалобы Васильева А.П., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность принятого решения, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года №179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из указанного следует, что решение о включении жилых помещений и об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, закрепленных на праве оперативного управления за Федеральным казенным учреждением «6 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по ЯНАО (договорной) должно было приниматься согласно действующему законодательству органом, в чьем оперативном ведении находится имущество.

В настоящее время приказом от 22 апреля 2019 года №233 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержден Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами и организациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

Из письма начальника отряда ФКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной) Синева К.В., направленного в адрес заместителя руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе №1070-2-11 от 5 октября 2017 года была адресована просьба оказать содействие в скорейшем рассмотрении вопроса исключения жилого помещения, в котором проживает истец из специализированного жилищного фонда и переводе его в жилищный фонд (л.д. 22).

Ответом №5337/89 от 30 ноября 2017 года на указанное письмо заместитель руководителя МТУ Росимущества Ямпилец А.Л. указал, что указанное выше решение принимается МЧС России (л.д. 20-21).

Следовательно, оспариваемое распоряжение выносилось органом, не наделенным данным правом, а также с нарушением правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42 и постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года №179, поскольку имущество находилось в оперативном ведении ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной).

В этой связи, довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении оспариваемого распоряжения МТУ Росимущество действовало на основании обращения территориального органа исполнительной власти, которому подведомственно федеральное казенное учреждение, в оперативном управлении которого это жилое помещение находится, несостоятелен, поскольку на обращение этого же органа об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда был получен отказ по причине отсутствия на то полномочий.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Васильев А.П. с 8 июля 2009 года проживает в квартире по адресу: <адрес> по договорам краткосрочного найма жилого помещения, зарегистрирован в нём по месту жительства вместе со своей супругой Васильевой О.Н. с                          21 октября 2009 года (л.д.23).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, находится в собственности Российской Федерации и передано на праве оперативного управления ФКУ «6 Отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной) (л.д. 47-49).

Также из указанной справки следует, что в графе сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома некоммерческого использования указано, что сведения отсутствуют (л.д. 16).

Пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Из выписки Росреестра следует, что такие сведения ответчиком не направлялись. Таким образом, из указанного следует, что правовой статус жилого помещения, в котором проживает истец, в законном порядке не установлен.

Кроме того, в материалах дела имеется договор краткосрочного найма, заключенный между ФКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по ЯНАО (договорной) и Васильевым А.П. №6/67-15 от 1 декабря 2015 года сроком до 31 октября 2016 года (л.д. 26-27).

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение датировано 20 января 2016 года, таким образом, на момент принятия распоряжения жилое помещение было занято Васильевым А.П. и членами его семьи по договору краткосрочного найма, которые проживали в нем с 2009 года, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого распоряжения законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, поскольку оспариваемое распоряжение принято с нарушением требований действующего законодательства и затрагивает законные права интересы истца, суд пришел к обоснованному выводу о признании распоряжения в части отнесения к служебному жилому помещению квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным и исключении квартиры из числа отнесенных к служебному жилью.

Судом также установлено, что решением Губкинского районного суда от 10 января 2017 года, вступившим в законную силу 16 марта 2017 года, на ГУ МЧС России по ЯНАО была возложена обязанность восстановить Васильева А.П. на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, исходя из даты подачи заявления с 12 июня 1997 года (л.д. 35-40).

Решением жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по ЯНАО, оформленным протоколом №34 от 13 февраля 2019 года,                   Васильеву А.П. было отказано в предоставлении занимаемого им жилого помещения по договору социального найма, так как данное жилое помещение отнесено к служебным жилым помещениям (л.д. 13-14).

Поскольку на момент подачи истцом заявления в жилищную комиссию ГУ МЧС РФ по ЯНАО распоряжение ТУ Росимущества в ЯНАО об отнесении данной квартиры к числу служебных не было оспорено, ответчик ГУ МЧС РФ по ЯНАО правомерно принял решение об отказе в предоставлении истцу спорного жилого помещения по договору социального найма, на что обоснованно сослался суд в оспариваемом решении.

В соответствии со ст.ст. 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности.

Согласно ст.ст. 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования без установления срока его действия.

Вместе с тем, спорное жилое помещение к фонду социального использования не отнесено, истец проживает в данном жилом помещении по договору, заключенному на определенный срок. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ФКУ «6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» и ГУ МЧС России по ЯНАО обязанности предоставить истцу спорное жилое помещение по договору социального найма у суда первой инстанции не имелось.

Нарушений норм процессуального права судом не допущено, поскольку в силу ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судья     /подпись/       А.Н. Шошина

33-2883/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ВАСИЛЬЕВ АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ
Васильев А.П.
Ответчики
ФГБУ "6 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)
ГУ МЧС России по ЯНАО
МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Шошина Анна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
04.10.2019Передача дела судье
24.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Судебное заседание
06.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2019Передано в экспедицию
31.08.2020Передача дела судье
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее