Дело № 2-73 (2014)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.
при секретаре Сосуновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешма Ивановской области
«31» января 2014 года гражданское дело по иску Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области об обязании устранить нарушения нормы жилой площади на осужденную,
у с т а н о в и л :
Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному учреждению ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области об обязании устранить нарушения нормы жилой площади на осужденную.
Исковые требования обоснованы тем, что ФКУ «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области является исправительной колонией общего режима для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами. В соответствии с Уставом учреждения, предметом и целью деятельности учреждения является исполнение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации. Приказом Минюста России от 17 августа 2012 года № 162 «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений, лечебных учреждений, создании и ликвидации в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях изолированных участков с различными видами режима» лимит наполнения для ФКУ ИК-3 определен в 615 мест, включая участок колонии-поселения 20 мест. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в учреждении содержится 625 осужденных, в том числе 16 – в участке колонии – поселения. В результате превышения лимита наполнения в подавляющем большинстве общежитий на осужденных приходится менее двух квадратных метров жилой площади (вместо предусмотренных трех), чем грубо нарушаются их права на условия содержания, отвечающие требованиям уголовно-исполнительного законодательства, а также требования ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Истец просит обязать ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области в лице начальника учреждения полковника внутренней службы Воробьева А.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить требования ч. 1 ст. 99 УИК РФ и разместить осужденных в данной исправительной колонии с обеспечением нормы жилой площади в расчете на одного человека 3 квадратных метра.
Определением Кинешемского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области.
Представитель истца Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, представил заявление о поддержании исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области Кудрявцева И.А. с исковыми требованиями не согласна, в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что здания ФКУ ИК-3 построены давно, соответствовали установленным в тот период времени нормативам. В настоящее время изменились требования к содержанию осужденных. Учреждением приняты меры к перераспределению осужденных по помещениям таким образом, чтобы приблизить норму жилой площади, приходящуюся в учреждении на одну осужденную, до установленной законодательством. В частности, во втором отряде норма жилой площади приближена к трем квадратным метрам. Иные помещения, имеющиеся в колонии, нельзя занять под общежития, так как их наличие также предусмотрено законодательством. Вопрос соблюдения нормы жилой площади решается также путем перевода осужденных женщин на период отпусков в специально предназначенные помещения, а также в колонию –поселение. Если исковые требования буду удовлетворены, то ФКУ ИК – 3 будет изыскивать возможность исполнить решение суда.
Представитель ответчика ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области Мохова К.Ю. с исковыми требованиями не согласна, в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что ФКУ ИК – 3 является самостоятельным юридическим лицом, несет права и обязанности в соответствии с Уставом учреждения, поэтому считает ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области ненадлежащими ответчикам по данному делу.
Представитель соответчиков ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области Курицина Е.А. с исковыми требованиями не согласна, считает, что ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области являются ненадлежащими ответчиками по данному делу. Прокурор не вправе был обращаться с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в ближайшие 2 года число осужденных, содержащихся в учреждении, будет определенным. Любое строительство в уголовно-исполнительной системе осуществляется путем реализации соответствующих целевых программ, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, но ФКУ ИК-3 не является участником данных программ. Лимит наполнения для ФКУ ИК – 3 устанавливался, исходя из той нормы жилой площади, которая была представлена учреждением. Если осужденные, содержащиеся в учреждении, не так распределены, то это вина ФКУ ИК – 3. Просит в иске отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области является исправительной колонией общего режима для осужденных женщин.
В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области, ФКУ ИК – 3 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации. К предметам и целям деятельности учреждения относятся исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (л.д. №).
В соответствии с Перечнем № 2, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 162 от 17 августа 2012 года «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, создании и ликвидации в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях изолированных участков с различными видами режима», лимит наполнения ИК № 3 общего режима для осужденных женщин (город Кинешма) установлен 615 мест, включая участок колонии – поселения на 20 мест.
Согласно ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ), норма жилой площади в расчете на одного осужденного в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, не может быть менее трех квадратных метров.
Согласно информации, представленной представителем ответчика ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области (л.д. №), размер общей жилой площади в целом по учреждению составляет 1 844, 1 кв.м, на момент рассмотрения дела судом в учреждении содержится 611 осужденных женщин, которые следующим образом распределены по отрядам:
отряд № 1: жилая площадь помещения 217,6 кв.м, количество спальных мест – 76, это же количество осужденных проживает (содержится) в помещении, таким образом, на одну осужденную приходится 2,86 кв.м жилой площади;
отряд № 2: жилая площадь помещения 194,5 кв.м, количество спальных мест –102, проживает (содержится) в помещении 73 осужденных, на одну осужденную приходится 2,66 кв.м жилой площади;
отряд № 3: жилая площадь помещения 185,1 кв.м, количество спальных мест – 70, в помещении проживает (содержится) 68 осужденных, на одну осужденную приходится 2,72 кв.м жилой площади;
отряд № 4: жилая площадь помещения 185,1 кв.м, количество спальных мест – 74, в помещении проживает (содержится) 67 осужденных, на одну осужденную приходится 2,76 кв.м жилой площади;
отряд № 5: жилая площадь помещения 185,1 кв.м, количество спальных мест – 74, в помещении проживает (содержится) 68 осужденных, на одну осужденную приходится 2,72 кв.м жилой площади;
отряд № 6: жилая площадь помещения 170,9 кв.м, количество спальных мест – 58, это же количество осужденных проживает (содержится) в помещении, на одну осужденную приходится 2,95 кв.м жилой площади;
отряд № 7: жилая площадь помещения 195,6 кв.м, количество спальных мест – 88, в помещении проживает (содержится) 72 осужденных, на одну осужденную приходится 2,72 кв.м жилой площади;
отряд № 8: жилая площадь помещения 192,8 кв.м, количество спальных мест – 106, в помещении проживает (содержится) 73 осужденных, на одну осужденную приходится 2,64 кв.м жилой площади;
отряд № 9: жилая площадь помещения 83,5 кв.м, количество спальных мест – 25 (облегченные условия отбывания наказания), это же количество осужденных проживает (содержится) в помещении, на одну осужденную приходится 3,34 кв.м жилой площади;
участок колонии поселения: жилая площадь помещения 60 кв.м, количество спальных мест – 20, в помещении проживает (содержится) 13 осужденных, на одну осужденную приходится 4,62 кв.м жилой площади;
ПФРСИ: жилая площадь помещения 34,5 кв.м, количество спальных мест – 10, в помещении на момент рассмотрения судом данного дела осужденные не содержались;
СУОН: жилая площадь помещения 5,7 кв.м, количество спальных мест – 2, в помещении проживает (содержится) 1 осужденная;
помещение для проведения отпусков: жилая площадь помещения 32,6 кв.м, количество спальных мест – 10, это же количество осужденных проживает (содержится) в помещении, на одну осужденную приходится 3,26 кв.м жилой площади;
карантин: жилая площадь помещения 39,9 кв.м, количество спальных мест – 11, в помещении проживает (содержится) 7 осужденных, на одну осужденную приходится 5,7 кв.м жилой площади.
Ответчиком ФКУ ИК – 3 учтена также жилая площадь камеры ШИЗО (10,6 кв.м на трех человек) и ПКТ (6,28 кв.м на 2 человека).
Суд не может принять во внимание доводы представителей ответчика ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области о том, что после проведения Ивановской прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях проверки и обращения в суд с данным иском, осужденные были перераспределены по отрядам, в настоящее время фактически приходящаяся на 1 осужденную норма жилой площади приближена к норме, установленной законодательством.
При определении нормы жилой площади, в среднем приходящейся на одну осужденную, содержащуюся в ФКУ ИК – 3, из расчета установленного лимита наполнения – 615 человек, и общей жилой площади по учреждению (согласно информации, представленной ответчиком) – 1 844,1 кв.м, судом установлено, что на одну осужденную приходится фактически 2,99 кв.м. Таким образом, три квадратных метра на одну осужденную приходится лишь при округлении выше указанной цифры до трех квадратных метров, что суд не может признать правильным.
Ответчиком не представлены суду технические документы (технические паспорта) на помещения общежитий учреждения. Определение размера общей площади жилых помещений, указанных ответчиком в представленной суду информации, путем сложения площадей данных помещений, показывает, что размер жилой площади в целом по учреждению составляет 1 799, 24 кв.м (а не 1 844, 1 кв.м, как указано в информации), в связи с чем фактически приходящаяся на одну осужденную средняя норма жилой площади по учреждению составит 2,92 кв.м.
Однако, суд считает неправомерным включение в состав общей площади жилых помещений, при расчете нормы жилой площади, приходящейся на одну осужденную, содержащуюся в ФКУ ИК – 3, площадь помещений ПФРСИ, СУОН, карантина, ШИЗО, камеры ПКТ, а также помещения для проведения отпусков. Основную часть времени в период отбывания наказания осужденные проживают в общежитиях отрядов. Нахождение (проживание) осужденных в помещениях ПФРСИ, карантина, ШИЗО, камеры ПКТ, а также в помещении для проведения отпусков не является для них постоянным в течение всего времени отбывания наказания, также как, в ряде случаев, и в помещении для отбывания наказания на строгих условиях отбывания наказания (СУОН) (исходя из положения ч.ч. 3,6 ст. 122 УИК РФ).
Таким образом, содержащиеся в ФКУ ИК – 3 осужденные не обеспечены жилой площадью в соответствии с нормой, установленной уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ), задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ). Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).
Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих решениях, в соответствии со статьей 3 Конвенции государство-ответчик должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.
На основании изложенного суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд не может согласиться с мнением представителя соответчиков ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области Курициной Е.А. о том, что круг лиц, в отношении которых прокурор обратился в суд с данным иском, определен, в ближайшие годы не будет изменяться.
Суду не представлено доказательств, подтверждающих, что в ближайшее время из ФКУ ИК – 3 будет освобождено либо переведено в другое учреждение такое количество осужденных лиц, что норма жилой площади, фактически приходящаяся в учреждении на одну осужденную, будет соответствовать норме жилой площади, установленной законодательством, а также не представлено доказательств, подтверждающих, что по мере отбытия содержащимися в учреждении осужденными лицами наказания и их освобождения, а также в настоящее время (поскольку в учреждении содержится число осужденных менее установленного лимита), в ФКУ ИК – 3 не будут направляться иные лица (осужденные) в пределах установленного лимита наполнения учреждения (615 человек). Таким образом, количество и состав лиц, которые будут содержаться в ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области не может быть определен, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с данным исковым заявлением.
Кроме того, суд считает, что решение вопроса о соблюдении прав осужденных быть обеспеченными в период отбытия наказания жилой площадью не ниже минимального размера, установленного законом, не может зависеть от принятия решения органами, решающими вопросы распределения осужденных по учреждениям, исполняющим наказания, о направлении либо не направлении осужденных женщин для отбытия наказания в ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области.
Надлежащим ответчиком по данному делу суд признает ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области.
Размещение осужденных в пределах учреждения, исполняющего наказания, является обязанностью администрации указанного учреждения.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», обязанность обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы лежит на данных учреждениях.
В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются права осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду; участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду; владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции; принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество.
В число обязанностей ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области входит выделение учреждению, исполняющему наказание, необходимых финансовых средств, обеспечивающих возможность достичь целей деятельности, предусмотренных Уставом учреждения.
В соответствии с п. 5.12 Устава ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Исковые требования о возложении на соответчиков ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области обязанности выделить необходимые денежные средства на финансирование мероприятий, направленных на размещение осужденных, содержащихся в ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области, с соблюдением нормы жилой площади три квадратных метра на осужденную, суду не заявлены. В случае недостаточности у учреждения денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, вопрос о возложении на ФСИН России и УФСИН России по Ивановской области обязанности выделить необходимые финансовые средства может быть решен путем предъявления самостоятельного иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Исковые требования Ивановского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить размещение осужденных, содержащихся в Федеральном казенном учреждении ИК – 3 УФСИН России по Ивановской области, в соответствии с требованиями части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ – с соблюдением нормы жилой площади три квадратных метра на осужденную.
В удовлетворении исковых требований к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю. Никитина