Дело № 2-151/12
Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
г. Можга Удмуртской Республики 13 апреля 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Непогодиной М.С.,
с участием:
представителей истца - Саитовой Е.С., действующей на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, Кузнецовой А.Г., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчиков Юшкова А.А., действующего на основании нотариальных доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «<***>» к Ивановой Г.А., Ивановой Т.А. о передаче жилого помещения в муниципальную собственность и встречному иску Ивановой Т.А. к Администрации МО «<***>» о признании недействительным обязательства о безвозмездной передаче жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «<***>» обратилась в суд с иском к ответчикам о безвозмездной передаче жилого помещения в муниципальную собственность.
Иск мотивирован тем, что ответчик Иванова Г.А. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с этим была включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Ивановой Г.А. на имя главы Администрации МО «<***>» было подано заявление о предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Удмуртской Республики; ДД.ММ.ГГГГ на семью Ивановых, состоящую из 3-х членов семьи, выдан государственный жилищный сертификат. До выдачи сертификата ответчиками были подписаны обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения, расположенного по адресу: <***> истцу, в связи с выдачей государственного жилищного сертификата, в 2-месячный срок с даты приобретения другого жилого помещения посредством реализации сертификата, в установленном законом порядке. Однако до настоящего времени спорная квартира ответчиками в собственность муниципального образования не передана.
В свою очередь ответчиком Ивановой Т.А. подан встречный иск, которым она просила признать недействительным обязательство от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <***>. В обоснование встречного иска истица указала, что ее мать, Иванова Г.А., как вдова участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, была включена в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». ДД.ММ.ГГГГ ими по данной программе была приобретена квартира по адресу: <***>. На момент приобретения указанной квартиры семья проживала в квартире родителей матери, расположенной по адресу: <***>, которую они приватизировали после их смерти. До выдачи государственного жилищного сертификата, ДД.ММ.ГГГГ с нее, как и с других членов семьи, было взято обязательство о безвозмездной передаче указанного жилого помещения в муниципальную собственность в двухмесячный срок после получения квартиры по сертификату. При этом, не зная, что ДД.ММ.ГГГГ норма, которой устанавливалось положение об обязательстве передачи квартиры, отменена, она подписала данное обязательство. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В судебном заседании представители истца иск поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, доводы истца поддерживает.
В соответствии со ст.167 ГРК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель ответчиков Юшков А.А. в судебном заседании исковое требование истца не признал, ссылаясь на доводы, изложенные во встречном исковом заявлении, просил признать обязательство от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <***>, подписанное Ивановой Т.А., недействительным.
Ответчики Иванова Г.А., Иванова Т.А в судебное заседание не явились, в связи с участием в деле их представителя по нотариальной доверенности.
Третье лицо Л.Е.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, уважительности причины неявки суду не сообщила.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, третьего лица Л.Е.А..
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение представителя органа опеки и попечительства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании договора на передачу квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией г. Можги и ответчиками, ответчики приобрели в общую долевую собственность жилое помещение по адресу: <***>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, ДД.ММ.ГГГГ выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д.10, 11-12).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Ивановой Г.А. на имя главы <***> было подано заявление о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Г.А. было подано заявление о предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Удмуртской Республики (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиками Ивановой Г.А., Ивановой Т.А. было дано обязательство, что в случае приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата, они обязуются в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи занимаемое ими жилое помещение по адресу: <***>, и передать его в муниципальную собственность (л.д.13,14).
ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Г.А., как участнику подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с учетом двух совместно проживающих с нею членов семьи, выдан государственный жилищный сертификат, который ответчиками был реализован путем приобретения в общую долевую собственность трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <***> (л.д.8, 17-18, 20).
Согласно подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы» основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также путем предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах (далее - жилые помещения), приобретенных за счет средств федерального бюджета. Участие в подпрограмме является добровольным. Граждане - участники подпрограммы могут приобретать на рынке жилья у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным мы санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств. Приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. При приобретении 2 и более жилых помещений права собственности на приобретаемые жилые помещения реализуются по договоренности членов семьи. После приобретения жилья с помощью субсидии граждане - участники подпрограммы исключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) за счет средств федерального бюджета.
В целях реализации программы Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 приняты и утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее Правила).
Согласно п.п. "ж" п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы обязан представить пакет документов, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
В соответствии с п.45 Правил, обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в следующих размерах:
33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
42 кв. м - на семью из 2 человек;
по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно п.п.«в» п.16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Пунктом 16.2 Правил предусмотрено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 Правил.
На момент предоставления ГЖС в собственности ответчиков находилась двухкомнатная квартира площадью 39,5 кв.м.; по нормативу, необходимая площадь для семьи, состоящей из 3-х человек, составляет 54 кв.м., разница составляет 14,5 кв.м., т.е. менее 18 кв.м..
В случае не оформления соответствующего обязательства выдача сертификата указанному гражданину не производится (п.16.3 Правил).
В материалах дела имеются обязательства, согласно которым ответчики приняли на себя обязательство в 2-хмесячный срок после приобретения жилого помещения посредством реализации сертификата освободить занимаемое жилое помещение и сдать его в установленном порядке. Это следует из буквального толкования содержания данных обязательств.
Таким образом, судом установлено, что до выдачи сертификата ответчиками были подписаны обязательства, в которых указано, что ответчики ознакомлены с условиями получения и пользования государственным жилищным сертификатом, установленными Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и обязались их исполнять.
Подписанные ответчиками обязательства в соответствии со ст. 153, п. 3 ст. 159 ГК РФ являются сделкой, и соответствуют форме, предусмотренной статьей 160 ГК РФ и приложением N 6 к Правилам.
Согласно данному обязательству ответчики обязались сдать жилое помещение в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Удмуртской Республики, а истец, в лице главы Администрации МО «<***>», принять указанное жилое помещение в установленный обязательством срок.
Ответчики ДД.ММ.ГГГГ приобрели посредством реализации ГЖС другое жилое помещение и, соответственно, у них возникла обязанность по безвозмездной передаче спорного жилого помещения в собственность муниципального образования «<***>», сохранение права пользования спорным жилым помещением за кем-либо из ответчиков ни законом, ни договором не предусмотрено.
В соответствии со ст. 309,310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нахождение спорной квартиры в общей долевой собственности ответчиков подтверждает неисполненное обязательство с их стороны.
В силу ст.310 ГК РФ ответчики обязаны передать спорное жилое помещение в собственность муниципального образования «<***>».
Таким образом, требование истца о безвозмездной передаче в муниципальную собственность спорного жилого помещения является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку иск о безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежит удовлетворению, следовательно, встречное требование ответчика Ивановой Т.А. о признании обязательства недействительным, удовлетворению не подлежит, как взаимоисключающее.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Администрации муниципального образования «<***>» к Ивановой Г.А., Ивановой Т.А. о передаче жилого помещения в муниципальную собственность удовлетворить.
Обязать Иванову Г.А., Иванову Т.А. передать безвозмездно в собственность муниципального образования «<***>» жилое помещение, расположенное по адресу: <***>.
Встречный иск Ивановой Т.А. к Администрации муниципального образования «<***>» о признании недействительным обязательства о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <***>, в муниципальную собственность, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд УР.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Н.Н. Смагина