Дело № 2- 39/2019 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
21 февраля 2019 года Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Вавикиной Т.С.,
при секретаре П
с участием истца Елькина Г.В.,
представителя ответчика Администрации Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края Спирина П.И.,
представителя третьего лица- Администрации Ординского муниципального района Пермского края Чиж Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елькина Г.В к Администрации Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края о признании права на безвозмездное пользование земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к администрации Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края о признании права на безвозмездное пользование земельным участком. В обоснование иска указал, что в <адрес> имеется земельный участок, собственник которого неизвестен. Он хотел бы безвозмездно пользоваться данным земельным участком, обратился в Медянское сельское поселение, но ему был дан ответ, что земельный участок поселению не принадлежит. Тогда он обратился с заявлением в Комитет Земельных и имущественных отношений Администрации Ординского муниципального района Пермского края, но там ему также было отказано. Просит признать его право на безвозмездное пользование земельным участком.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что требования обращает именно к администрации Медянского сельского поселения как к ответчику.
Представитель ответчика с заявленными требованиями согласился и пояснил, что собственник земельного участка по адресу: <адрес> неизвестен. Участок заброшен. Как выморочное имущество он в собственность поселения не принят, как бесхозяйное имущество на учете не состоит.
Представитель третьего лица- Администрации Ординского муниципального района Пермского края с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в соответствии с Земельным Кодексом РФ гражданам может иметь место в случае, если основания предоставления определены региональным законодательством. В Пермском крае отсутствует закон, позволяющий предоставлять гражданам земельные участки в безвозмездное пользование.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных документов, Елькин Г.В. обращался в администрацию Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края и в Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Ординского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в безвозмездное пользование. Согласно поступившим ответам, в удовлетворении его заявления было отказано. (л.д.9, 10-11, 14, 16-22).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> собственника не имеет (л.д. 36, 47). Также не имеет правообладателя жилой дом, находящийся на данном земельном участке (л.д.56).
В соответствии с п.7 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является платность земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков в безвозмездное пользование предусмотрены ст.24 Земельного кодекса РФ, согласно части 1 которой в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела; 2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе, гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Таким образом, законом субъекта РФ должны быть определены муниципальные образования, в которых может осуществляться предоставление земельных участков для целей, указанных в статье.
Статьей 7 Закона Пермской области от 31.10.2003 года № 1080-220 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермском крае» определен перечень муниципальных образований, на территории которых земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Ординский муниципальный район в данном перечне отсутствует. Следовательно, на территории Ординского муниципального района земельные участки в безвозмездное пользование гражданам не предоставляются.
На основании ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу частей 1 и 2 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, распоряжаться данным земельным участком в рассматриваемом случае может орган местного самоуправления муниципального района, а не орган местного самоуправления поселения, то есть, исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Представителем ответчика- администрации Медянского сельского поселения Спириным П.И. заявлено о признании исковых требований.
Судом разъяснялась истцу возможность предъявить исковые требования к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Ординского муниципального района Пермского края, истец на замену ответчика не согласился, в связи с чем, на основании с ч.2 ст.41 ГПК РФ суд рассмотрел дело по предъявленному иску.
В соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно указанным выше нормам действующего законодательства, учитывая, что распоряжение земельным участком должно осуществляться органом местного самоуправления муниципального района, суд не принимает признание иска представителем ответчика.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Елькина Г.В к Администрации Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края о признании права на безвозмездное пользование земельным участком отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края.
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2019 года.
Судья Т.С. Вавикина
Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела № 2-39/19, хранящегося в Ординском районном суде Пермского края.