Гр.дело №2-737/2019
(24RS0059-01-2019-000814-89)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское
Красноярского края 24 июля 2019 года
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филимоновой А.Л.,
при секретаре Немцевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Шушенского района к УФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Шушенского района Красноярского края, в лице представителя Козлова А.А., обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу судебных приставов по Шушенскому району Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, в котором просит освободить администрацию Шушенского района от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Шушенскому району УФССП по Красноярскому краю от 29.08.2014г., принятому в рамках исполнительного производства № 4439/14/32/24, возбужденного на основании решения Шушенского районного суда от 20 февраля 2014г. по гражданскому делу №2-129/2014, которым на администрацию Шушенского района возложена обязанность предоставить Б жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта общей площадью 33 кв.м., с учетом конструктивных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м., в течение 5 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что решением Шушенского районного суда Красноярского края от 20 февраля 2014г. на администрацию Шушенского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Б жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью 33 кв.м., с учетом конструктивных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м., в течение 5 месяцев с момента вступления решения в законную силу. На момент вступления данного решения суда в законную силу денежные средства на его исполнение из краевого бюджета не поступили, в связи с чем администрацией района было направлено письмо в Министерство образования и науки Красноярского края о выделении денежных средств. 29 августа 2014г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Шушенскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Шушенского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением судебного решения. 21 июля 2014г. между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией Шушенского района заключено дополнительное соглашение № 55-1 к соглашению № 55 от 15.04.2014г., предметом которого являлось предоставление администрации района субвенций на реализацию Закона края от 24.12.2009г. №9-4225 по обеспечению жилыми помещениями в 2014 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Б 01 января 2014г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлен особый (усложненный) порядок, предусматривающий обязательные конкурентные процедуры закупки товаров, работ и услуг для нужд органов местного самоуправления, в том числе приобретение жилых помещений для указанных целей. Администрация Шушенского района инициировала процедуру закупки в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем проведения электронного аукциона. Заявки на участие в аукционе поданы не были и аукцион признан не состоявшимся. В последующем администрацией района в муниципальную собственность приобретена благоустроенная квартира общей площадью 36 кв.м. по адресу: <адрес>. 30 декабря 2014г. между администрацией района и Б заключен договор найма специализированного жилого помещения, решение суда исполнено, исполнительное производство окончено 27.01.2015 года. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора осталось в силе, администрация района остается должником. Администрацией Шушенского района предприняты исчерпывающие меры для исполнения возложенных решением суда обязанностей, решение суда исполнено в полном объеме. Несвоевременность исполнения решения суда была связана с отсутствием надлежащего финансирования из краевого бюджета и является обстоятельством, тождественным непреодолимой силе, поскольку администрация района не имеет полномочий и законных оснований влиять на решения и действия краевых органов власти в части определения объемов и сроков выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий.
Определением суда от 02.07.2019г. произведена замена ненадлежащего ответчика ОСП по Шушенскому району на надлежащего ответчика УФССП по Красноярскому краю.
Представитель истца администрации Шушенского района Козлов А.А., действующий по доверенности, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, о чем представлено заявление.
Представитель ответчика УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении заседания не ходатайствовал.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно положениям ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, что прямо предусмотрено ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В силу ч. 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Статьей 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Шушенского районного суда Красноярского края от 20 февраля 2014 года на администрацию Шушенского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Б жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта общей площадью 33 кв.м., с учетом конструктивных особенностей жилого помещения не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м., в течение пяти месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании данного решения Шушенским районным судом выдан исполнительный лист серии № 010346136, 11.04.2014г. на основании указанного исполнительного листа ОСП по Шушенскому району возбуждено исполнительное производство №4439/14/32/24. Срок, предусмотренный законом, для добровольного исполнения решения суда составляет 5 дней.
29.08.2014г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Шушенскому району вынесено постановление о взыскании с должника администрации Шушенского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа – исполнительного листа № 010346136 от 31.03.2014г..
Как субъект исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения, администрация Шушенского района неоднократно в течение 2014 года обращалась в Министерство образования и науки Красноярского края с просьбой выделить денежные средства на приобретение жилья для Б
Министерство образования и науки Красноярского края в ответе на данные обращения указало, что направлены письма в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда по приобретению жилого помещения для Б, рекомендовано обратиться в судебные органы с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
15 апреля 2014г. между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией муниципального образования Шушенский район заключено соглашение № 55 по реализации в 2014 году Закона Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно п.1.1 указанного соглашения Министерство обязалось в 2014 году предоставить администрации Шушенского района субвенцию на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225 в размере 30005000 рублей, а администрация Шушенского района обязалась принять указанную субвенцию и использовать ее по целевому назначению – для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительным соглашением №55-1 от 21.07.2014 года к соглашению № 55 от 15.04.2014 п.1.1 соглашения изменен – увеличен размер субвенции до 46674400 рублей.
В списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году, прилагаемом к дополнительному соглашению №55-1, под № 42 указана Б
По муниципальному контракту №0119300016814000133 от 22.12.2014г. администрацией Шушенского района в муниципальную собственность приобретена квартира площадью 36 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
30.12.2014г. между администрацией Шушенского района (наймодатель) и Б (наниматель) заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 указанного договора найма Наймодатель передал Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, общей площадью 36 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания.
Оценивая представленные истцом доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Администрация Шушенского района Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Поскольку администрация Шушенского района при обеспечении детей-сирот жильем реализует полномочия за счет средств федерального и регионального бюджета, приобрести жилые помещения самостоятельно возможности не имеет.
По мнению суда, в течение установленного 5-ти дневного срока реальное исполнение решения суда от 20.02.2014г. было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Должником предприняты все меры к предоставлению подходящего жилого помещения Б, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации Шушенского района в неисполнении решения суда.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как указывалось выше, в соответствии со статьей 401 ГК РФ наличие вины обязательный элемент наступления ответственности за неисполнение обязательств.
Оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что вина администрации Шушенского района в неисполнении в установленный срок исполнительного документа отсутствует, а потому суд находит исковые требования администрации Шушенского района Красноярского края подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Шушенского района к УФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Шушенского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Шушенскому району УФССП по Красноярскому краю от 29.08.2014г. в рамках исполнительного производства №4439/14/32/24.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий А.Л.Филимонова
Мотивированное решение составлено 29 июля 2019 года