Решение по делу № 2-662/2017 ~ М-575/2017 от 13.06.2017

Дело №2-662/ 2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2017 г.                                                                             г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н.,

при секретаре Стрельниковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толмачева А.С., Сухоносовой А.М. к Администрации МО «Северо-Байкальский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ об обязании принять меры по включению многоквартирного дома в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда,

                                            У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд к Администрации МО «Северо-Байкальский район», Толмачев А.С., Сухоносова А.М. просили обязать ответчика принять меры по включению многоквартирного дома в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Определением суда от 10 июля 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.

В судебном заседании истец Толмачев А.С., представитель Сухоносовой А.М. Шинкаренко Е.Н. просили обязать Администрацию МО «<адрес>», Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в 2013-2017 г.г., утвержденную Постановлением Правительства РБ от 27 июня 2013 г. №332. Суду пояснили, что жилой дом, в котором они проживают, является аварийным, проживание в нем невозможно. Истица Сухоносова вынуждена выехать из жилого дома, т.к. в квартире обвалился потолок. Оба собственника в 2009 г. и ранее обращались в администрацию поселения для обследования жилого дома. Заключений межведомственной комиссии у них нет, имеются только акты обследования отдельных квартир. Считают, что нарушены их права, т.к. жилой дом не включен ни в одну программу по переселению. После их обращения в прокуратуру, межведомственная комиссия администрации МО «<адрес>» признала жилой дом аварийным и подлежащим сносу, однако это заключение выдано 08.02.2017 г. При наличии данного заключения их дом может быть включен только в те Программы, которые в будущем могут быть приняты на уровне Российской Федерации, чем нарушаются их права.

Представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» Груздев В.В. иск признал в полном объеме. Суду пояснил, что жилой дом по <адрес> не был включен в Республиканскую адресную программу по переселению, поскольку в администрации района отсутствовали документы о том, что данный жилой дом является многоквартирным, а также заключение межведомственной комиссии, принятое до 2012 г. В настоящее время Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в 2013-2017 г.г., утвержденная Постановлением Правительства РБ от 27 июня 2013 г. №332, заканчивается, срок ее исполнения до 01.09.2017 г. Администрация не сможет самостоятельно включить жилой дом в указанную программу, т.к. это полномочия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ. Возможно, ранее было заключение межведомственной комиссии, которое принималось на уровне поселения. Однако в 2009 г. межведомственные комиссии назначались, и заключения о признании жилых домов аварийными принимались на уровне района. Никакие документы по данному жилому дому не сохранены.

В судебное заседание истица Сухоносова А.М. представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ не явились. О слушании дела уведомлялись надлежаще. Истица Сухоносова А.М. просила о рассмотрении дел в ее отсутствие. Суд определил о рассмотрении делав их отсутствие.

Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ представило суду отзыв, из которого следует о несогласии с иском, указывая, что жилой дом по <адрес> не может быть включен в республиканскую адресную программу, т.к. признан аварийным и подлежащим сносу только в 2017 г. На территории РБ переселение осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства». В рамках Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется расселение многоквартирных жилых домов, признанных аварийными до 01.01.2012 г.

Суд, выслушав истца Толмачева А.С., представителя истца Шинкаренко Е.Н., представителя ответчика Груздева В.В., изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований Толмачева А.С. и Сухоносовой А.М. по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде ЖКХ) Правительство Республики Бурятия утвердило Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2013 - 2017 годах" (далее - Программа) от 27.06.2013 N 332.

Исполнителем указанной Программы является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Целью Программы является ликвидация в Республике Бурятия аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2012 г. аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации на территории муниципальных образований в Республике Бурятия.

Действие программы заканчивается 01.09.20017 г.

Программа предусматривает реализацию мероприятий по переселению граждан только из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Признание жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Программа не предусматривает расселение частных индивидуальных жилых домов, находящихся в аварийном состоянии.

Для целей настоящей Программы используются понятия:

- аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

- переселение граждан из аварийного жилищного фонда - предоставление жилых помещений собственникам жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений и предоставление нанимателям жилых помещений других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 32, 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

     Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

     Как следует материалам дела, Сухоносова А.М. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>

Толмачев А.С. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>

Истцы показали, что 25 апреля 2009 г. межведомственная комиссия МО СП «Холодное Эвенкийское» провела обследование жилых помещений и вынесла заключение о непригодности проживания в жилом помещении и его аварийном состоянии.

Вместе с тем, данные доводы не нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Так, согласно акту обследования помещения за номером 7 от 25 апреля 2009 г., межведомственная комиссия, назначенная администрацией МО СП «Холодное эвенкийское», провела обследование жилого помещения <адрес>.

Установлено, что дом проживанию не подлежит, находится в аварийном состоянии.

Аналогичный акт предоставлен истицей Сухоновой за от ДД.ММ.ГГГГ г.    на <адрес> того же дома.

Истицами предоставлены заявления от ДД.ММ.ГГГГ от Сухоносовой и от ДД.ММ.ГГГГ от Толмачева, из которых следует, что они, обращаясь на имя главы администрации поселения, просят провести обследование жилищных условий на признание его непригодным для проживания.

Из указанного не следует, что администрацией поселения назначалась в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, межведомственная комиссия, т.к. акт обследования составлен только главой администрации поселения и специалистом поселения, с участием собственника жилого помещения.

При этом в акте обследования нет сведений о том, когда принималось решение о создании межведомственной комиссии, акт не содержит номер данного решения.

Как следует из пояснений представителя администрации МО «Северо-Байкальский район», на 2009 г. действовала межведомственная комиссия, назначенная администрацией МО «Северо-Байкальский район», т.к. весь жилой фонд находился в его ведении.

Само обращение Толмачева А.С. и Сухоносовой А.М. на имя главы поселения свидетельствует, что собственники с заявлением об обследовании жилых помещений в межведомственную комиссию не обращались.

Ссылка представителя Груздева В.В. о том, что многоквартирный жилой дом актом обследовании и заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, признавался аварийным и подлежащим сносу, не состоятельна, т.к. доказательств тому не приведено.

Так, не предоставлено суду документов о вынесении органом местного самоуправления распоряжения о создании межведомственной комиссии и ее состава, регистрации данного распоряжения в соответствующих книгах.

Следовательно, в силу ст. 56 ГПК РФ ни сторона истца, ни представитель ответчика доказательств тому не предоставили.

Основания полагать, то такое заключение было принято, суд не имеет.

Кроме того, в соответствии с Республиканской адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2013 - 2017 годах" утвержденной Постановлением Правительства РБ от 27 июня 2013 г. №332, в Список домов, подлежащих переселению могли быть включены только многоквартирные жилые дома, признанные в установленном порядке авариными до 01.12.2012 г.

Как следует из предоставленных актов, обследование проводилось по каждому жилому помещению в отдельности, а не многоквартирного жилого дома. Соответственно, решение о признании многоквартирного жилого дома не могло выноситься на основании предоставленных суду актов обследования отдельных жилых помещений.

При этом, указанная выше Программа предусматривает включение в нее только многоквартирных жилых домов, а не отдельных жилых помещений в доме.

Указанное опровергает доводы истцов и представителя ответчика Груздева о том, что имелось заключение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу и об утере такого заключения.

Учитывая изложенное, суд считает, что у администрации МО «Северо-Байкальский район» и у Министерства строительства и модернизации жилищно- коммунального комплекса РБ отсутствуют основания для включения многоквартирного жилого дома в Программу по переселению.

Кроме того, как следует материалам дела, только 08.02.2017 г. межведомственная комиссия МО «Северо-Байкальский район» после обследования многоквартирного жилого дома по <адрес> приняла решение о признании дома авариным и подлежащим сносу.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска суд не находит.

Те обстоятельства, что администрация района и администрация сельского поселения включали жилой дом в перечень аварийных жилых домов в периоды с 2006 г. по 2013 г., не может свидетельствовать о том, что Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса должно было включить его в указанную выше программу, т.к. на момент включения данного дома в перечень аварийных домов, обследование жилого дома, как многоквартирного не производилось, соответственно, не могло было быть принято заключение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Соответственно, без указанных документов, жилой дом в указанную программу не подлежал включению.

В данном случае суд приходит к выводу о том, что администрация района, в чьем ведении находился весь жилой фонд, своевременно и не приняла никакие меры для принятия решения о признании спорного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Оснований для принятия судом признания иска представителем ответчика Груздевым В.В., суд не усматривает, т.к. данное признание противоречит требованиям закона, нарушает публичные интересы.

Вместе с тем, суд считает, что указанные истцами обстоятельства могут являться основаниям для защиты прав собственников жилого дома в ином порядке.

Руководствуясь 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Толмачева А.С., Сухоносовой А.М. к Администрации МО «Северо-Байкальский район», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ об обязании принять меры по включению многоквартирного дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд РБ.

Окончательная форма решения принята 26.07.2017 г.

Председательствующий судья:                         Е.Н.Казакова.

2-662/2017 ~ М-575/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Толмачев Анатолий Степанович
Сухоносова Анна Михайловна
Ответчики
Администрация МО " Северобайкальский район"
Другие
Шинкаренко Екатерина Николаевна
Министерство строительства и модернизации жилищно- коммунального комплекса Республики Бурятия
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Казакова Евгения Николаевна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
13.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2017Передача материалов судье
15.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2017Подготовка дела (собеседование)
28.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.07.2017Предварительное судебное заседание
21.07.2017Судебное заседание
26.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.11.2017Дело оформлено
15.12.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее