Судья Городилова Д.Д. Дело №33-1100/2020
УИД 18RS0003-01-2019-005951-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Калмыкова В.Ю.,
судей Константиновой М.Р., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Шкляевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 18 марта 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 26 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Печенкина М. А. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Печенкина М. А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г. Сарапула Удмуртской Республики жилое помещение в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории г. Сарапула Удмуртской Республики».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печенкин М.А. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его одинокая мать была лишена родительских прав в отношении сына. Какого-либо имущества на праве собственности не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма не является. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика, вместе с тем жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. Просит обязать ответчика предоставить ему из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Сарапула Удмуртской Республики, расположенное на территории города Сарапула Удмуртской Республики площадью не менее 18 квадратных метров.
В судебном заседании:
представитель истца Печенкина М.А. - Боголюбский В.В., действующий по доверенности, иск поддержал по доводам, изложенным в нем, указав, что истец проживает в г. Сарапуле в приемной семье. На данный момент жилое помещение ему не предоставлено.
Истец Печенкин М.А. в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики, извещенный судом первой инстанции надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Ранее в письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики иск не признал, указывая, что Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Удмуртской Республики №8-РЗ) предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории – по списку. Законом не установлен срок предоставления жилого помещения данной категории лиц. Истец в 2014 году включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Жилых помещений специализированного жилого фонда в Удмуртской Республике нет, идет формирование данного жилого фонда. Жилое помещение подлежит предоставлению в порядке очереди.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
Определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 7 февраля 2020 года произведена замена ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики на Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики в порядке процессуального правопреемства.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, указывая на то, что в настоящее время обеспечение жилым помещением лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит не во внеочередном порядке, а на основании их заявления о предоставлении жилого помещения, в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органом власти, уполномоченным формировать специализированный жилищный фонд для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики. Закон Удмуртской Республики №8-РЗ устанавливает, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются по заявлению, поданному в орган опеки и попечительства. Министерством образования и науки Удмуртской Республики истец Печенкин М.А. включен в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, по Удмуртской Республике под номером 1422, а по г. Сарапулу – под номером 107, право на предоставление жилого помещения за ним закреплено. Жилое помещение истцу должно быть предоставлено в соответствии со списком по его заявлению. Предоставление жилого помещения истцу не в соответствии со списком повлечет нарушение прав других лиц, состоящих в списке. Кроме того, в связи с принятием Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2019 года №60-РЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления в Удмуртской Республике отдельных государственных полномочий и внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Государственным Советом Удмуртской Республики 29 октября 2019 г.), органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, которые возложены на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики. Таким образом Министерство образования и науки Удмуртской Республики не является надлежащим ответчиком.
Информация о рассмотрении апелляционной жалобы своевременно размещена на официальном интернет-сайте Верховного суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Печенкина М.А., представителя Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством размещения информации о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Верховного суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец Печенкин М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его одинокая мать ПЛБ (согласно справе о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, в архиве ЗАГС г. Сарапула имеется запись акта о рождении Печенкина М.А., данные об отце записаны со слов матери) лишена родительских прав в отношении сына М. на основании заочного решения Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 31 октября 2006 года.
Печенкин М.А. зарегистрирован по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> – в специализированном жилом помещении, где проживает совместно с приемными родителями с 2008 года, что подтверждается копиями: постановления главы администрации г. Сарапула от 3 сентября 2008 года, договора найма служебного жилого помещения, поквартирной карточкой, свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Истец не имеет в собственности жилых помещений (уведомления Управления Росреестра по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, сведения из ГУП Удмуртской Республики «БТИ» Сарапульского филиала Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ).
Печенкин М.А. не является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя, что подтверждается письмом Управления имущественных отношений г. Сарапула №.
Согласно уведомлению Министерства образования и науки Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ истец Печенкин М.А. включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещения в Удмуртской Республике.
Жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) истец не обеспечен.
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что истец действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; нуждается в жилом помещении для постоянного проживания; включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике; достигла совершеннолетия; выразила волеизъявление на обеспечение жилым помещением по договору найма из специализированного жилого фонда Удмуртской Республики.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и на исследованных судом доказательствах, которым дана оценка, соответствующая требованиям статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, со статьей 2 Закон Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. №8-РЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержат статья 2 и часть 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет.
Для цели обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. №8-РЗ (в редакции, действующей до 1 января 2020 года) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, которые возложены на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года №8-РЗ (в редакции, действующей после 1 января 2020 года) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, которые возложены на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Право истца на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда ответчиком Министерством образования и науки Удмуртской Республики по существу не оспаривалось; истец из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не исключен, но жилое помещение до настоящего момента не предоставлено.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о возникновении у Министерства образования и науки Удмуртской Республики обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, в связи с чем суд принял законное решение, понудив ответчика предоставить истцу такое жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу без учета его очереди в списке повлечет нарушение прав других лиц, включенных в список, основанием для отмены решения служить не могут, поскольку не опровергают вывод суда о возникновении у ответчика обязанности обеспечить истца жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма и не являются обстоятельством, освобождающим от исполнения такой обязанности.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на обеспечение жильем лиц не должно быть обусловлено соблюдением какой-либо очередности. Закон связывает наступление у ответчика обязанности предоставить жилое помещение лицам из данной категории, включенным в республиканский список, с достижением ими совершеннолетия и не обусловливает такую обязанность очередностью. Список является лишь способом учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их дальнейшего обеспечения жильём и определения объемов финансирования. Истец имеет право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном законом для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, - по месту ее постоянного жительства.
При таких обстоятельствах районный суд принял обоснованное решение о понуждении ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики, являющегося на момент принятия решения органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, к предоставлению истцу жилого помещения.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 ноября 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики – оставить без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Калмыков
Судьи: М.Р. Константинова
Ю.В. Долгополова