РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Е.М. Горбатовой при секретаре А.Н. Забыкиной
с участием:
помощника Шадринского межрайонного прокурора А.С. Вохменцева истца А.В. Таран
представителя ответчика Т.А. Ананьиной, действующей на основании
доверенности от ....2014 года №
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области 02 декабря 2016 года гражданское дело № по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах Таран А.В. к Администрации г. Шадринска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шадринский межрайонный прокурор, действующий в интересах Таран А.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Шадринска о предоставлении Таран А.В., благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Шадринска, соответствующего санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В исковом заявлении указав, что Таран А.В. родилась ... года в г.... Курганской области, относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как ее мать "ТНА" умерла ... года, отец "ТВВ" умер ... года. ....2006 года на основании Постановления Администрации г. Шадринска № ей назначен опекун "ЕВА" В июне 2014 года Таран А.В. закончила МКОУ «Открытая(сменная) общеобразовательная школа», в этом же году поступила на очную форму обучения в ГБПОУ «... политехнический колледж», где и обучается по настоящее время. Зарегистрирована по адресу г. Шадринск, пер. ..., д...., данное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ....2011 года. Заключением межведомственной комиссии от ....2012 года данное жилое помещение признано непригодным для проживания. Также на основании п.2 Постановления Администрации г. Шадринска от ....2006 года № данное жилое помещение было закреплено за Таран А.В. ....2012 года на основании постановления Администрации г. Шадринска № закрепление данного жилого помещения за Таран А.В. отменено, в связи с признанием данного жилого помещения непригодным для проживания (заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ....2012 года). В настоящее время Таран А.В. проживает по адресу г. Шадринск, ул. ..., ..., данное жилое помещение принадлежит "ЕВА" договор социального найма жилого помещения на территории г. Шадринска и Шадринского района с Таран А.В. не заключался. Постановлением Администрации г. Шадринска № от ....2013 года Таран А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шадринска. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Решением Шадринской городской Думы № 567 от 21.11.2013 года установлена норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Шадринска, которая составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения. В связи с внесенными Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 134 изменениями органы государственной власти Курганской области обязаны " обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность. Органы местного самоуправления осуществляют обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. В силу ст. 2, ч.1 ст.3-1 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями, приобретаемые за счет средств бюджета Курганской области и переданные в муниципальную собственность является полномочием Администрации г. Шадринска. Просил обязать Администрацию г.Шадринска предоставить Таран А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г.Шадринска, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании помощник Шадринского межрайонного прокурора Вохменцев А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения в соответствии с иском, просил обязать Администрацию г. Шадринска предоставить Таран А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г.Шадринска, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Истец Таран А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что родилась в г. ... Курганской области ... года. Родители умерли, мама в ... году, папа в ... году, она относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 году ей назначен был опекун "ЕВА", бабушка по лини матери. В 2014 году закончила общеобразовательную школу, и в этом же году поступила в Шадринский политехнический колледж, в настоящее время обучается там по очной форме обучения. Проживает по адресу г. Шадринск, ул. ..., ..., в квартире бабушки. Зарегистрирована по адресу г. Шадринск, пер. ..., д..... Данное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности в силу наследования от ...2011 года. Данный жилой дом признан непригодным для проживания, о чем имеется заключение комиссии. Договор социального найма жилого помещения на территории г.Шадринска и Шадринского района с ней не заключался. Она внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шадринска. Но в настоящее время жилое помещение ей так и не предоставлено. Просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Шадринска Ананьина Т.А. против удовлетворения иска возражала суду пояснила, что прокурор, выступая в интересах Таран А.В., предъявляя исковые требования только к одному ответчику в лице Администрации г. Шадринска, допускает, что реальное исполнение решения суда будет затруднительным. Таран А.В. постановлением Администрации г.Шадринска от ....2013 года № включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли. С заявлением об обеспечении жилым помещением Таран А.В. обратилась в 2016 году. Законом Курганской области от 29.12.2015 года№ 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» вступившими в силу с 10 января 2016 года, установлено, что в целях реализации государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц, органам местного самоуправления городских округов Курганской области предоставляются материальные ресурсы в виде жилых помещений, приобретаемые органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области (Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области). Администрация г.Шадринска может предоставить Таран А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений только после передачи в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством указанного благоустроенного жилого помещения, приобретенного Департаментом за счет средств бюджета Курганской области. В настоящее время жилые помещения в муниципальную собственность Департаментом не передавались. Администрация г. Шадринска право Таран А.В. не нарушала, поскольку в предоставлении жилого помещения ей не отказывала. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В судебное заседание представили отзыв, согласно которого просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что в случае удовлетворения требований в части приобретения и передачи квартиры для предоставления конкретному сироте решение будет являться неисполнимым, поскольку приобретаемые квартиры будут передаваться в муниципальную собственность обезличенно, а не конкретному сироте. Кроме того, предоставления жилья осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком, обязании Администрации г. Шадринска предоставить жилое помещение Таран А.В. может нарушить права других лиц из числа детей - сирот. Считают, требования в таком виде не могут быть удовлетворены.
Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, представили письменный отзыв, согласно которого считаю, что предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, в связи с чем, они не могут являться участником данного дела в качестве третьего лица.
Представитель третьего лица отдел опеки и попечительства Администрации г.Шадринска в судебное заседание не явился, представили заявление, просили дело рассмотреть без участия представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Финансового управления Курганской области, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, Шадринского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Судом на основе исследованных доказательств установлены следующие фактические обстоятельства.
Таран А.В., родилась ... года (л.д....).
Таран А.В., ... года рождения относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, имеет статус лица, в отношении которой распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ.
Её мать -"ТНА" умерла ... года, отец -"ТВВ" умер ... года (л.д. ...л.д....).
Постановлением Главы администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Таран А.В.» ей назначен опекун "ЕВА", а также закреплено жилое помещение по адресу: г. Шадринск, пер. ..., ... (л.д. ...).
Согласно аттестату об основном общем образовании, выданному ... 2014 года Таран А.В. окончила 11 классов МКОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №» г. Шадринска Курганской области (л.д....).
С ....2014 года обучается в ГБУПОУ «... политехнический колледж», очная форма обучения (л.д...).
Таран А.В. зарегистрирована по адресу: Курганская область, г. Шадринск, пер...., д.... (л.д....).
На основании постановления Администрации г. Шадринска № от ...2013 года Таран А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории муниципального образования город Шадринска (л.д....).
Согласно информации Жилищного отдела КУМИ Администрации г. Шадринска следует, что Таран А.В. права на жилое помещение по договору социального найма не имеет (л.д....).
В настоящее время Таран А.В. проживает по адресу г. Шадринск, ул...., д..., кв.....
Данное жилое помещения на праве собственности ей не принадлежит.
Жилое помещение на территории г. Шадринска и Шадринского района за Таран А.В. не закреплялось.
Договор социального найма жилого помещения на территории г. Шадринска Курганской области с Таран А.В. не заключался. Жилое помещение за ней не закреплялось (л.д....).
Таран А.В. является собственником жилого помещения по адресу г. Шадринск, пер. ..., д.... (л.д....).
На основании Заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ....2012 года и Акта обследования помещения № от ....2012 года, частный дом № ..., пер. ... г. Шадринск признан непригодным для проживания (л.д. ...).
Таран А.В. обратилась с заявлением в Администрацию г. Шадринска Курганской области о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда (л.д...)
Решением Шадринской городской Думы от 30.06.2016 года № 87 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», установлена норма предоставления в размере 15 кв.м. как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, предоставляемого по договору социального найма.
Суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами, не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст.40).
Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п.«ж», «к» ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот, в том числе, обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела усматривается, что родители истицы умерли, Таран А.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 февраля 2012 года), детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует Список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п.1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п.1 ст.6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приёмной семье» (далее - Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года №6), детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно информации финансового отдела Администрации г. Шадринска следует, что обеспечение жилыми помещениям детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Данное полномочие передано г. Шадринску Законом Курганской области от 05.10.2007 года № 288. В соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона финансовое обеспечение данного полномочия до 2016 года осуществлялось за счет предоставления местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. В связи с изменениями внесенными в Закон Курганской области от 29.12.2015 года№ 134, ст. 7 уполномоченным органом на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назначен орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, который не позднее чем через 2 месяца с момента их регистрации в реестре государственного имущества Курганской области передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством. На основании Распоряжения Финансового управления Курганской области от ....2016 года № (Уведомление №, № по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам) предусмотренные ассигнования в бюджете города Шадринска на 2016 год по статьям: «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме 12100000, 0 рублей «предоставление жилых помещений детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств федерального бюджета в сумме 5253 ООО, 0 рублей сняты уполномоченным органом в полном объеме.
Средства, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в бюджете города Шадринска не предусмотрены.
На основании постановления Администрации ... Таран А.В., ... года рождения включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории муниципального образования город Шадринска (л.д....).
До настоящего времени Таран А.В. жильем не обеспечена, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п.2 ст.6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приёмной семье», порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области, в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года №659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, местом жительства которых является Курганская область (приложение №2).
П.З названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в Списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки), включение в Списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Администрацией г. Шадринска Курганской области сформирован список детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена истец Таран А.В.
Истец соответствует всем условиям для обеспечения её жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах Таран А.В. требований о предоставлении ей, как лицу из числа детей-сирот жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу п.п.1 и 7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно.
Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот, быть благоустроенным, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Шадринской городской Думы №567 от 21 ноября 2013 года установлена норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Шадринска, которая составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с п.8 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п.1 ст.3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 года №134) предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
С учётом приведённых выше норм, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанности по предоставлению Таран А.В. благоустроенного, применительно к условиям населенного пункта, жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г. Шадринска Курганской области, по месту жительства истца, в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м. общей площади.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно, достижение совершеннолетия, включение в списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст.86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования, в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года №659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования, в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счёт субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 года №134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с п.З ст.8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № (в редакции указанного выше закона), органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счёт переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов,- приобретённых и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к Администрации г. Шадринска Курганской области подлежат удовлетворению в полном объёме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретённого за счёт средств бюджета Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Таран А.В. включена в Список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим требованиям, должно ей быть предоставлено на территории г. Шадринска Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.
Администрация г. Шадринска обязана предоставить Таран А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г. Шадринска, приобретенное за счёт средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах Таран А.В. к Администрации г. Шадринска об обязании предоставить по договору найма жилое помещение - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Шадринска Курганской области предоставить Таран А.В., ... года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г. Шадринска Курганской области, площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и пережданное в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца, с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья Е.М. Горбатова.