Решение по делу № 2-1307/2018 ~ М-368/2018 от 13.02.2018

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2018 года                              г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Шопик М.С.,

при секретаре Ханиной Ю.Е.,

с участием представителя истца по доверенности Таракановской Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску министерства лесного комплекса Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью «Реконструкция» об устранении нарушений законодательства о природопользовании, о взыскании ущерба, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства,

установил:

министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в суд с иском, указав, что в ходе проверки соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) 18 января 2017 года и 01 мая 2017 года на территории государственного лесного фонда выдела <номер> квартала <номер> Технического участка <номер> АОЗТ «<данные изъяты> лесничества были дважды выявлены факты засорения леса обществом с ограниченной ответственностью «Реконструкция» (далее - ООО «Реконструкция»), осуществляющим работы по сносу аварийного и ветхого жилья, строительным и бытовым мусором на площади 0,4 га и 2,0 га, что является нарушением раздела II пункта 9 указанных Правил пожарной безопасности в лесах и статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации. По данным фактам ответчик дважды привлекался к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в соответствии со статьей 8.31 части 1 КоАП РФ, однако нарушения законодательства о природопользовании не устранены до настоящего времени. Своими действиями ООО «Реконструкция» причинило ущерб лесному фонду на <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. в двух случаях выявления нарушения. Размер ущерба рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». В добровольном порядке ответчиком ущерб не возмещен.

В связи с изложенным с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Министерство лесного комплекса <адрес> просит суд возложить на ООО «Реконструкция» обязанность устранить допущенные нарушения законодательства о природопользовании на территории площадью 0,4 га и 2,0 га, расположенные в выделе <номер> квартала <номер> Технического участка <номер> АОЗТ «<данные изъяты> лесничества, путем вывоза строительного и бытового мусора с территории государственного лесного фонда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба, причиненного государственному лесному фонду, <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. с зачислением в бюджет муниципального образования <адрес>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Таракановская Е.Ю. заявленные требования поддержала, просила суд об их удовлетворении по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик ООО «Реконструкция», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу заявленных исковых требований, сведений об уважительности причин неявки представителя суду не представило.

Суд вправе рассмотреть дело в порядке заочного производства в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие (часть 1 статьи 233 ГПК РФ).

С учетом мнения представителя истца, выраженного в письменном заявлении, суд на основании части 1 статьи 233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Заслушав объяснения представителя истца Таракановской Е.Ю., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности установлено, что в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Факт нарушения ООО «Реконструкция» требований пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившегося в засорении территории земель лесного фонда строительными и бытовыми отходами при проведении работ по сносу аварийного и ветхого жилья подтвержден материалами дела, в том числе ответом администрации <адрес> городского поселения от <дата> об исполнителе работ по сносу домов и вывозу ветхого аварийного жилья на территории <адрес> в период с января по <дата>; актами выполненных работ по муниципальному контракту <номер> от <дата> по сносу аварийных домов на территории <адрес> от <дата>; постановлениями <номер> и <номер> о назначении административного наказания от <дата> и от <дата> <адрес> лесничества; актами контроля за состоянием, использованием, производством, охраной и защитой лесов, требованиями об устранении нарушений законодательств в сфере использования лесов и охраны окружающей среды в адрес ООО «Реконструкция» от <дата> и от <дата>; актами от <дата> о неисполнении требования от <дата> и от <дата>; фототаблицами.

Исследовав и оценив представленные истцом доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что ООО «Реконструкция» при проведении работ по сносу аварийного и ветхого жилья на территории <адрес> в соответствии с муниципальным контрактом <номер> от <дата> в период с января по <дата> не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Лесного кодекса Российской Федерации и Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем территория государственного лесного фонда площадью 0,4 га и 2,0 га в выделе <номер> квартала <номер> Технического участка <номер> АОЗТ <данные изъяты> лесничества оказалась захламлена строительным и бытовым мусором.

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Положениями статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из анализа приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что вред, причиненный окружающей среде субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде и только при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Таксы и методика определения размера вреда, причиненного нарушениями лесного законодательства, установлены Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Следовательно, возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.

Факт виновного причинения ООО «Реконструкция» вреда лесному фонду РФ, бесспорно, установлен исследованными в судебном заседании доказательствами.

Размер причиненного ответчиком ущерба указан истцом исходя из расчета, произведенного начальником территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству С., который основан на таксах и методике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», и составляет <данные изъяты> руб. исходя из площади 0,4 га и <данные изъяты> руб. исходя из площади 2,0 га.

Расчет ущерба, подлежащего взысканию с ответчика ООО «Реконструкция», принимается судом как верный.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем в нарушение указанной нормы права ответчиком достоверных и допустимых доказательств, опровергающих расчет ущерба, суду не представлено.

Учитывая, что в судебном заседании установлено, что ООО «Реконструкция» причиненный им лесному фонду ущерб до настоящего времени не возмещен, то суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования министерства лесного комплекса <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере <данные изъяты> руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования министерства лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Реконструкция» устранить допущенные нарушения законодательства о природопользовании на территории площадью 0,4 га, расположенные в выделе <номер> квартала <номер> Технического участка <номер> АОЗТ <данные изъяты> лесничества, путем вывоза строительного и бытового мусора с территории государственного лесного фонда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Реконструкция» устранить допущенные нарушения законодательства о природопользовании на территории площадью 2,0 га, расположенные в выделе <номер> квартала <номер> Технического участка <номер> АОЗ <данные изъяты> лесничества, путем вывоза строительного и бытового мусора с территории государственного лесного фонда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Реконструкция» в счет возмещения ущерба, причиненного государственному лесному фонду, <данные изъяты> руб. с зачислением в бюджет муниципального образования <адрес> по следующим реквизитам: получатель: ИНН комплекса – <номер>; КПП комплекса - <номер>; УФК по <адрес> (министерство лесного комплекса <адрес>); Банк получателя: отделение Иркутск <адрес>; БИК <номер>; счет 40<номер>; КБК дохода 84<номер>; ОКТМО <адрес> лесничества <номер>; назначение платежа: <адрес> лесничество по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Реконструкция» в счет возмещения ущерба, причиненного государственному лесному фонду <данные изъяты> руб. с зачислением в бюджет муниципального образования <адрес> по следующим реквизитам: получатель: ИНН комплекса – <номер>; КПП комплекса - <номер>; УФК по <адрес> (министерство лесного комплекса <адрес>); Банк получателя: отделение Иркутск <адрес>; БИК <номер>; счет 40<номер>; КБК дохода 84<номер>; ОКТМО <адрес> лесничества <номер>; назначение платежа: <адрес> лесничество по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Реконструкция» в бюджет <адрес> государственную пошлину в размере 8 494 руб.

Ответчик вправе подать в Куйбышевский районный суд г. Иркутска заявление об отмене настоящего решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья М.С. Шопик

2-1307/2018 ~ М-368/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчики
ООО "Реконструкция"
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
Судья
Шопик М.С.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--irk.sudrf.ru
13.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2018Передача материалов судье
14.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2018Подготовка дела (собеседование)
26.04.2018Подготовка дела (собеседование)
26.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.05.2018Предварительное судебное заседание
25.06.2018Судебное заседание
03.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
30.10.2018Копия заочного решения возвратилась невручённой
18.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2019Дело оформлено
25.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее