дело №
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Губаха 27 ноября 2013 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зюзикова А.А.,
при секретаре Авдееве А.Н.
с участием представителя истца ЧВА, представителя ответчика МНС., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КЛВ к Администрации городского округа «<данные изъяты>» Пермского края о восстановлении права на внеочередное получение жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
Истец КЛВ. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «<данные изъяты>» Пермского края об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Свои требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она является лицом, оставшимся без попечения родителей, проживала у бабушки – ФИО1 по адресу: Пермский край, <адрес>. Постановлением администрации г. Губаха за ней было закреплено жилое помещение по адресу: Пермский край, <адрес>, где она была зарегистрирована. В указанном жилом помещении проживала её мать – ФИО2., которая решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении истца. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2. по договору социального найма было предоставлено другое жилое помещение по адресу: Пермский край, <адрес> на семью из 6 человек общей площадью <данные изъяты> В 2013 году истец обратилась в администрацию городского округа «<данные изъяты>» Пермского края о постановке в очередь на получение жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, но ей было отказано. Отказ администрации городского округа «<данные изъяты>» Пермского края считает незаконным, так как свое право на получение жилого помещения истец не реализовала.
08 ноября 2013 года истец уточнила исковые требования, просит обязании поставить в очередь на внеочередное обеспечение жилой площадью как из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании предоставить вне очереди жилое помещение не ниже норм установленных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, техническим требованиям.
Истец КЛВ в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истицы ЧВА. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил обстоятельства, указанные и исковом заявлении.
Судом в предварительном судебном заседании, затем в ходе судебного разбирательства разъяснялось в соответствии со ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, право истца о замене ненадлежащего ответчика. Представитель истца категорически настаивал на рассмотрении уточненных исковых требованиях непосредственно к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края.
На основании ч.2 ст.41 Гражданского процессуального кодекса РФ, ввиду отсутствия согласия истца и его представителя на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассмотрел дело по предъявленному иску.
Представитель ответчика Администрации Губахинского городского округа «<данные изъяты>» МНС. в судебном заседании с иском не согласна, поддержала возражения, представленные ранее, в дополнении пояснила, что согласно ст. 8 Федерального закона № 159- ФЗ от 21.12.1996г. « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Так же Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с вышеуказанными положениями. Считает, что администрация городского округа «<данные изъяты>» не является надлежащим ответчиком.
Суд, выслушав стороны и исследовав представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В соответствии с п. 3 данного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 2 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) законодательство о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из Семейного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", федеральных законов "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законов области "Об образовании в Пермской области", "О приемной семье", "О патронатном воспитании", "Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области", настоящего Закона и нормативных правовых актов губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Закона Пермской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 данного Закона Пермской области, условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что с родители истца КЛВ. – ФИО3 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, г. Губаха, до настоящего времени истец зарегистрирована по месту жительства по данному адресу. Так как указанный дом был признан аварийным, ДД.ММ.ГГГГ года её матери ФИО2. по договору социального найма на семью из 5 человек было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой <данные изъяты>, истец была включена в указанный договор в качестве члена семьи. Жилых помещений КЛВ на праве собственности не имеет, в приватизации не участвовала. В качестве нуждающейся в жилом помещений в органе местного самоуправления КЛВ. не состоит. В отдел опеки и попечительства территориального управления Министерства социального развития Пермского края для включения её в список на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма КЛВ не обращалась.
Указанные обстоятельства помимо пояснений сторон подтверждены в судебном заседании так же письменными доказательствами.
Представитель администрации городского округа «<данные изъяты>» МНС в письменном возражении от ДД.ММ.ГГГГ указала, что согласно постановлению Администрации г. Губахи от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> В связи с признанием данного жилого помещения не пригодным к проживанию Администрацией Северо- Углеуральского городского поселения взамен не пригодного к проживанию жилья ФИО2 (матери КЛВ.) и членам её семьи, в том числе КЛВ., было предоставлено по договору социального найма, состоящее из 3-х комнат. Так же, КЛВ. на учете, в органе местного самоуправления, как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит. Таким образом, поскольку взамен закрепленного жилого помещения в связи с признанием его непригодным для проживания с учетом жилищных прав КЛВ. было предоставлено другое жилое помещения, нарушений жилищных прав Кондратьевой Л.В. не последовало. КЛВ. имеет право пользования и проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с чем, оснований для внеочередного предоставления ей жилого помещения как из числа детей, оставшихся без попечения, не имеется.
Из свидетельства о рождении следует, что родителями КЛВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО3 и ФИО2
Из решения Александровского городского суда пермской области от 10.10.2000 следует, что ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении КЛВ. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2. в отношении ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
Из постановления администрации г. Губахи Пермской области следует, что ФИО1 назначена опекуном над малолетней КЛВ. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из постановления администрации г. Губахи Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что за ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и КЛВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения закреплено право пользования жилым помещением по адресу: Пермская область, <адрес>
Из постановления главы администрации Северо-Углеуральского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 по договору социального найма выделено жилое помещение по адресу: Пермская область, <адрес>
Из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Северо-Углеуральского городского поселения (наймодатель) предоставила ФИО2 (наниматель) жилое помещение по адресу: Пермская область, <адрес> общей площадью <данные изъяты>. м. на семью из 6 человек: ФИО2, ФИО3 – муж КЛВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь, ФИО5. ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь, Королев Д.А. 27.12.2005 года рождения – внук.
Из справке Управления образования администрации Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КЛВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Из справки МБУ «<данные изъяты>» следует, что КЛВ. зарегистрирована по месту жительства <адрес> года по настоящее время.
Из копии паспорта на имя КЛВ. следует, что КЛВ. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу Пермский край <адрес>
Из информации администрации городского округа «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КЛВ. ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная по адресу: Пермская область, <адрес>), на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что в Едином государственном прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах КЛВ. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества, отсутствует.
Из информации Губахинского филиала ГУП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным государственного технического учета объектов капитального строительства городского округа «<данные изъяты>» Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах КЛВ на объекты недвижимого имущества в г. Губахе нет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к следующим выводам.
Согласно вступившим с 01.01.2013 года изменениям законодательства, указанной категории лиц (дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей) предоставляются жилые помещения специализированного фонда, обеспечением жилыми помещениями законом возложено на орган исполнительный власти субъекта, то есть надлежащим ответчиком в данном случае является Правительство Пермского края.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы закона, поскольку истцом избран ненадлежащий ответчик и способ защиты гражданских прав в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ, в удовлетворении требований к администрации городского округа «Город Губаха» следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования КЛВ к Администрации городского округа «<данные изъяты>» Пермского края об обязании поставить в очередь на внеочередное обеспечение жилой площадью как из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании предоставить вне очереди жилое помещение не ниже норм установленных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, техническим требованиям – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента принятия.
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2013 года.
Судья