П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Уссурийск «03» апреля 2015 г.
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - ПАВЛОВА Э.Г.,
с участием государственного обвинителя - <данные изъяты> ШЕХОВЦА Д.В.,
подсудимого - НИКОЛАЕВА М.Р.,
защитников - адвоката ШАХМАТОВА В.К., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, и адвоката РЕБРОВА Е.А., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре - ПИЛИПЕНКО Т.В.,
а также потерпевшего - ФИО,
в расположении военного суда, в открытом судебном заседании, рассмотрев материалы уголовного дела в отношении военнослужащего войсковой части № <данные изъяты>
НИКОЛАЕВА <данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.335 ч.3 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Около 07 часов 30 минут 18 января 2015 года НИКОЛАЕВ М.Р., за несоблюдение личной гигиены и возникший на этой почве личностный конфликт, в помещении для сушки обмундирования роты радиационной, химической и биологической защиты войсковой части №, умышленно нанес ФИО не менее трех ударов ладонями обеих рук по щекам и один удар ногой в область живота, причинив ему закрытую тупую травму живота с одномоментным разрывом селезенки в области переднего конца, с переходом на ее наружную и внутреннюю поверхности, кровоизлияниями под капсулу и в ткань селезенки, кровоизлиянием в брюшную полость (1500 мл), которая явилась опасной для жизни и по этому признаку относится к тяжкому вреду здоровью.
Подсудимый НИКОЛАЕВ М.Р. виновным себя в применении насилия к ФИО признал. НИКОЛАЕВ М.Р. показал, что он действительно после утреннего подъема 18 января 2015 года зашел в сушилку для обуви, где на своих берцах обнаружил чужие носки, которые как оказалось принадлежали ФИО. Зашедший в данное помещение ФИО вначале отрицал их принадлежность, а на последующие его притязания, стал словесно оскорблять, в том числе с использованием ненормативной лексики, и с намеками на его национальную принадлежность. Главной причиной, как далее пояснил НИКОЛАЕВ М.Р., по которой возник между ними конфликт, послужило нахождение носков ФИО в его обуви, у которого накануне было выявлено вирусное заболевание, и причинять тяжкий вред он не желал.
Виновность подсудимого НИКОЛАЕВА М.Р. подтверждается следующими доказательствами:
Так, потерпевший ФИО показал, что около 07 часов 30 минут 18 января 2015 года он зашел в помещение для сушки обмундирования, где увидел стоящего НИКОЛАЕВА и лежавшие на полу его носки. На вопрос НИКОЛАЕВА почему принадлежащие ему носки находились в его берцах, он вначале принадлежность к себе отрицал, так как не хотел развития конфликта, но потом они обозвали друг друга, а он, ФИО, в том числе с упоминанием национальности НИКОЛАЕВА, и последний нанес ему не менее трех ударов ладонями по щекам и один удар ногой в живот, от чего он почувствовал резкую боль. Носки в обувь НИКОЛАЕВА он положил после отбоя 17 января 2015 года, не специально, так как все происходило в темноте, поскольку на вечерней поверке у него была выявлена <данные изъяты>», в связи с чем он ходил в медицинскую роту, и вернулся оттуда поздно. Ни до этого, ни после, как далее показал ФИО, у него конфликтов с НИКОЛАЕВЫМ не было.
Свидетель ФИО1 показал, что в воскресенье в середине января 2015 года, после утреннего подъема он зашел в помещение для сушки обмундирования, где увидел НИКОЛАЕВА отчитывавшего ФИО за положенные в его берцы носки. Более он ничего не видел, так как взяв свою обувь сразу вышел оттуда, но услышал как ФИО послал матом НИКОЛАЕВА. До этого у ФИО была обнаружена <данные изъяты> и все об этом знали.
Из заключения судебно-медицинского эксперта усматривается, что у ФИО при поступлении в лечебное учреждение в 22 часа 20 минут 18 января 2015 года была выявлена закрытая тупая травма живота с одномоментным разрывом селезенки в области переднего конца, с переходом на ее наружную и внутреннюю поверхности, кровоизлияниями под капсулу и в ткань селезенки, кровоизлиянием в брюшную полость (1500мл). Это повреждение образовалось в результате действия тупого твердого предмета и им могла быть нога. Данная травма явилась опасной для жизни, по этому признаку относится к тяжкому вреду здоровью и могла образоваться около 07 часов 18 января 2015 года.
По заключению военно-врачебной комиссии НИКОЛАЕВ М.Р. здоров и годен к военной службе.
Содеянное НИКОЛАЕВЫМ М.Р. органами предварительного следствия было квалифицировано по ст.335 ч.3 УК РФ, т.е. как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства, сопряженное с насилием, повлекшие тяжкие последствия. Однако, с учетом фактически установленных обстоятельств дела, в связи с тем, что конфликт возник, хотя и на территории воинской части, но из-за личной неприязни, это не связано с военной службой, либо в связи с исполнением обязанностей по военной службе, практически в отсутствие других военнослужащих, и не повлекшие последствий для таковой, то содеянное НИКОЛАЕВЫМ М.Р., выразившееся в умышленном нанесении ФИО, около 07 часов 30 минут 18 января 2015 года, в помещении для сушки обмундирования роты РХБЗ войсковой части №, не менее трех ударов ладонями обеих рук по щекам и одного удара ногой в область живота, причинившее закрытую тупую травму живота с одномоментным разрывом селезенки, которая явилась опасной для жизни, т.е. тяжкий вред здоровью, военный суд переквалифицирует с вышеуказанной статьи на ч.1 ст.111 того же кодекса.
При этом, военный суд считает, что НИКОЛАЕВ М.Р. хотя и не имел умысла на причинение ФИО тяжкого вреда здоровью, но умышленно нанося удары, не предвидел, однако должен был и мог предвидеть возможность наступления таких последствий, с учетом его жизненного опыта, образования, и в связи длительным занятием спортом - футболом, при занятии которым, общеизвестно хорошо развиваются ноги, а его заявление о том, что нанося удар ногой хотел попасть по заду ФИО, военный суд полагает сделанным с целью смягчить ответственность, поскольку предложенная версия не логична, не соответствует механизму образования повреждения, с учетом законов физики, и противоречит имевшей место обстановке, так как при желании НИКОЛАЕВА нанести удар ногой в связи с окончанием конфликта (на последок), он должен был двигаться в другую сторону.
Помимо того, военный суд считает, что НИКОЛАЕВ М.Р. совершил не воинское преступление, так как ни в ходе следствия, ни в судебном заседании оно не мотивировано и не подтверждено доказательствами. К такому выводу суд приходит и на основании ст.49 Конституции РФ, в соответствии с которой неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Определяя подсудимому НИКОЛАЕВУ М.Р. меру наказания военный суд обстоятельствами, смягчающими наказание признает добровольное возмещение морального вреда в размере 500000 рублей и возмещение в полном объеме средств на лечение потерпевшего и противоправное поведение потерпевшего, явившегося поводом к совершению преступления.
Также суд принимает во внимание, что НИКОЛАЕВ М.Р. как до службы в армии, так и в период ее прохождения характеризуется с положительной стороны, к уголовной ответственности привлекается впервые, чистосердечно раскаялся в содеянном.
По этим же основаниям, военный суд полагает возможным применить к нему положения ч.6 ст.15 УК РФ и снизить категорию совершенного им преступления с тяжкого на преступление средней тяжести.
Однако, с учетом наступивших последствий, с целью восстановления социальной справедливости и не допущению подобного впредь, военный суд считает, что исправление НИКОЛАЕВА М.Р. возможно лишь в условиях изоляции от общества.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, военный суд,
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать НИКОЛАЕВА <данные изъяты> виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2(два) года.
На основании ч.6 ст.15 УК РФ снизить категорию совершенного НИКОЛАЕВЫМ М.Р. преступления до категории средней тяжести.
В соответствии со ст.58 УК РФ назначенное НИКОЛАЕВУ М.Р. лишение свободы отбывать в колонии-поселении.
Меру пресечения НИКОЛАЕВУ М.Р. - наблюдение командования воинской части - отменить, и в соответствии со ст.75.1 УИК РФ, следовать ему к месту отбывания наказания - самостоятельно.
Вещественные доказательства, история болезни № 1375 на имя ФИО, находящаяся на ответственно хранении в военном госпитале, по вступлении приговора в законную силу, считать переданным по принадлежности, а указанное на л.д.192 - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий по делу: ___________п\п____________
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УССУРИЙСКОГО
ГАРНИЗОННОГО ВОЕННОГО СУДА
Э.Г.ПАВЛОВ