Дело № 2а-432/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 апреля 2018 г. г. Рузаевка
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Милешиной И.П.,
при секретаре Маркиной Е.М.,
с участием в деле:
старшего помощника Рузаевского межрайонного прокурора Адмакиной Н. Ю.,
представителя административного истца – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Кондратьевой И. В., действующего на основании доверенности №40/46 от 8 декабря 2017 г.,
административного ответчика – Рублевской Т. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о продлении срока пребывания <данные изъяты>, подлежащего депортации, в специальном учреждении,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания <данные изъяты>, подлежащего депортации, в специальном учреждении, по тем основаниям, что 4 октября 2017 г. МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 12 июля 2017 г. № 3612-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации <данные изъяты> Рублевской Т.М. принято решение о ее депортации. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 9 октября 2017 г. <данные изъяты> Рублевская Т.М., подлежащая депортации, помещена в специальное учреждение на срок до 6 января 2018 г. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г. срок пребывания <данные изъяты>, подлежащего депортации, в специальном учреждении продлен до 6 апреля 2018 г. Установленного судом срока для исполнения решения о депортации Рублевской Т.М. оказалось недостаточным, в связи с чем просит принять решение о продлении срока пребывания <данные изъяты> Рублевской Т.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения в центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Мордовия с 6 апреля 2018 г. на срок до трех месяцев, то есть до 6 июля 2018 г.
В судебном заседании представитель административного истца МВД по Республике Мордовия по доверенности Кондратьева И.В., административный иск поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Рублевская Т.М. административный иск не признала, суду объяснила, что несмотря на отсутствие паспорта считает себя гражданской Российской Федерации, имеет регистрацию на территории России, ее близкие родственники являются гражданами Российской Федерации.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Асекеевского районного суда Оренбургской области от 8 декабря 2009 г. <данные изъяты> Рублевская Т.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, осуждена по части 3 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением Министерства юстиции России от 12 июля 2017 г. № 3612-р соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации <данные изъяты> Рублевской Т.М., в соответствии с которым последняя обязана покинуть территорию Российской Федерации.
4 октября 2017 г. МВД по Республике Мордовия приняло решение о депортации <данные изъяты> Рублевской Т.М. ДД.ММ.ГГГГ рождения за пределы Российской Федерации.
Решение о нежелательности пребывания (проживания) <данные изъяты> Рублевской Т.М. в Российской Федерации и решение о ее депортации не отменены и незаконными не признаны.
6 октября 2017 г. Рублевская Т.М. освобождена из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, и в тот же день помещена в центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства подлежащих административному выдворению, депортации либо реадмиссии, МВД по Республике Мордовия на 48 часов до 8 октября 2017 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 9 октября 2017 г. <данные изъяты> Рублевская Т.М., подлежащая депортации, помещена в специальное учреждение на срок до 6 января 2018 г.
Срок пребывания <данные изъяты> Рублевской Т.М., подлежащей депортации, в специальном учреждении, решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г. продлен до 6 апреля 2018 г.
Рублевская Т.М. документов, удостоверяющих личность, не имеет, в связи с чем, МВД России по Республике Мордовия дано заключение об установлении ее личности как <данные изъяты>.
В связи с отсутствием у Рублевской Т.М. документов, удостоверяющих личность, МВД по Республике Мордовия неоднократно направлялись запросы в <данные изъяты> о подтверждении гражданства Рублевской Т.М. (л.д. 21-22, 23-24, 25-26, 27-28).
Согласно сообщению <данные изъяты> от 17 января 2018 г. по учетным данным <данные изъяты> Рублевская Т.М. зарегистрированной либо снятой с регистрационного учета, по данным паспортной базы <данные изъяты> документированной удостоверением личности либо паспортом гражданина <данные изъяты> не значится; гражданкой <данные изъяты> не является (л.д. 37).
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с закрепленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, их пребывание (проживание) в Российской Федерации, определено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Пунктом 11 статьи 31 названного Федерального закона предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 названного закона исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно пункту 9 статьи 31 данного Федерального закона иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
В соответствии с пунктом 6 статьи 32.2 Закона № 115-ФЗ содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 указанной статьи.
Согласно пункту 9.4 статьи 31 Закона № 115-ФЗ помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, осуществляется на основании решения суда.
Из материалов дела следует, что фактически МВД по Республике Мордовия использовало все необходимые меры для получения Рублевской Т.М. свидетельства о возвращении и исполнения решения о депортации, при этом имеются объективные причины, препятствующие ее депортации. Сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решений о депортации истцом не представлено. Сведений об изыскании иных государств, которые могли бы принять Рублевскую Т.М., также не представлено. В настоящее время какие-либо конкретные меры для депортации МВД по Республике Мордовия не предпринимаются. В результате депортация Рублевской Т.М. больше не имеет реальной перспективы, а, следовательно, сроки необходимого содержания в центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Мордовия не могут быть определены, что может привести к ее содержанию на неопределенный период времени. Одновременно не имеется доказательств того, что Рублевская Т.М. может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации.
Из объяснений представителя административного истца следует, что назвать срок, в течение которого будет осуществлена депортация Рублевской Т.М., она не смогла, все необходимы меры для исполнения решения о депортации Рублевской Т.М. ими выполнены, однако мероприятия по завершению процедуры ее депортации до настоящего времени результатов не принесли.
С учетом этого, наличие распоряжения о нежелательности пребывания <данные изъяты> Рублевской Т.М. на территории Российской Федерации и решения о ее депортации не могут служить достаточными основаниями для дальнейшего содержание ее в специальном учреждении, так как на сегодняшний момент определить дату, когда Рублевская Т.М. будет фактически депортирована за пределы территории Российской Федерации не представляется возможным.
Исходя из содержания статей 3, 9, 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., пункта «а» части 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 г., статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., право человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 1998 г. № 6-П, что из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, отраженной в решении по делу Ким против Российской Федерации (Kim v. Russia) (№ 44260/13) «превентивная» мера по содержанию лица в подобном центре на самом деле не должна являться более строгой, чем мера «карательная».
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 мая 2017 г. № 14-П указал, что из положений статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Кроме того, как следует из объяснений Рублевской Т.М. в судебном заседании, она имеет возможность проживать на территории Российской Федерации по месту регистрации: <адрес>.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что дальнейшее продление пребывания Рублевской Т.М. в центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Мордовия нельзя счесть оправданным и необходимым с целью ее депортации, иное толкование может повлечь нарушение ее конституционных прав, в том числе прав на свободу передвижения и личную неприкосновенность, что противоречит положениям части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 268-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о продлении срока пребывания <данные изъяты> Рублевской Т. М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащей депортации, в специальном учреждении, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы и представления через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Рузаевского районного
суда Республики Мордовия И.П.Милешина
Решение суда в окончательной форме принято 3 апреля 2018 года.