Дело ***а-116/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** ***
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.,
при секретаре Сурмалян И.Д.,
с участием представителя административных истцов Карелиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сметаниной М. А. и Сметаниной С. В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ***, Комитету по управлению имуществом *** и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Сметанины М.А., С.В. обратились в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором просили установить кадастровую стоимость принадлежащих им на праве общей долевой собственности земельного участка и нежилых зданий, расположенных по адресу: ***, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату их оценки.
В обоснование требований указали, что кадастровая стоимость объектов недвижимости существенно превышает их рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком, что влечет нарушение их прав как плательщиков земельного налога и налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований с учетом их уточнения по приведенным в административном иске основаниям и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на *** в размере 13 672 874 руб.; и объектов недвижимости - по состоянию на ***, в частности: объекта с кадастровым номером *** в размере 53 496 949 руб.; объекта с кадастровым номером *** - 2 317 203 руб.; объекта с кадастровым номером *** - 2 915 593 руб.; объекта с кадастровым номером *** - 2 576 864 руб.; объекта с кадастровым номером *** - 2 032 119 руб..
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В письменных отзывах административные ответчики Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области), не оспаривая право административных истцов на предъявление настоящего административного иска и размер рыночной стоимости объектов недвижимости, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требований по процессуальным основаниям.
Представитель административных ответчиков Комитета по управлению имуществом Тамбовской области и Администрации Тамбовской области в письменных отзывах возражал против удовлетворения требований, считал отклонение величины рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки, относительно размера кадастровой стоимости существенным и вызывающим сомнения в достоверности представленных в дело отчетов оценщика.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности, в том числе, путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат расположенные по *** следующие объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером *** категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –под производственную базу и магазин, площадь *** кв.м.;
- склад с кадастровым номером ***, площадь *** кв.м., количество этажей -1;
- нежилое здание с кадастровым номером ***, площадь *** кв.м., количество этажей -1; 1995 года завершения строительства;
- нежилое здание с кадастровым номером ***, площадь *** кв.м., количество этажей -2; 1995 года завершения строительства;
- нежилое здание с кадастровым номером ***, площадь *** кв.м., количество этажей -1; 1995 года завершения строительства;
- нежилое здание с кадастровым номером ***, площадь *** кв.м., количество этажей -4, в том числе подземных - 1; 1995 года завершения строительства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
Являясь собственниками вышеуказанных объектов недвижимости и соответственно налогоплательщиками земельного налога и налога на имущество, исчисляемого в силу статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 закона Тамбовской области от 25 ноября 2016 года № 17-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2017 года, административные истцы вправе оспаривать их кадастровую стоимость.
Земельный участок вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость в размере 37 149 341 руб. 91 коп. утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области» по состоянию на 1 января 2014 года.
Нежилые здания вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории ***, чья кадастровая стоимость утверждена приказом Комитета по управлению имуществом *** от *** *** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории ***» по состоянию на *** в следующих размерах: объекта с кадастровым номером *** - 130 433 509 руб. 56 коп.; объекта с кадастровым номером *** - 12 581 632 руб. 88 коп.; объекта с кадастровым номером *** – 18 155 431 руб. 53 коп.; объекта с кадастровым номером *** – 18 528 821 руб. 92 коп.; объекта с кадастровым номером *** - 4 933 633 руб. 73 коп..
Оспаривая кадастровую стоимость, административными истцами в подтверждение требований с учетом их уточнения представлен выполненные оценщиком ООО «Оценка+» отчеты об оценке ***-О/1 от ***, *** и *** от ***, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на *** определена в размере 13 672 874 руб., нежилых зданий - по состоянию на *** в следующих размерах: объекта с кадастровым номером *** - 53 496 949 руб.; объекта с кадастровым номером *** - 2 317 203 руб.; объекта с кадастровым номером *** - 2 915 593 руб.; объекта с кадастровым номером *** - 2 576 864 руб.; объекта с кадастровым номером *** - 2 032 119 руб..
Суд, проверив данные отчеты в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Оценка объектов недвижимости осуществлена лицом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, членом Саморегулируемой организации оценщиков, имеющим страховой полис обязательного страхования ответственности оценщика, в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Законом об оценочной деятельности, на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчеты об оценке объектов оценки содержат всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ сегмента рынка, к которым относятся объекты оценки.
Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, к отчетам приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети «Интернет».
В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости нежилых зданий оценщик применил сравнительный и доходный подходы и обосновал невозможность применения затратного подхода. Для получения итоговой стоимости объектов оценщик осуществил согласование результатов расчетов стоимости объектов оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки с целью определения преимущества и недостатков каждого их них и выработки единой стоимостной оценки. Для определения рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход, обосновав отказ от использования доходного и затратного подходов.
Не согласиться с выводами оценщика, у суда оснований не имеется.
Не приведено таковых и административными ответчиками и заинтересованным лицом по делу в соответствии с частью 1 статьи 62 и частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной рыночной стоимости объектов оценки в ходе рассмотрения дела суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости в соответствии с представленными в дело доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости и допустимости, подлежат удовлетворению.
Доводы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области и Управления Росреестра по Тамбовской области о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не имеют никакого отношения к государственной кадастровой оценке, несостоятельны и противоречат положениям действующего на момент определения и утверждения оспариваемых результатов кадастровой стоимости законодательства, в частности статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктов 1 и 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457; пунктов 1 и 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28 октября 2009 года № 327; Приказов Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93, от 12 мая 2015 года № П/210; пунктов 1 и 12 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденного приказом Росреестра от 1 сентября 2011 года № П/331; подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым названные государственные органы осуществляли функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными ответчиками наряду с Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области и Администрацией Тамбовской области, утвердившими результаты государственной кадастровой оценки спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Сметаниной М. А. и Сметаниной С. В., поданное в Тамбовский областной суд ***, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на *** в размере 13 672 874 руб..
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на ***, а именно:
- объекта с кадастровым номером *** в размере 53 496 949 руб.;
- объекта с кадастровым номером *** - 2 317 203 руб.;
- объекта с кадастровым номером *** - 2 915 593 руб.;
- объекта с кадастровым номером *** - 2 576 864 руб.;
- объекта с кадастровым номером *** - 2 032 119 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение изготовлено ***.
Судья Ледовских И.В.