Дело № 2-31/2021
УИД 24RS0036-01-2020-000551-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года п. Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре Овчинниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сизых Е.А. к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Сизых Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и зарегистрирована в нём. Постановлением главы администрации п.Раздолинск № 112 от 29.04.2020 г. вышеуказанный дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, сроки отселения не определены. В адресную программу переселения дом не включён. Проживание в указанном доме не возможно, однако до настоящего времени другое жилое помещение ей не предоставлено. Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Просит обязать администрацию п. Раздолинск предоставить ей вне очереди другое благоустроенное применительно к условиям п.Раздолинска жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте п.Раздолинск, общей площадью не менее 40, 7 кв.м., состоящее не менее чем из трёх комнат.
На основании определения Мотыгинского районного суда от 19.11.2020 г. к рассмотрению данного дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены Сизых Т.А., Сизых М.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Сизых А.А.
В судебном заседании истец Сизых Е.А., настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске. Суду показала, что она является собственником жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации п. Раздолинск вышеуказанный дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, сроки отселения не определены. В адресную программу переселения дом не включён, земельный участок под домом администрацией п. Раздолинска не изымался, в очередь на получение жилья, как малоимущая и нуждающаяся в жилом помещении она не вставала. Проживание в указанном доме не возможно, однако до настоящего времени другое жилое помещение ей не предоставлено. Просит обязать администрацию п.Раздолинск предоставить ей вне очереди другое благоустроенное применительно к условиям п.Раздолинска жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте п.Раздолинск, общей площадью не менее 40, 7 кв.м., состоящее не менее чем из трёх комнат.
В судебном заседании представитель ответчика администрации п. Раздолинска Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, суду показал, что действительно, дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истица на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации не состоит, в установленном законом порядке не признана, земельный участок под домом администрацией п. Раздолинска не изымался. Домов, признанных аварийными в поселке очень много. В адресную программу переселения дом не включён, собственные средства в бюджете поселения для приобретения гражданам жилья взамен аварийного отсутствуют, кроме этого, в муниципальном жилищном фонде п. Раздолинска отсутствуют свободные жилые помещения, маневренного жилого фонда в поселке нет. В настоящее время администрацией п. Раздолинска готовится пакет документов для включения всех граждан для переселения из аварийного жилья в Региональную адресную программу.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора отдела опеки и попечительства администрации Мотыгинского района не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, согласно телефонограммы просили судебное заседание провести в отсутствие представителя.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Сизых Т.А., Сизых М.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Сизых А.А. не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не ходатайствовали.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора отдела опеки и попечительства администрации Мотыгинского района Красноярского края, третьих лиц Сизых Т.А., Сизых М.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Сизых А.А. надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав истца Сизых Е.А., представителя ответчика администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Кузьмина А.В, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Из ст. 2 ЖК РФ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
На основании ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, дом подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи (п.10 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п.1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п.2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (п. 8).
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть путем выкупа жилого помещения).
В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Как следует из раздела II "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Пленум Верховного Суда РФ в подпункте "и" п. 20 постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Согласно Определения Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 16-КГ16-25, даже если семья признана малоимущей, то вопрос о внеочередном предоставлении жилого помещения, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в данном случае рассмотрению не подлежит, в связи с тем, что жилое помещение принадлежит на праве собственности, в программу по переселению не включено, что предусматривает изъятие такого жилого помещение на основании ст. 32 ЖК РФ, т.е. в данной ситуации на орган государственной власти возложена исключительно обязанность по выплате выкупной цены.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 27.12.2001 г. Сизых Н.В. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Сизых Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сизых Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетние Сизых Е.А. и Сизых Т.А. были переданы на попечение органам опеки и попечительства администрации Мотыгинского района Красноярского края.
Решением Мотыгинского районного суда от 14.02.2002г. Сизых А.Л. был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Сизых Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сизых Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации Мотыгинского района № 168 от 12.04.2002 г. « Об определении несовершеннолетних Сизых Е.А., Сизых Т.А. в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Тополек» несовершеннолетние Сизых Е.А., Сизых Т.А. были определены в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом « Тополек» на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетними Сизых Е.А., Сизых Т.А. закреплено право на жилплощадь по адресу: <адрес> до их совершеннолетия.
В настоящее время собственником спорной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> является Сизых Е.А., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, выданным 15.08.2017 г., выпиской из ЕГРН от 13.09.2017 г.
17.03.2020г. межведомственной комиссией было проведено обследование указанного жилого дома. На основании заключения межведомственной комиссии от 17.03.2020 года 4-х квартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу на территории п. Раздолинск, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления главы администрации п. Раздолинск № 112 от 29.04.2020 г. признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, планируемый срок по программе переселения- до 2025г.
Из письма администрации п. Раздолинска, направленного в адрес Сизых Е.А. 28.07.2020г. следует, что для вступления Сизых Е.А. в Краевую программу « Переселение из ветхого жилья» ей необходимо собрать пакет документов.
Сизых Е.А. в администрацию п. Раздолинска с целью признания ее малоимущей и нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма не обращалась. В список нуждающихся и малоимущих граждан на получение жилого помещения по договору социального найма не включалась, что подтверждается справкой администрации п. Раздолинска от 30.03.2021 г.
Сизых Е.А. в списке граждан, состоящих на учете на получение и улучшение жилищных условий при администрации п. Раздолинск отсутствует, что подтверждается материалами дела.
Сведений о том, что земельный участок под домом по адресу: <адрес> изымался, либо было принято решение об изъятии земельного участка материалы дела не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что применение той или иной нормы действующего законодательства РФ и действия государственных органов по процедуре изъятия многоквартирного дома, жилого помещения зависят от трех факторов: включили или нет спорный объект недвижимости в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на каком праве занимает гражданин жилое помещение, признан ли гражданин малоимущим или нет.
Так, если многоквартирный дом, жилое помещение, принадлежащие на праве собственности, не включены в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то применению подлежит ст. 32 ЖК РФ и в таком случае суд не вправе обязывать орган государственной власти обеспечивать собственников жилого помещения другим жилым помещением, так как в таких случаях на них возложена обязанность действующим законодательством по выплате выкупной цены изымаемого земельного участка. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом неважно, признана ли семья малоимущей или нет.
Если же многоквартирный дом, жилое помещение включены в программу по переселению граждан, то применению подлежит Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ « О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» согласно которого, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По смыслу законодательства внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Такое имущественное положение подтверждается постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, признанием малоимущими в установленном законом порядке, отсутствием права пользования иным жилым помещением.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку истица является собственниками жилого помещения, находящегося в доме, признанного аварийным и подлежащим сносу, а дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признана, то оснований для удовлетворения заявленных требований о предоставлении жилого помещения не имеется.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения Сизых Е.А. жилым помещением, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий: признание гражданина малоимущим в установленном порядке и нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сизых Е.А. к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Сизых Е.А. к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение - отказать.
Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Петушкова