Дело № 2-1165/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Переславль-Залесский 24 июня 2016 г.
Переславский районный суд Ярославской области в составе:
Судьи Охапкиной О.Ю.
при секретаре Рубищевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Переславского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Администрации Переславского муниципального района Ярославской области, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Горкинский детский сад» о понуждении к финансированию и выполнению работ по оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения, кнопкой вызова экстренных служб,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Переславского межрайонного прокурора обратился в Переславский районный суд в защиту интересов прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц с иском к Администрации Переславского муниципального района Ярославской области, МДОУ «Горкинский детский сад». Просит обязать Администрацию Переславского муниципального района Ярославской области в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование в целях приобретения и установки тревожной кнопки вызова экстренных служб и оборудования системы видеонаблюдения, обеспечивающей просмотр периметра здания МДОУ «Горкинский детский сад», расположенного по адресу: <адрес скрыт>; обязать МДОУ «Горкинский детский сад» в течение <данные изъяты> со дня поступления денежных средств оборудовать здание учреждения тревожной кнопкой вызова экстренных служб и системой видеонаблюдения, обеспечивающей просмотр периметра здания, расположенного по адресу: <адрес скрыт>.
Требования мотивирует тем, что образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. По результатам проведенной проверки установлено, что в МДОУ «Горкинский детский сад» отсутствует система видеонаблюдения, а также тревожная кнопка вызова экстренных служб. Создание и поддержание необходимого уровня защищенности данного объекта, входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие терроризму. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической и противопожарной защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления. Отсутствие системы видеонаблюдения и тревожной кнопки вызова экстренных служб в образовательном учреждении не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В судебном заседании помощник прокурора Ершов С.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель Администрации Переславского муниципального района Ярославской области по доверенности Рожкова и.В. исковые требования в части оборудования системой видеонаблюдения оставила на усмотрение суда. Против удовлетворения требований в части оборудования тревожной кнопкой сигнализации возражала. Пояснила, что техническая возможность оборудования тревожной кнопкой отсутствует. Здание Горкинского детского сада находится на значительном расстоянии от города, находится вне зоны действия пульта охранных предприятий. Указала, что денежные средства в бюджете Переславского муниципального района отсутствуют. Выполнение заявленных работ не отвечает требованиям целесообразности.
Представитель МДОУ «Горкинский детский сад» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще. Заявлений и ходатайств по иску не представил.
Третье лицо Департамент образования Переславского муниципального района в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
По результатам прокурорской проверки установлено, что в здании МДОУ «Горкинский детский сад» по адресу: <адрес скрыт>, отсутствует система видеонаблюдения, а также тревожная кнопка вызова экстренных служб. (л.д.9-12, 13-14).
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствие с п.2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательную организацию возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.2 ч.3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствие с п.3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
Согласно п.7.1 ст. 14, п.6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Министерства образовании и науки РФ от 11 ноября 2009 года №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» (п.5.) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической и противопожарной защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности по оснащению здания детского сада системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой вызова экстренных служб, на образовательное учреждение, а также требование о возложении на администрацию Переславского муниципального района, являющегося органом местного самоуправления муниципального района и учредителем образовательного учреждения, обязанности по обеспечению финансирования заявленных мероприятий, подлежат удовлетворению. Суд принимает во внимание, что Администрация Переславского муниципального района является также и субъектом антитеррористической деятельности.
Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении, тревожной кнопки вызова экстренных служб, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку в этом случае не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта. Отсутствие указанных систем не позволяет обеспечить постоянный контроль за территорией учреждения, затруднит предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.
Осуществление деятельности детского сада в отсутствие системы видеонаблюдения, тревожной кнопки вызова экстренных служб, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также ущерб имуществу.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определятся законом.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса, оснащенные всем необходимым в соответствии с нормами и правилами. Законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Доводы представителя Администрации Переславского муниципального района о нецелесообразности оборудования здания Горкинского сада тревожной кнопкой вызова экстренных служб, о территориальной удаленности объекта о мест размещения экстренных служб, судом отклоняются. Доказательства технической возможности оборудовать здание Горкинского сада соответствующей тревожной кнопкой ответчиком не доказана. Письмо ООО ЧОП «А» об отсутствии технической возможности не свидетельствует. Напротив, из письма Департамента образования Переславского района следует, что меры, направленные на решение этой проблемы, администрацией МДОУ Горкинский детский сад предпринимаются (л.д.10-11).
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Заявленный истцом срок исполнения решения судом признается разумным. Доводов о необходимости увеличения данного срока ответчиками не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.