Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 15 июня 2018 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Новиковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Мартиной Н.В.,
с участием
истца Перминова Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Перминова Дмитрия Ивановича к администрации города Соликамска о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Перминов Д.И. обратился в Соликамский городской суд с вышеназванным иском, просил включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти В. жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными постройками по адресу: <...>, и признать за ним право собственности на указанный жилой дом с хозяйственными постройками. В обоснование требований указал, что <дата> умерла его мать В., после смерти которой он является единственным наследником. После смерти его мамы открылось наследство, в том числе жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными постройками по адресу: <...>, который она унаследовала от своих родителей: ? долю от отца П., умершего <дата>, и ? доли от матери П., умершей <дата>. Обратившись к нотариусу, ему стало известно, что при жизни его мама В. не оформила своих наследственных прав после смерти своей мамы П., однако продолжала жить, владеть и пользоваться указанным жилым домом и хозяйственными постройками.
В судебном заседании истец Перминов Д.И. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что после смерти его бабушки П. его мама В. осталась проживать в доме, поддерживала дом в надлежащем состоянии, постепенно поменяла оставшуюся после смерти своей мамы бытовую технику и предметы домашней обстановки, мама несла расходы по содержанию дома, оплачивала налоги, обрабатывала земельный участок. Из оставшихся после смерти его мамы документов следует, что мама собирала документы для оформления наследственных прав на дом, обращалась к нотариусу, однако по каким-то причинам, документы не оформила.
Ответчик администрация города Соликамск о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. В суд поступило ходатайство представителя ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указано, что администрация не имеет возражений против удовлетворения заявления при наличии в материалах дела достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих заявленные доводы.
На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, дополнительно представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Таким образом, отношения, связанные с переходом имущественных прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства от наследодателя к наследникам до 01.03.2002 года, регулируются положениями раздела VII Гражданского кодекса РСФСР.
В соответствии с положениями статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Согласно статье 546 Гражданского кодекса РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять; не допускается принятие наследства под условием или с оговорками (первый абзац). Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или, когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства (второй абзац). Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства (третий абзац).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РСФСР, содержащихся в пункте 12 Постановления от 23.04.1991 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании», под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, взимания квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма, производство за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 549 ГК РСФСР, или погашение долгов наследодателя и т.<...> этом следует иметь в виду, что указанные действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В судебном заседании установлено, что <дата> умерла В., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 6).
Истец Перминов Д.И. является сыном В., что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о рождении, свидетельством о заключении брака (л.д. 13, 15).
Сведениями об иных наследниках первой очереди после смерти В. суд не располагает.
В установленный законом 6-месячный срок Перминов Д.И. принял наследство, оставшееся после смерти В., о чем свидетельствуют представленные нотариусом Соликамского нотариального округа материалы наследственного дела и сообщение (л.д. 74-83, 91).
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 4 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Из свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> и вышеприведенных положений п. 4 ст. 1152 ГК РФ следует, что при жизни В. принадлежала ? доля в праве собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными постройками по адресу: <...>, полученная по наследству после смерти её отца П., умершего <дата> (л.д. 11).
В ходе рассмотрения дела с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в п. 11 Постановления от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено отсутствие спора о включении в наследственную массу после смерти В. указанной ? доли в праве собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными постройками по адресу: <...>, при этом для регистрации права собственности наследника при данных обстоятельствах судебного акта не требуется, в связи с чем требования истца в данной части не подлежат разрешению в судебном порядке.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что ? доли в праве собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными постройками по адресу: <...>, принадлежало на основании договора купли-продажи от <дата> и свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> П., умершей <дата> в городе <...> (л.д. 7, 8-9, 10).
В., являясь дочерью П., после смерти матери в установленный законодательством 6-месячный срок в нотариальный орган по месту открытия наследства заявление о принятии наследства не подала, однако фактически вступила во владение наследственным имуществом.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании квитанциями об оплате В. (до регистрации брака П.) Л.И. электроэнергии, налога с владельцев строений, страховых взносов за П. после её смерти, копии которых приобщены к материалам дела.
Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Е. и Е., которые пояснили, что знают истца и его маму П. (после второго брака В., в девичестве П.) с <дата> года. Они проживали по-соседству в <данные изъяты>. После смерти бабушки истца в доме осталась проживать его мама В., она поддерживала дом в надлежащем состоянии, занималась огородом, который возле дома.
Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они полны, последовательны, согласуются с объяснениями истца, ничем не опровергнуты; свидетели перед дачей показаний были предупреждены об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к убеждению в том, что В. фактически приняла наследство, оставшееся после смерти своей матери П., в связи с чем в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти В., подлежит включению ? доли в праве собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными постройками по адресу: <...>.
Учитывая, что истец Перминов Д.И., являясь наследником первой очереди, в установленный законом 6-месячный срок принял наследство, оставшееся после смерти В., требование о признании за истцом права собственности на указанное имущество в порядке наследования подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Перминова Дмитрия Ивановича удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти В., умершей <дата>, ? доли в праве собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными постройками по адресу: <...>.
Признать за Перминовым Дмитрием Ивановичем право собственности на ? доли в праве собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с хозяйственными постройками по адресу: <...> в порядке наследования.
Решение является основанием для регистрации права собственности на данный объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (с <дата>).
Судья О.В. Новикова