Дело №2а-1606/2023
УИД73RS0004-01-2023-001815-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2023 год город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Курчангиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федорова Сергея Владимировича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Федоров С.В. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности согласовать предоставление земельного участка, указав следующее.
С 1 сентября 2021 года после вступления в силу Федерального закона от 05.04.2021 N79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту закон N79-ФЗ от 05.04.2021) начал действовать упрощенный порядок регистрации прав на индивидуальные гаражи и земельные участки под ними.
Закон N79-ФЗ от 05.04.2021 был разработан с целью упрощения процедуры оформления прав, в том числе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты гаражного назначения, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и земельные участки под ними (статья 6 Закона N 79-ФЗ).
Согласно закона от 05.04.2021 N79-ФЗ до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (далее закон N 190-ФЗ), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен.
01.12.2022 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гараж (гаражным боксом №748) бесплатно на основании Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с заявлением административный истец предоставил административному ответчику все необходимые документы, согласно пункта 6 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 137-ФЗ), введенной Законом N79-ФЗ, которым установлен перечень документов, необходимых для оформления прав на гаражи.
К заявлению административного истца были приложены следующие документы: Схема расположения земельного участка на кадастровом плане;
Справка о выплате пая № от ДД.ММ.ГГГГ;
Справка об оплате коммунальных платежей с 01.01.2003 по 31.12.2004;
Пояснительная записка кадастрового инженера.
12.12.2022 административным ответчиком было принято Решение № об отказе в предоставлении земельного участка с указанием следующих оснований:
- не предоставлен документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был образован гаражный кооператив, для гражданского строительства и (или) размещения гаражей, или иной документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом либо организацией права на использование земельного участка по иным основаниям;
не представлены документы, подтверждающие возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ,
участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.
Административный истец считает Решение № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, поскольку оно противоречит Федеральному закону от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N137-ФЗ), с учетом Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту закон N 79-ФЗ от 05.04.2021), а именно:
Отказ из-за не предоставлен документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был образован гаражный кооператив, для гражданского строительства и (или) размещения гаражей, или иной документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом либо организацией права на использование земельного участка по иным основаниям.
В силу абз.7 ст.6 ст.3.7 Закона N137-ФЗ в случае отсутствия у гражданина одного из документов, указанных в абзаце втором или третьем настоящего пункта, вместо данного документа к заявлению могут быть приложены один или несколько документов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 5 настоящей статьи.
Согласно абз.3 и 4 п.5 ст.3.7 Закона N137-ФЗ в случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов: заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;
документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К заявлению административного истца приложена справка об оплате коммунальных платежей с 01.01.2003 по 31.12.2004, которая является документом, подтверждающим исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг.
Таким образом, считает, что отказ по данному основанию является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца.
Отказ из-за не представления документов, подтверждающих возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-Ф.
Законом не установлено наименование документа, которым должно подтверждаться возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-Ф.
К заявлению были приложены документы: справка о выплате пая № от 13.08.2019 и справка об оплате коммунальных платежей с 01.01.2003 по 31.12.2044, согласно которых подтверждается возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-Ф.
Пай был выплачен 15.01.2000 за гаражный бокс №, оплата коммунальных платежей за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, чем подтверждается возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №.
Таким образом, считает, что отказ по данному основанию является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца
Отказ из-за того, что участок расположен на территории транспортно - инженерных объектов и коммуникаций.
Согласно выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земли для стоянки автотранспорта, что явно противоречит выводу, сделанному в обжалуемом решении о том, что земельный участок расположен на территории транспортно - инженерных объектов и коммуникаций и ограничен в обороте не соответствует действительности.
Согласно ст. 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом, земли для стоянки автотранспорта могут располагаться только жилых зонах или общественно деловых зонах (п.3 и п.5 ст. 35 ГрК РФ).
В силу же п.8 ст. 35 ГрК РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Таким образом, информация об территориальном зонировании земли, на котором расположены гаражи административного истца не соответствует действительности, а вывод сделанный в решение об отказе противоречит закону и нарушает права административного истца.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Так как Решение № об отказе об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражным боксом №, расположенным в ГСК «Восток» Заволжского района г. Ульяновска.
Просит признать незаконным полностью решение административного ответчика от 12.12.2022 № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка (ч.2 ст.124 КАС РФ); возложить на административного ответчика обязанность принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия (повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка) в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административный истец Федоров С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом.
Представитель административного истца Федорова С.В. – Романова Ю.Р. (доверенность от 11.07.2022, диплом №) в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Ревина И.В. (доверенность от 09.01.2023 №) в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания, в письменном отзыве на иск заявленные требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, указав на пропуск срока обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица ГСК «Восток» в судебное заседание не явился, в отзыве просит о рассмотрении дела в отсутствии, указав, что разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию гаражей до 2004 года, а также правоустанавливающие документы не выдавались.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением и указать способ их восстановления.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 №85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», вступившим в законную силу с 01.01.2016, Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 №105 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти», пп.20 п.2.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/557-П, с 01.01.2019 Министерству переданы полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах МО «город Ульяновск».
Как установлено в судебном заседании, 01.12.2022 Федоров С.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственности бесплатно под гаражом (бокс № на основании пп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст.3.7 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137).
Согласно представленной административным истцом схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок с условным номером № образуется из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №.
Согласно сведениям сервисного информационного ресурса «Публичная кадастровая карта» на спорном земельном участке с кадастровым номером № расположено административное здание, право собственности на которое не зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии с п.2 ст.3.7 Закона №137-ФЗ до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
В соответствии с п.6 ст.3.7 Закона №137-ФЗ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагается:
- документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной, организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям.
Таким образом, предоставление земельного участка в собственность бесплатно возможно только в случае, если земельный участок ранее был выделен для возведения гаража. Документ, подтверждающий выделение гаражно-строительному кооперативу «Восток» земельный участок с кадастровым номером № административным истцом не представлен. Также, заявителем не представлены документы на строительство административного здания как объекта для размещения автомобильного транспорта.
Таким образом, положения ст.3.7 Закона №137-ФЗ в данном случае применению не подлежат.
В ходе рассмотрения данного дела установлено, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
По мнению суда, наличие записи в членской книжке об оплате членских взносов не является доказательством строительства гаража до 29.12.2004.
Как установлено в судебном заседании, ранее Министерство обращалось в Заволжский районный суд г. Ульяновска с иском к Федорову Сергею Владимировичу об освобождении земельного участка с кадастровым номером № путем демонтажа административного здания, в котором расположен бокс №.
Решением от 16.12.2022 по делу №2-4530/2022 исковые требования Министерства об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером № путем демонтажа ограждения и административного здания удовлетворены.
При этом, установлено, что административное здание и гаражные боксы являются единым объектом, имеют смежные стены, расположены за линейкой гаражей ГСК «Восток».
В силу положений п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки городского округа является вопросом местного значения городского округа.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.
Как предусмотрено ч.1 ст.41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно разделу 4 Положения утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №90 полномочия в области градостроительной деятельности на территории в МО «г. Ульяновска» осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (далее Управление).
Согласно информации, представленной компетентным органом - Управлением в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83 (далее - Генеральный план) спорный земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.
В соответствии со ст. 13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 № 1166 (далее - Правила), рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЦЗ - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.
В соответствии со схемой природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана и ст. 15 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды» Правил рассматриваемый земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны.
В соответствии с проектом планировки территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 26.06.2009 № 5046, земельный участок, указанный в запросе, расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).
В соответствии с п.8 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с п.19 ст.3.7 Федерального закона №137-ФЗ в случае, если земельные участки, являются ограниченными в обороте, такие земельные участки подлежат предоставлению гражданам в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок.
Следовательно, граждане - владельцы гаражей могут получить в аренду земельные участки, ограниченных в обороте, под находящимися на них гаражами.
Таким образом, на основании вышеуказанного в соответствии с пп.1 п.16 ст.11.10, пп.1, 2 п.8 ст.39.15, п.1 ст.39.16 ЗК РФ Министерством законно и обоснованно принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о чем сообщено административному ответчику 12.12.2022 оспариваемым решением.
Как следует из сообщения заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска от 09.12.2022, земельный участок под боксом 748 образован из части земельного участка с кадастровым номером № земель, на которые государственная собственность не разграничена.
Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утверждённому решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83, рассматриваемый земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.
В соответствии со статьей 13 «Карта градостроительного зонирование Правил землепользования и застройки муниципального образования «горе Ульяновск», утверждённых постановлением администрации города Ульянова от 10.08.2021 №, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ЦЗ - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.
Градостроительные регламенты для территориальных зон содержатся Правилах, которые размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Ульянова <данные изъяты> и находятся в общем доступе.
В соответствии со схемой природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана и статьей 15 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды» Правил рассматриваемый земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны.
В соответствии с проектом планировки территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 26.06.2009 №5046, указанный земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайон и кварталы).
Кроме того, сообщается, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах полос воздушных проходов аэродрома экспериментальной авиации Ульяновск (Восточный), утвержденных Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России 17.05.2021.
Кроме того, согласно п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки административным истцом для обращения в судебные органы.
В соответствии с п.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое решение административный истец получил 12.12.2022, в Заволжский районный суд г. Ульяновска административный истец обратился 12.04.2023.
Как установлено в судебном заседании, при рассмотрении гражданского дела №2-4530/2022, представитель Федорова С.В. – Романова Ю.Р. 26.12.2022 была ознакомлена с материалами дела с помощью фотографирования (л.д.131 дела №2-4530/2022), где были представлены и оспариваемое решение и технический паспорт на единый объект.
Следовательно, административный истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд с данным заявлением.
На основании изложенного требования административного иска не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Федорова Сергея Владимировича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решение от 12.12.2022 <данные изъяты> об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; возложении на обязанности принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия (повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка) в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - О.В. Миллер
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2023.