РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июня 2023 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-1647/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО15, ГУФССП России по адрес, врио начальника ОСП адрес ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10,, с участием заинтересованного лица ФИО2, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУФССП России по адрес, судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО15, с участием заинтересованного лица ФИО4, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП адрес, бездействия ГУФССП России по адрес, мотивируя требования тем, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО15 находится исполнительное производство №...-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ВС №... по делу №... от 03.04.2014г., выданного мировым судьей судебного участка №адрес, в отношении должника ФИО2 о взыскании алиментов в пользу ФИО1, на содержание несовершеннолетнего ФИО6, дата г.р., в размере ? части величины прожиточного минимума для социально-демографической группы «дети», начиная с дата.
24.01.2023г. административным истцом было получено постановление о расчете задолженности по алиментам от 24.01.2023г. по исполнительному производству №...-ИП, согласно которому задолженность по алиментам составляет 554378,25 руб., в описательной части постановления указано, что расчет задолженности необходимо произвести с 11.10.2022г. по 31.12.2022г., однако исполнительным документом определен период взыскания алиментов, который заканчивается по достижении иждивенцем совершеннолетия, то есть 27.12.2022г.
Со ссылками на положения ст.ст. 80, 120 Семейного кодекса РФ, п. 9 ч. 2 ст. 43, ч. 1 ст.47, ч. 2 ст. 44 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), административный истец указывает, что исполнительное производство №...-ИП подлежало прекращению в связи с достижением ребенка совершеннолетнего возраста, а судебным приставом-исполнителем должно было быть возбуждено исполнительное производство по взысканию задолженности не позднее дата.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд истребовать в ОСП адрес копии материалов исполнительного производства 67630/22/63039-ИП о взыскании алиментов с ФИО2 в пользу ФИО1В, в том числе копию исполнительного документа, информацию о ходе исполнительного производства, признать незаконным, нарушающим права взыскателя, бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО15, выразившееся в не прекращении исполнительного производства 67630/22/63039-ИП, не возбуждении исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам, обязать возбудить исполнительное производство по взысканию задолженности по алиментам в отношении ФИО2 в пользу ФИО1 взыскать с ГУФССП России по адрес в пользу ФИО1, судебные расходы на сумму 10000 рублей.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены врио начальника ОСП адрес ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Административные ответчики и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ОСП адрес представлены в суд материалы исполнительного производства.
Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от дата N 2486-О, применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Согласно статьям 2 и 4 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются, в том числе, правильное и своевременное исполнение судебных актов. Законность, своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения являются одними из основных принципов исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от дата N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО15 находится исполнительное производство №...-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ВС №... по делу №... от 03.04.2014г., выданного мировым судьей судебного участка №адрес, в отношении должника ФИО2 о взыскании алиментов в пользу ФИО1, на содержание несовершеннолетнего ФИО6, дата г.р., в размере ? части величины прожиточного минимума для социально-демографической группы «дети», начиная с дата до совершеннолетия ФИО6
24.01.2023г. судебным приставом-исполнителем ОСП адрес ФИО15 было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам №..., согласно описательной и резолютивной части которого расчет задолженности произведён за период с дата по дата, должнику ФИО2 определена задолженность по алиментам за период с дата по дата в размере 554 378,25 руб.
В соответствии со статьей 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
При исполнении судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей необходимо учитывать, с одной стороны, уровень защищенности прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке детей, а также необходимость максимального сохранения уровня их жизни, а с другой стороны, исключать чрезмерное обременение осуществляющих выплаты таких алиментов лиц.
В силу пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается в случае истечения установленного законом срока для данного вида взыскания.
Таким образом, если исполнительный документ связывает прекращение алиментных обязательств с достижением ребенком совершеннолетия, то при наступлении 18-летнего возраста (или обретении ребенком полной дееспособности до этого возраста) судебный пристав-исполнитель выносит постановление о прекращении исполнительного производства на основании пункта 9 части 2 статьи 43 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу статьи 64 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, сам выбирает не только круг мер принудительного характера, но и вид исполнительных действий, при этом судебные приставы-исполнители сами определяют объем и последовательность совершаемых ими исполнительных действий в рамках находящегося у них в производстве исполнительного производства, исходя из критериев их необходимости для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, соблюдения баланса интересов сторон исполнительного производства.
Так, в силу части 5 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Согласно части 6 статьи 30 Закона об исполнительном производстве основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Как следует из пункта 9 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем 2 пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 44 Закона об исполнительном производстве, одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 - 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам, а также по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Согласно пункту 4 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
Норма части 6 статьи 30 Закона об исполнительном производстве подлежит применению к спорным правоотношениям во взаимосвязи с положениями пункта 9 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве, исходя из которой достижение ребенком совершеннолетия влечет прекращение исполнительного производства, а также части 4 статьи 21 Закона об исполнительном производстве, допускающей предъявление исполнительных документов о взыскании алиментов как в пределах срока, на который они присуждены, так и в течение трех лет после его окончания.
Таким образом, при достижении ребенком, на содержание которого взыскивались алименты, совершеннолетия, судебный пристав в соответствии с положениями части 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, статей 43, 44, 64 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" самостоятельно принимает меры к прекращению исполнительного производства в отношении должника, обязанного уплачивать алименты, и прекращает исполнительное производство.
Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10, 11, 12 части 2 статьи 43 данного Закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам, а также по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 2 статьи 44 Закона об исполнительном производстве)
Таким образом, учитывая требования и содержание исполнительного документа, согласно которому алименты подлежат уплате начиная с дата до совершеннолетия ФИО6, то есть до дата, соглашается с доводами административного истца, и приходит к выводу, что бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО15, выразившееся в не прекращении исполнительного производства 67630/22/63039-ИП в связи с достижением дата ФИО6 совершеннолетия, является незаконным, в связи с чем нарушает права взыскателя.
Вместе с тем, судом установлено, что в настоящее время постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО11 на основании постановления судебного пристава-исполнителя №... от дата возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании с должника ФИО2 в пользу ФИО12 задолженности по алиментам в размере 679 924,64 руб.
Таким образом, возложение обязанности возбудить исполнительное производство по делу не имеется, поскольку соответствующее исполнительное производство самостоятельно возбуждено судебным приставом.
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от дата N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при установленных по делу обстоятельствах бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО15, выразившееся в не прекращении исполнительного производства 67630/22/63039-ИП в связи с достижением дата ФИО6 совершеннолетия, подлежит признанию незаконным.
Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Статьей 112 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
Пунктом дата раздела II Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от дата N 74, предусмотрено, что территориальный орган ФССП России осуществляет полномочия, в том числе функции получателя и распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования деятельности территориального органа ФССП России.
Приведенные нормы процессуального законодательства и обстоятельства дела позволяют признать за Главным Управлением Федеральной службы судебных приставов по адрес процессуальный статус по настоящему делу в качестве стороны, с которой подлежат взысканию судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В подтверждение факта несения судебных расходов в связи с рассмотрением вышеуказанного дела в суде, заявителем представлен договор на оказание юридических услуг от дата, заключенный с ФИО13, в предмет которого входит оплата за изучение материалов исполнительного производства в сумме 5 000 рублей, за подготовку письменного документа – искового заявления в суд в размере 5 000 рублей, чек от дата об оплате услуг на сумму 10 000 рублей, расписка от дата о получении вознаграждения по договору.
Исходя из принципов разумности и справедливости, количества судебных заседаний в суде, объема защищаемого права, суд полагает возможным взыскать с ГУФССП России по адрес в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в суде в размере 7 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 – удовлетворить частично.
Признать бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО15, выразившееся в не прекращении исполнительного производства 67630/22/63039-ИП в связи с достижением дата ФИО6 совершеннолетия, не возбуждении исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам незаконным.
Взыскать с ГУ ФССП России по адрес ИНН №... в пользу ФИО3, паспорт №..., выдан ОВД адрес дата, зарегистрированной по адресу: адрес, адрес, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 (семь тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
В окончательной форме решение суда принято дата