Дело № 2-782/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Самсоновой А.О., при секретаре Портновой О.О., с участием представителя истца Ловягиной Е.А. по доверенности и по ордеру адвоката Теймуршахова Н.Ф., представителей третьего лица (истца по самостоятельному иску) Суховерковой Л.И. по доверенности Киселева А.С. и Рахмаевой Т.И., представителя ответчика Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности Чуриловой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ловягиной Евгении Алексеевны к Администрации г.о. Электросталь Московской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество по закону и по иску Суховерковой Ларисы Ивановны к Администрации г.о. Электросталь Московской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество по закону,
установил:
25.02.2015 Ловягина Е.А. обратилась в Электростальский городской суд с иском к Администрации г.о. Электросталь и ссылаясь на положениях ч. 2 ст. 1143, статей 1146, 1152, 1153 ГК РФ просила установить факт принятия ею наследства после смерти <З>, умершего <дата> г.р., и признать за ней право собственности в порядке наследования по закону (по праву представления) на <размер> доли квартиры, расположенной по <адрес>.
Свои требования мотивировала тем, что <дата> умерла ее родная тетя, родная сестра ее матери, <С>, <дата> года рождения. 16.04.1997 г. <С> и ее муж <З>, приватизировали двухкомнатную квартиру по <адрес>, в совместную собственность. При жизни <С> завещала свою долю своей племяннице – Суховерковой Л.И. <дата> умер муж <С> – <З>, <дата> года рождения. После его смерти открылось наследство, которое состоит из <размер> доли вышеуказанной квартиры. Единственным наследником <З> была его супруга – <С>, которая умерла до открытия наследства. Истец является единственным наследником по праву представления, других наследников нет. В установленный законом срок истец к нотариусу не обращалась, однако фактически приняла наследство после смерти наследодателя, распорядилась его имуществом, личными вещами, и все эти действия совершала в течение 6 месяцев с момента открытия наследства. Еще при жизни <З> она, истец, распоряжалась его имуществом, деньгами в отделении Сбербанка по доверенности. После его смерти на деньги <З> организовала его похороны, проводила поминки в его квартире, а спустя несколько месяцев оплатила и поставила надгробный камень, ограду и лавочку на его могиле. Все носильные вещи наследодателя, постельное белье, документы, фотографии забрала себе, часть старых вещей выкинула на свалку, а часть раздала знакомым.
03.03.2015 Суховеркова Л.И. обратилась в Электростальский городской суд с иском к Администрации г.о. Электросталь и просила установить факт принятия ею наследства после смерти <З>, заключающегося в <размер> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по <адрес>, и признать за ней право собственности в порядке наследования по закону по праву представления на <размер> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по <адрес>.
Свои требования Суховеркова Л.И. основывала на положениях ч. 2 ст. 1143, ст.ст. 1146, 1152, 1153 ГК РФ, мотивировала тем, что <дата> умер <З>, приходящийся ей дядей, после смерти которого открылось наследство в виде <размер> доли указанной квартиры. Это имущество перешло во владение истца и она фактически приняла наследство – оплачивает коммунальные платежи, произвела замену газовой колонки, установила в квартире пластиковые окна, балкон, сделала натяжной потолок, поклеила обои. С управляющей организацией по дому заключен договор с ней, Суховерковой Л.И., на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома. Собственником другой <размер> доли в праве собственности является она, Суховеркова Л.И., на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17.04.2008, выданного на основании свидетельства о праве на наследство. Указанная <размер> доли перешла Суховерковой Л.И. по завещанию от <С> – жены умершего <З>. Указанную выше квартиру супруги <З> и его жена <С> получили по ордеру в 1968 году, а 16.04.1997 приватизировали в совместную собственность. <дата> <З> скоропостижно скончался, не успев оставить завещания и распорядиться своей <размер> долей квартиры при жизни. Полагает, что единственным наследником его доли квартиры является она – Суховеркова Л.И., - его племянница, других наследников не имеется. Поскольку жена <З> – <С>, являющая его прямым наследником, умерла раньше своего мужа в январе 2007 года, т.е. до открытия наследства, то она, Суховерхова Л.И., имеет право наследовать его <размер> доли по праву представления. В установленный законом шестимесячный срок истец к нотариусу не обращалась, однако фактически приняла наследство после смерти <З>.
26.03.2015 гражданские дела № 2-782\2015 по иску Ловягиной Е.А. к Администрации г.о. Электросталь Московской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество по закону и № 2-839\2015 по иску Суховерковой Л.И. к Администрации г.о. Электросталь Московской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество по закону, объединены в одно производство.
Истец Ловягина Е.А. (третье лицо по иску Суховерковой Л.И.), истец по самостоятельному иску (третье лицо по иску Ловягиной Е.А.) Суховеркова Л.И., будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в суд направили своих представителей с доверенностями.
В судебном заседании представитель истца Ловягиной Е.А. по доверенности и по ордеру адвокат Теймрушахов Н.Ф., поддержал исковые требования Ловягиной Е.А. в полном объеме и дал объяснения, аналогичные установочной части решения. Возражал против удовлетворения требований Суховерковой Л.И.
Представители истца по самостоятельному иску Суховерковой Л.И. по доверенности Киселев А.С. и Рахмаева Т.И. настаивали на удовлетворении требований Суховерковой Л.И., дали пояснения, аналогичные установочной части решения суда, уточнив, что Суховеркова Л.И. фактически приняла наследство.
Представитель ответчика Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности Чурилова О.Н. возражала против удовлетворения требований Ловягиной Е.А. и Суховерковой Л.И., полагала, что истцы не являются наследниками к имуществу умершего <З>, поскольку не доказан факт нахождения в браке <З> и <С>, в связи с чем Ловягина Е.А. и Суховеркова Л.И. не могут быть наследниками <З> по праву представления, после смерти <С>.
Представитель третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей истцов и ответчика, исследовав представленные документы и доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 20.02.1968 года на основании ордера № <З> была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по <адрес>. В ордере указан состав семьи: муж <З> и жена <С>.
По договору на передачу квартир в собственность граждан от 16.04.1997 года <З> и <С> (указанная в качестве жены) приобрели бесплатно в совместную собственность двухкомнатную квартиру расположенную по <адрес>. Договор зарегистрирован Администрацией г. Электросталь 07.05.1997 года и Электростальским МП Бюро технической инвентаризации выдано регистрационное удостоверение № 05 июня 1997 года.
<З> и <С> были зарегистрированы и проживали по <адрес>.
Официальных документов, свидетельствующих о заключении брака между <З> и <С> не представлено. Согласно ответов Отделов ЗАГСа ГУ ЗАГС МО по г. Электросталь и г. Ногинску записи актов о регистрации брака отсутствуют.
<С>, <дата> г..р. умерла <дата> в <адрес>.
К имуществу умершей <С> заведено наследственное дело №. С заявлением о принятии наследства в виде <размер> доли в квартире по <адрес> приняла наследник по завещанию Суховеркова Л.И. (истец). В заявлении о принятии наследства от 29.03.2007 года указано, что наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве не имеется.
Представленными документами подтверждено, что истец Суховеркова Лариса Ивановна, <дата> года рождения является собственником <размер> доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру по <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 28.01.2008 года, выданного нотариусом нотариального округа г. Электросталь <К>.
<З>, <дата> г.р., проживавший по день своей смерти в квартире по <адрес>, умер <дата> в <адрес>, что подтверждено копией свидетельства о смерти.
По сообщению нотариуса нотариального округа г. Электросталь <К> наследственное дело к имуществу умершего <дата> гр. <З> не заводилось.
Из объяснений представителей истцов следовало, что детей у умершего <З> не было, его родственников они не знают. Истцы Ловягина Е.А. и Суховеркова Л.И. (племянницы <С>) считают себя наследниками <З> на основании ч. 2 ст. 1143, ст. 1146 ГК РФ, по праву представления после смерти его супруги <С>, которая умерла ранее.
Представленными копиями свидетельств о рождении, копиями свидетельств о заключении браков, подтверждается, что истец Ловягина Евгения Алексеевна, <дата> г.р. (до брака Гордеева) является дочерью <Н>, <дата> года рождения (родители <С> и <А>), которая является родной сестрой <С>, <дата> г.р. (родители <С> и <А>) Соответственно Ловягина Е.А. является племянницей умершей <дата> <С>.
Истец Суховеркова Л.И., <дата> г.р. является дочерью <Т>, <дата> г.р., умершей <дата> года, и племянницей <С>, что также подтверждено завещанием последней от 19.05.2005 года.
Статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства (ст. 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Судом не установлен факт составления <З> завещания.
Наследование по закону регламентировано гл. 63 части 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно ст. 1141 которого наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 данного Кодекса, наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.
Согласно ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери, дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Как следует из положений ст. 1146 ГК РФ, доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Судом установлено, что истцы Ловягина Е.А. и Суховеркова Л.И. не являются кровными родственниками наследодателя <З>, его потомками, а являются племянницами <С>, которую полагают наследником <З>, умершим до открытия наследства.
Таким образом, путем системного толкования положений ст. 1142, 1143 и п. 1 ст. 1146 ГК РФ, суд приходит к выводу, что даже в случае подтверждения факта заключения брака между <З> и <С>, наследовать по праву представления в силу ч. 2 ст. 1142 ГК РФ могут внуки наследодателя и их потомки.
Племянники наследника умершего до открытия наследства не могут наследовать имущество в порядке представления, поскольку не относятся к числу наследников, перечисленных в п. 2 ст. 1142, в п. 2 статьи 1143 ГК РФ.
Истцы ошибочно относят себя к наследникам второй очереди, (ч. 2 ст. 1143 ГК РФ), так как в части второй указанной нормы речь идет о племянниках и племянницах наследодателя, а не наследника. Истцы не являются племянницами наследодателя <З>
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истец Ловягина Е.А. и истец Суховеркова Л.И. не входят в круг наследников по закону после смерти <З>, так как не являются его родственниками по прямой нисходящей линии.
Поскольку у истцов Ловягиной Е.А. и Суховерковой Л.И. отсутствуют основания для наследования имущества после смерти <З>, правового значения факт принятия наследства после смерти <З> истцами не имеет, а потому в удовлетворении иска Ловягиной Е.А. к Администрации г.о. Электросталь об установлении факта принятия наследства после смерти <З> и признании права собственности в порядке наследования по закону (по праву представления) на <размер> доли квартиры расположенной по <адрес>, и в удовлетворении иска Суховерховой Л.И. к Администрации г.о. Электросталь об установлении факта принятия наследства после смерти <З> и признании права собственности в порядке наследования по закону (по праву представления) на <размер> доли квартиры расположенной по <адрес>, надлежит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ловягиной Евгении Алексеевны к Администрации г.о. Электросталь об установлении факта принятия наследства после смерти <дата> <З> и признании права собственности в порядке наследования по закону (по праву представления) на <размер> доли квартиры расположенной по <адрес>, отказать.
В удовлетворении исковых требований Суховерховой Ларисы Ивановны к Администрации г.о. Электросталь об установлении факта принятия наследства после смерти <дата> <З> и признании права собственности в порядке наследования по закону (по праву представления) на <размер> доли квартиры расположенной по <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись.
Решение в окончательной форме
изготовлено 17 июня 2015 года
Судья: подпись.