Дело № 2-375/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 октября 2019 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,
при секретаре Л.И. Шебонкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородкиной Зинаиды Александровны к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, Федеральной службе по труду и занятости, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области об установлении факта нахождения на иждивении и обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью
У С Т А Н О В И Л:
Бородкина З.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении и обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию. В обоснование иска указала, что она с 2001 года является нетрудоспособной в связи с выходом на пенсию. Все указанное время и до смерти ее мужа Б.Н.В. она находилась на его иждивении, что можно подтвердить справками о пенсии ее мужа. Доход их семьи состоял из пенсии ее мужа и ее пенсии. Её пенсия тратилась на приобретение лекарств. Установление факта нахождения на иждивении необходимо для получения выплаты ежемесячной денежной компенсации для возмещения вреда, причиненного здоровью, как вдове инвалида Чернобыля. Просит установить факт нахождения ее Бородкиной З.А. на иждивении Б.Н.В. с 2001 года по 16.02.2019 года, и выплатить ежемесячную денежную компенсацию.
В последующем истец Бородкина З.А. уточнила исковые требования, просив установить факт нахождения ее Бородкиной З.А. на иждивении Б.Н.В. с 2001 года по 16.02.2019 года, обязать назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию.
Определением суда от 04.09.2019 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске.
Определением суда от 18.09.2019 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Федеральная служба по труду и занятости, в качестве третьего лица привлечено Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».
Определением суда от 19.09.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, которое в последующем определением суда от 26.09.2019 года привлечено в качестве ответчика, и одновременно освобождено от участия в деле в качестве третьего лица.
Истец Бородкина З.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении в адрес суда просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях пояснила, что она состояла в зарегистрированном браке с Б.Н.В. с ******. По достижению возраста 55 лет, в 2001 году, она вышла на пенсию. Муж вышел на пенсию позже. Размер пенсии у них был примерно одинаковым вплоть до смерти мужа. Она обратилась в суд, т.к. ее пенсии на лекарства не хватает. Ей стало известно, что как член семьи инвалида-Чернобыльца она имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью. Но в назначении данной денежной компенсации ей отказали.
Представитель ответчика Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В заявлении в адрес суда указал, что истица состоит на учете в УПФР в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное). В УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о получении ежемесячной компенсации Бородкина З.А. не обращалась.
Представитель ответчика УПФР в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что Б.Н.В., дата смерти ******, при жизни являлся инвалидом ******** группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и являлся получателем следующих мер социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью; ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров; ежегодной компенсация за вред здоровью. Истица Бородкина З.А. ****** года рождения, вдова Б.Н.В. является получателем социальных выплат как пенсионер по старости и ветеран труда федерального значения ЕДВ и ежемесячной денежной компенсации за оплаты ЖКУ. 20.08.2019 года истица обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области в отделение по Ульяновскому району, с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие ЧАЭС, как вдове умершего инвалида-чернобыльца. На данное обращение 28.08.2019 года, был направлен отказ в связи с тем, что для назначения мер социальной поддержки как члену семьи, потерявшей кормильца, вследствие Чернобыльской катастрофы необходимо представить документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении умершего инвалида на момент его смерти. Также указал, что требования о выплате ежемесячной денежной компенсации с Департамента не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2011 г. № 986 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели Федеральной службе по труду и занятости в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Выплата денежной компенсации осуществляется путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по г. Москве, в котором Федеральной службе по труду и занятости открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счета по вкладам, открытые получателями денежной компенсации в организациях (филиалах, структурных подразделениях) Сберегательного банка Российской Федерации, или по желанию получателей денежной компенсации - через организации федеральной почтовой связи (далее - доставка денежной компенсации) на основании соглашений, заключаемых Службой со Сберегательным банком Российской Федерации и федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (далее - плательщики). Органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607, либо со вступившими в законную силу судебными решениями об изменении размера денежной компенсации, ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и сведения о каждом получателе денежной компенсации. Реестры, указанные в пункте 4 настоящих Правил, подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости. Форма и способ представления реестров определяются Федеральной службой по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости на основании реестров, указанных в пункте 4 настоящих Правил: а) формирует базу данных получателей денежной компенсации; б) определяет итоговую потребность в средствах федерального бюджета на соответствующий месяц, включая расходы на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил; в) осуществляет распределение средств между плательщиками; г) направляет каждому из плательщиков сводные реестры, содержащие следующие сведения: размер средств федерального бюджета, предназначенных для перечисления получателям денежной компенсации в соответствующем месяце по каждому субъекту Российской Федерации; размер средств на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил; сведения о получателях денежной компенсации, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил; д) представляет ежемесячно, не позднее 25-го числа, в Управление Федерального казначейства по г. Москве платежные поручения на перечисление средств с лицевого счета Федеральной службы по труду изанятости в соответствии с учтенными на этом лицевом счете лимитамибюджетных обязательств и объемами финансирования денежной компенсации на счета плательщиков для доставки денежной компенсации, а также для банковского (почтового) обслуживания операций, связанных с доставкой денежной компенсации. В отзыве на уточненное исковое заявление указали, что соответствии с Уставом ОГКУСЗН Ульяновской области данное учреждение исполняет полномочия по назначению гражданам социальных выплат и пособий, в том числе, в связи с этим личные дела получателей мер социальной поддержки также находятся в данном учреждении. Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 № 243-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», Распоряжения Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05.03.2015 № 621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» и Распоряжения Главного Управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 26.08.2015 № 285-р полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством, переданы Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее - УОГКУ СЗН «Единый областной центр социальных выплат». Просят в удовлетворении исковых требований Бородкиной З.А. к Департаменту отказать в полном объёме.
Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на иск привел доводы, аналогичные тем, которые изложены в первоначальном отзыве Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске. Кроме того, указал, что денежные средства на выплату возмещение вреда причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по смете расходов Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске и Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области не предусматриваются. Отметил, что назначение мер социальной поддержки населения в том, числе и возмещение вреда причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Уставом осуществляет Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Федеральной службы по труду и занятости, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что согласно пункту 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного суда СССР от 21 июня 1985 года № 9 суды должны иметь в виду, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя. В связи с данным указанием Федеральная служба по труду и занятости считает, что для установления факта нахождения на иждивении необходимы доказательства материальной зависимости Бородкиной З.А. от своего умершего супруга Б.Н.В. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение финансовой зависимости заявителя от умершего супруга. Объективных доказательств, свидетельствующих о том, что получаемые при жизни Б.Н.В. выплаты являлись для Бородкиной З.А. единственным источником дохода в материалах дела, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявителем представлено не было. Имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о получении от умершего помощи, являющейся для заявителя основным источником к существованию. Факт нахождения на иждивении, как юридический факт, который влечёт изменение, прекращение личных имущественных прав гражданина, может быть установлен только в судебном порядке, на основании представленных доказательств. При таких данных, учитывая, что истцом не представлены доказательства нахождения его на полном содержании умершего супруга, а также доказательств получения от Б.Н.В. помощи, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию, Федеральная служба по труду и занятости считает, что требования Б.Н.В. удовлетворению не подлежат. Помимо этого, отметил, что Роструд не является органом, осуществляющим назначение, индексацию, перерасчет указанной компенсации, а является главным распорядителем бюджетных средств.
Представитель третьего лица Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Исследовав письменные материалы дела, с учетом позиции, выраженной сторонами, суд приходит к следующему.
Установлено, что Б.Н.В. и Бородкина З.А. состояли в зарегистрированном браке с ******, что следует из свидетельства о заключении брака.
Б.Н.В. умер ******.
Из имеющейся в материалах дела копии удостоверения на имя Б.Н.В. следует, что он является лицом, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом.
Согласно справке об инвалидности Б.Н.В. в 2003 году повторно установлена инвалидность третьей группы, бессрочно, в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы связанной с аварией на ЧАЭС.
При жизни Б.Н.В. являлся получателем мер социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью; ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров; ежегодной компенсация за вред здоровью.
Истица Бородкина З.А. на момент смерти супруга являлась пенсионером по старости.
20.08.2019 года истица обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области в отделение по Ульяновскому району, с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие ЧАЭС, как вдове умершего инвалида-чернобыльца.
28.08.2019 года Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске отказал Бородкиной З.А. в назначении ей ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причинённого здоровью в связи с тем, что для назначения мер социальной поддержки как члену семьи, потерявшей кормильца, вследствие Чернобыльской катастрофы необходимо представить документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении умершего инвалида.
Согласно пункту 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного суда СССР от 21 июня 1985 года № 9 суды должны иметь в виду, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Таким образом, критериями признания лица, состоявшим на иждивении умершего является нахождение его на полном содержании умершего или получение от него помощи, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию.
На момент смерти Б.Н.В. он являлся получателем страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, которые в совокупности составляли в месяц 27 363 руб. 97 коп. (17 298,55+9 065,42 +1 000); а также ежемесячную денежную выплату инвалидам, ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации, которые в совокупности составляли 3 588 руб. 56 коп. (2073,51+1 515,05), а всего в месяц 30 952 руб. 53 коп.
На момент смерти Б.Н.В. истица Бородкина З.А. являлась получателем страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии, которые в совокупности составляли в месяц 17 280 руб. 57 коп.
Из вышеизложенного следует, что истица Бородкина З.А. на полном содержании своего супруга не находилась, имела постоянный и основной источник средств к существованию в виде выплачиваемой ей самой пенсии. Источник дохода в виде пенсии супруга, который выпадал на долю Бородкиной З.А., составлял 6 835 руб. 98 коп. (((30 952,53 + 17280,57):2) – 17280,57).
Данный доход при наличии у истца пенсии, не позволяет сделать вывод о том, что эта материальная помощь была для нее основным источником средств к существованию.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца об установлении факта нахождения ее на иждивении Б.Н.В. не имеется. Соответственно, не имеется оснований для удовлетворения ее требований об обязании назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бородкиной Зинаиды Александровны к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, Федеральной службе по труду и занятости, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области об установлении факта нахождения на иждивении и обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА
Решение принято в окончательной форме 07 октября 2019 года