Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-18560/2018 от 01.06.2018

    Судья: Ракунова Л.И.                                                             33а- 18560/2018

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

Председательствующего Брыкова И.И.,

судей Варламовой Е.А., Мишина И.И.,

при секретаре Каландаровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2018 года апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений <данные изъяты> на решение Московского областного суда от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Шереметьевой М. Н., Сверкунова Е. А. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты>, Управлению Росреестра по <данные изъяты>, Филиалу «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

Шереметьева М.Н., Сверкунов Е.А. (далее - административные истцы) обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений <данные изъяты>, Управлению Росреестра по <данные изъяты>, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по <данные изъяты> об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков. Уточнив требования, просили возложить на Управление Росреестра по <данные изъяты> обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты>, в отношении принадлежащих им земельных участков, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>», с учетом Распоряжения <данные изъяты>-ВР-1412 от <данные изъяты> «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>», с учетом Распоряжения <данные изъяты>ВР-214 от I марта 2017 года «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> <данные изъяты>-ВР-1412 от <данные изъяты> «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>» исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1079 рублей 01 коп за 1 кв.м, для земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070259:194 в размере 1 650 885 рублей 30 коп., для земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070259:195 в размере 1 618 515 рублей.

В обоснование указали, что в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков в результате допущенной по вине должностных лиц технической ошибки была установлена кадастровая стоимость без учета особенностей нахождения земельных участков в составе дачного потребительского кооператива «Зорино парк», в связи с чем они без законных оснований несут завышенное по сравнению с другими членами кооператива налоговое бремя.

Решением Московского областного суда от <данные изъяты> административный иск удовлетворен частично.

В апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений <данные изъяты> ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами," устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса).

В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является технической ошибкой в сведениях.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 61 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.

Как установлено судом, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 50:08:0070259:194, площадью 1530 кв.м., 50:08:0070259:195, площадью 1500 кв.м., участки находятся примерно в 1080 м. по направлению на запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <данные изъяты>, Бужаровское сельское поселение, <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Федерального закона).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 24.15 Федерального закона).

В силу положения пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, и пункта 18 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> N 508 (действовавшего и применяемого на момент проведения оценки и утверждения результатов оценки), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).

Статьей 24.13 Закона об оценочной деятельности, положениями Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> N 508, и Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При этом при формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Государственной кадастровой оценке подлежат земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования.

В данном случае земельные участки административных истцов на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - на <данные изъяты> - были учтены в государственном кадастре недвижимости с видом разрешенного использования «для дачного строительства», однако не были включены в перечень.

Как следует из соглашения от <данные изъяты>, административные истцы являются членами дачного потребительского кооператива «Зорино Парк», который в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ является с мая 2010 г. юридическим лицом.

В силу абзаца четвертого статьи 1, статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» следует, что земельные участки административных истцов с видом разрешенного использования «под дачное строительство» подпадает под определение дачного земельного участка.

Из пунктов 2, 4, 5 - 7 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, п. 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития от <данные изъяты> <данные изъяты>, Методики, утвержденной приказом Роскомзема от <данные изъяты> № П/7) следует, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения и государственная кадастровая оценка земель дачных объединений - разные процедуры, порядок проведения которых регулируется различными нормативными правовыми актами.

Как следует из распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>», с учетом Распоряжения <данные изъяты>-ВР-1412 от <данные изъяты> «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>», с учетом Распоряжения <данные изъяты>ВР-214 от I марта 2017 года «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> <данные изъяты>-ВР-1412 от <данные изъяты> «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>» земельные участки ДПК «Зорино Парк» отнесены к объектам, расположенным в границах    неустановленных дачных объединений Истринского муниципального района.

Суд проанализировал положения Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утв. Приказом Роскомземкадастра от <данные изъяты> № П/307 (в редакции, действующей на дату возникновения спорных отношений) (далее - Методика № П/307), учел позицию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выраженной в письме от <данные изъяты> <данные изъяты>- исх/00606-НФ/14, и пришел к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости принадлежащих административным истцам земельных участков надлежало руководствоваться Методикой № п/307 и определять кадастровую стоимость участков исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, определенного из эталонного земельного участка дачного объединения.

Доводы представителя Министерства имущественных отношений <данные изъяты> о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть определена исходя из размера удельного показателя кадастровой стоимости в 2273 рубля 76 коп., установленного распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>» для кадастрового квартала 50:08:0070259, суд отверг, посчитав не основанными на законе.

При этом суд обратил внимание на то, что в период не многим более чем в три года Министерство имущественных отношений <данные изъяты> дважды распоряжениями вносило изменения в части определения удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав ДПК «Зорино Парк».

Действующим на дату рассмотрении дела судом Распоряжением <данные изъяты>ВР-214 от <данные изъяты> «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> <данные изъяты>-ВР-1412 от <данные изъяты> «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>» удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 1079 рублей 01 коп.

Доводы возражений представителя Министерства имущественных отношений <данные изъяты> Петровой А.П. суд отверг, поскольку не представлено никаких доказательств тому, что определение удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков ДПК «Зорино Парк» оценщиком произведено без учета приведенной Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.

С учетом того, что действующим на дату рассмотрения дела Распоряжением <данные изъяты>ВР-214 от <данные изъяты> «О внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных отношений <данные изъяты> <данные изъяты>-ВР-1412 от <данные изъяты> «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>» установлен удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков ДПК «Зорино Парк» в размере 1079 рублей 01 коп за 1 кв.м, суд обоснованно посчитал, что указанный удельный показатель подлежит применению при определении кадастровой стоимости земельных участков административных истцов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070259:194 площадью 1530 кв.м составит 1650885 рублей 30 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070259:195 площадью 1500 кв.м. составит 1618 515 рублей.

С учетом положений абзаца первого статьи 24.13, абзаца второго 24.15, абзаца первого статьи 24.17, статьи 18.20 Закона об оценочной деятельности), судом сделан вывод о том, что обязанность по исправлению технической ошибки в части определения кадастровой стоимости принадлежащих административным истцам земельных участках должна быть возложена вопреки доводам административного истца на Управление Росреестра по <данные изъяты>.

Как указано судом, датой определения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ, с учетом Распоряжения <данные изъяты>-ВР-1412 от <данные изъяты>, с учетом Распоряжения <данные изъяты>ВР-214 от <данные изъяты> является дата-<данные изъяты>

Судебная коллегия считает вывод суда о частичном удовлетворении административного иска правильным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение <данные изъяты> на решение Московского областного суда от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-18560/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шереметьева М.Н.
Сверкунов Е.А.
Ответчики
УФСНГРКиК по МО
Министерство имущественных отношений МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
04.07.2018Судебное заседание
14.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее