Судья: Жукова О.В. Дело № 33-20803/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Аверченко Д.Г.,
судей Мирошкина В.В., Бурцевой Л.Н.,
при секретаре Аркатовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 26 июля 2017 года апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 14 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Козловой А.С. к Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ об устранении ошибки в сведениях,
заслушав доклад судьи Аверченко Д. Г.,
объяснения явившихся лиц,
УСТАНОВИЛА:
Козлова А.С. обратилась с исковыми требованиями к Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ по Московской области об исправлении кадастровой ошибки, установлении границ земельного участка.
В обоснование исковых требований указала, что является собственником земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером №<данные изъяты>. В результате проведения кадастровых работ было выявлено наложение фактической границы принадлежащего ей земельного участка на земельные участки с кадастровым номером №<данные изъяты>. Фактического пересечения границ нет.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ТУ ФАУГИ по Московской области в судебное заседание не явился.
Представитель Комитета лесного хозяйства по Московской области в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился.
Решением Истринского городского суда Московской области от 14 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены. Установлены границы земельного участка площадью 600 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> по указанным координатам. Исправлена реестровая ошибка в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем исключения неверных сведений и внесении верных сведений.
В апелляционной жалобе представитель Комитета лесного хозяйства Московской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав явившихся лиц, проверив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При вынесении решения, судом установлено, что Козловой А.С. на основании Постановления Главы Администрации Истринского района Московской области от 01.12.1992 г. №<данные изъяты>/23 принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> земель сельскохозяйственного назначения для садоводства, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, СДТ (СНТ) «Рубин», участок 2.
Согласно заключению кадастрового инженера Анохина А.В. в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка Козловой А.В., выявлены несоответствия между сведениями о местоположении границ ранее учтенного земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты>, содержащегося в государственном кадастре недвижимости и его фактического местоположения. Кадастровый инженер полагает, что такое пересечение является следствием кадастровой ошибки в сведениях на участок гослесфонда.
Земельный участок с кадастровым номером № <данные изъяты> относится к землям лесного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 6, п. 7 ст. 36 ЗК РФ, земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Для того, чтобы земельный участок приобрел статус объекта недвижимого имущества, как объект права, необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Для полного и всестороннего рассмотрения дела судом назначена землеустроительная экспертиза из выводов которой следует, что в отношении земельного участка гослесфонда с кадастровым номером <данные изъяты> при подготовке документов на кадастровый учет была допущена ошибка. Кадастровая ошибка заключается в несоответствии в части линейных и угловых характеристик, а также в определении местоположения границы земельного участка.
Суд, удовлетворяя исковые требования об исправлении кадастровой ошибки, верно исходил из того, что при внесении уникальных сведений о границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №50:08:0000000:368 в ГКН была допущена кадастровая ошибка, так как граница Гослесфонда определялась картометрическим методом, без непосредственного уточнения границы на местности, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об исправлении указанной ошибки в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 Г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с учетом представленного заключения судебной землеустроительной экспертизы.
Суд первой инстанции обосновано положил в основу заключение судебной землеустроительной экспертизы, которая была проведена в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку землеустроительной экспертизой представлен вариант установления границ земельного участка истца по правоустанавливающим документам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении границ земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии кадастровой ошибки, опровергаются материалами дела, в том числе судебной экспертизой, согласно выводам которой земельный участок, с учетом площади по правоустанавливающим документам (600 кв.м.), расположен в пределах границ землеотвода СНТ «Рубин», в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Истринского городского суда Московской области от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи