УИД 28RS0008-01-2020-001887-71
Дело №2-1031/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2020 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием заместителя прокурора Зейского района Шехтель Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Зейского района в интересах Храмова С.В. к администрации Зейского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Храмова С.В. обратился в суд с настоящим иском, просит суд обязать администрацию Зейского района Амурской области предоставить Храмову С.В. жилое помещение по договору специализированного найма в с.Овсянка Зейского района, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью, не ниже установленной в Зейском районе нормы предоставления общей площади жилого помещения (33 кв.м), в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Зейского района по обращению Храмова С.В. была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Храмов С.В. остался без попечения родителей, в связи с тем, что его родители на основании решения Зейского районного суда от 25 мая 2011 года были лишены родительских прав. Храмов С.В был определён в ГОАУ АО «Специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей п.Новобурейский», где воспитывался с 29 мая 2012 года по 31 августа 2016 года. Постановлением главы администрации Овсянковского сельсовета Зейского района от 11 августа 2011 года №57 несовершеннолетний Храмов С.В. поставлен на льготную очередь для внеочередного предоставления жилого помещения. Постановлением главы администрации Овсянковского сельсовета №305 от 19 июля 2016 года Храмов С.В. поставлен на регистрационный учёт для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения. В 2018 году Храмов С.В. окончил ГПОАУ Амурской области «Райчихинский индустриальный техникум», получив свидетельство о профессии. Согласно уведомлению министерства социальной защиты населения Амурской области от 11 августа 2016 года Храмов С.В. включен в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с 11 августа 2011 года, однако до настоящего времени Храмову С.В. жилое помещение не предоставлено. Храмов С.В. в собственности жилья не имеет, в связи с чем, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.
В судебном заседании истец заместитель прокурора Зейского района Шехтель Э.Р. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в иске.
Истец Храмов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, на иске настаивает.
Представитель ответчика администрации Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, из представленного отзыва на иск следует, что в силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Общие принципы, содержащие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу ст.5 Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.5 Закона Амурской области от 11.04.2005 г №472-ОЗ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями на неограниченный срок по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Храмов С.В. состоит в очереди для получения внеочередного жилого помещения под №45. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам специализированных жилых помещений в соответствии с порядком, определённым Правительством области, то есть в порядке очерёдности. Истец включен в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и имеет право получить благоустроенное жилое помещение в порядке очерёдности. Предоставление жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права и законные интересы других лиц, стоящих в списке ранее. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, о причине неявки суд не уведомили.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Жилищное законодательство в силу п.«к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, чётко обозначен федеральным законодательством.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года №258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Частью 1 ст.109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г №15-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2013 года.
Действие положений статьи 8 настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.1 ст.4 Закона Амурской области №472-ОЗ от 11.04.2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признаётся невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учётом положений федерального законодательства.
В судебном заседании установлено, что Храмов С.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из копии свидетельства о рождении Храмова С.В., его родителями являются ФИО4 и ФИО5
Решением Зейского районного суда Амурской области от 25 мая 2011 года ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении Храмова С.В.
На основании постановления администрации Зейского района №589 от 29 июля 2011 года Храмов С.В. определён в детское учреждение.
Постановлением администрации Овсянковского сельсовета Зейского района №57 от 11 августа 2011 года Храмов С.В. поставлен на льготную очередь за №92.
Постановлением администрации Зейского района №305 от 19 июля 2016 года Храмов С.В. поставлен на регистрационный учёт для включения в список детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно уведомления министерства социальной защиты населения Амурской области от 11 августа 2016 года Храмов С.В. включен в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Зейского района, по дате постановки на учёт на внеочередное получение жилой площади – 11 августа 2011 года.
17 ноября 2020 года Храмов С.В. обратился в прокуратуру Зейского района с просьбой оказать содействие, как лицу из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, по защите его жилищных прав.
Согласно паспортным данным Храмова С.В., он зарегистрирован по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Овсянка, <адрес> с 29 января 2003 года.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что сведения о наличии в собственности Храмова С.В. недвижимого имущества в реестре отсутствуют.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что Храмов С.В. не имеет в собственности жилых помещений, жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено, нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма она также не является. Храмов С.В. был поставлен на учёт для получения жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей до достижения им возраста 23 лет, соответственно он имеет право на обеспечение жилым помещением, которое сохраняется за ним до предоставления такового.
В соответствии с п.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.49 ЖК РФ, ч.2 ст.15.1, ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, в том числе администрация Зейского района, как орган местного самоуправления, наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счёт средств областного бюджета.
Исходя из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что администрация Зейского района является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с требованиями ст.5.1. Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда с последующей компенсацией в соответствии с частью 51статьи 5 настоящего Закона стоимости таких жилых помещений за счёт субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона. Органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.
Поскольку жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на получение жилой площади, предоставляются по месту жительства, а местом жительства истца, как установлено судом является с.Овсянка Зейского района Амурской области, обязанность по однократному предоставлению жилого помещения Храмову С.В. по договору специализированного найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на администрации Зейского района Амурской области.
Согласно ч.7 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями):
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Учётной нормой площади жилого помещения (далее - учётная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
4. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Поскольку местом жительства истца Храмова С.В. является с.Овсянка Зейского района, прокурор Зейского района просит обязать администрацию Зейского района Амурской области предоставить Храмову С.В. жилое помещение по договору специализированного найма, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям в с.Овсянка Зейского района, площадью не ниже установленной нормы предоставления жилой площади.
07 ноября 2016 года решением Зейского районного Совета народных депутатов №9-Р принято и утверждено Положение «О специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей муниципального образования Зейского района».
Согласно п.3.6. указанного положения жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека из числа детей-сирот.
Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признаёт жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, на основании вышеизложенного Храмову С.В. должно быть предоставлено жилое помещение в с.Овсянка Зейского района Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 33 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Зейского района в интересах Храмова С.В. удовлетворить.
Обязать администрацию Зейского района Амурской области предоставить Храмову С.В. жилое помещение в с.Овсянка Зейского района Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2020 года.
Судья