№ 2-5219/31-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сафонова Е.И. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения и понуждении к предоставлению земельного участка.
установил:
Сафонов Е.И. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему, как инвалиду № группы, в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала №, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка. Решением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в удовлетворении заявления ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов, а также отсутствуют разработанные и утвержденные проекты планировок районов перспективной индивидуальной и блокированной жилой застройки. Заявитель полагает, что решение Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает права и свободы последнего, так как испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771, расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки). Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просит признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа, оформленное письмом Главы Петрозаводского городского округа № 1.1.1-46-331-С от 08.02.2013 г., обязать Администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории общей площадью <данные изъяты> га, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала №, будущей индивидуальной жилой застройки, в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала №, будущей индивидуальной жилой застройки, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
В судебное заседание истец Сафонов Е.И. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истца ФИО6., действующий на основании доверенности, поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ранее в материалы дела был предоставлен отзыв на исковое заявление. Указала, что испрашиваемый заявителем земельный участок, который фигурирует в представленной Администрацией Петрозаводского городского округа выкопировке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки <адрес> в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010, находится в зоне городских лесов. До утверждения указанных Правил, земельные участки, расположенные выше и указанные в выкопировке выделялись под индивидуальное жилищное строительство иным ведомством – Министерством по природопользованию Республики Карелия.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев кадастровый план территории, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Сафонов Е.И., будучи инвалидом № группы, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала №, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой расположения земельного участка.
Таким образом, целью обращения истца в адрес ответчика явилось формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с Решением Петрозаводского городского совета от 09.06.2011 № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах», предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.
Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающий факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в орган местного самоуправления.
Письмом Администрации Петрозаводского городского округа № 1.1.1-46-331-С от 08.02.2013 г. Сафонову Е.И. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду того, что он расположен в зоне городских лесов (Рл), где не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, кроме того указано на отсутствие возможности предоставить земельный участок в районе существующей индивидуальной жилой застройки, отсутствие установленного порядка предоставления земельных участков инвалидам препятствует постановке заявителя на очередь.
С указанным решением не согласен Сафонов Е.И., полагая, что оно не основано на законе, нарушает его права и законные интересы, в связи с чем просит признать его незаконным, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории общей площадью <данные изъяты> га, расположенного с юго-восточной части кадастрового квартала №, будущей индивидуальной жилой застройки, в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала №, будущей индивидуальной жилой застройки.
Вопросы, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, а также совершением с ними сделок, регламентируются земельным законодательство Российской Федерации (пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственности или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регламентирована пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии в которым предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта регламентирован пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, согласно которому одним из начальных этапов формирования земельного участка является определение его разрешенного использования.
В данном случае, при рассмотрении заявления Сафонова Е.И. о предоставлении земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка Администрация Петрозаводского городского округа исходила из возможности его использования в испрашиваемых целях, то есть исходя из его разрешенного использования.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к рекреационным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с зонированием территорий, осуществляемым в порядке главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - посредством издания соответствующим органом местного самоуправления правил землепользования и застройки.
На основании пунктов 2, 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки <адрес> в границах территории Петрозаводского городского округа утверждены решением Петрозаводского городского совета от 11.03.2010 № 26738-771.
Согласно карте градостроительного зонирования, являющейся частью названных выше Правил, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне городских лесов.
Градостроительный регламент данной территориальной зоны, установленный в статье 61 Правил, предусматривает, что разрешенными видами использования земельных участков, находящихся в зоне городских лесов, являются: городские леса, лесопитомники, лесные тропы.
Городские леса в соответствии с пунктами 1,2 статьи 102 Лесного кодекса РФ относятся к категории защитных лесов.
Пунктом 5.1 статьи 105 Лесного Кодекса РФ указано на то, что в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 статьи 105 Лесного кодекса РФ, а именно: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (пункт 6 статьи 105 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что разрешенное использование спорного земельного участка не допускает осуществление на нем жилищного строительства, и, как следствие, формирование его для этих целей не допускается.
Сопоставление представленной Администрацией Петрозаводского городского округа выкопировки из Правил землепользования и застройки <адрес> в границах территории Петрозаводского городского округа с выкопировкой из Генерального плана <адрес> в границах территории Петрозаводского городского округа, а также планом земельных участков, расположенных в кадастровом квартале №, с очевидностью свидетельствует о том, что испрашиваемый заявителем участок находится в зоне городских лесов.
На основании изложенного, и учитывая то, что истец настаивал на предоставлении конкретного земельного участка, обозначенного в заявлении в адрес Администрации Петрозаводского городского округа, отказ Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении Сафонову Е.И. земельного участка является законным и обоснованным, следовательно, требования Сафонова Е.И. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение изготовлено 26.07.2013 года