Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1738/2012 ~ М-1562/2012 от 16.07.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2012 года       город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Фефеловой З.С.,

при секретаре Васильевой А.Р.,

помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Григорьева И.О.,

истца Туякова В.В.,

представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил - Сазоновой С.С., действующей на основании доверенности № 29, выданной 10 августа 2012 года, сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1738/2012 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Туякова В.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Туякова В.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», в котором просил признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего жилье для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, незаконным; возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в МО «город Нижний Тагил» для Туякова В.В., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность МО «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Туякову В.В.; возложить обязанность на Администрацию МО «город Нижний Тагил» оформить полученное жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Туякову В.В., по договору социального найма.

В обоснование исковых требований указано, что Туяков В.В. имел мать - Т.Л.В., <...> года рождения, которая являлась матерью-одиночкой, согласно справки о рождении формы от ДД.ММ.ГГГГ и справки от ДД.ММ.ГГГГ . Постановлением главы администрации Ленинского района г. Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в дом ребенка Туякова В.В.», последний был определен в <...> за счет государства, его мать оставила сына в <...> и скрылась. ДД.ММ.ГГГГ Туякову В.В. была выдана путевка-направление в детский дом <...> Постановлением главы г. Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <...> вида несовершеннолетнего Туякова В.В.», последний был устроен в <...>, жилая площадь за ним закреплена не была, обучался он в <...>. Туяков В.В. является <...> детства. Согласно свидетельства о смерти, ДД.ММ.ГГГГ Т.Л.В. - мать Туякова В.В. умерла в <адрес>. Причиной смерти явилась острая <...>. В <...> году, выпустившись из <...>, окончив <...> классов <...> Туяков В.В. поступил на обучение в <...> на дневную форму обучения, где в течение <...> получил специальность <...>, проживал в <...> училища. С ДД.ММ.ГГГГ Туяков В.В. находится на дневной форме обучения в ГБОУ СПО СО <...> по профессии <...>, находится на полном государственном обеспечении проживает в <...> техникума. На Туякова В.В. в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений нет. С ДД.ММ.ГГГГ Туяков В.В. состоит на учете нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда по г. Н.Тагил. На ДД.ММ.ГГГГ его очередь в списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г. Н.Тагил, под № . До настоящего времени жилое помещение Туякову В.В. не предоставлено.

22 августа 2012 года определением суда изменено процессуальное положение Министерства финансов Свердловской области с третьего лица на соответчика, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство свердловской области, в качестве третьего лица привлечен ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

Помощник прокурора Ленинского района город Нижний Тагил Свердловской области ГРИГОРЬЕВ И.О. в судебном заседании отказался от исковых требований к представителю соответчика Правительства Свердловской области. В остальной части заявленные требования, основания и предмет иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Истец Туяков В.В. в судебном заседании также отказался от исковых требований к представителю соответчика Правительства Свердловской области. В остальной части заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Судом принят отказ помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области и истца Туякова В.В. от исковых требований к представителю ответчика Правительства Свердловской области (л.д. 114,115), о чем имеется отдельное определение.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 105), направил в суд отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 97-101), в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении спора по существу в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП.

Пунктом 2 Прядка обеспечения предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Однако полномочия главного распорядителя бюджетных средств регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 12 Порядка обеспечения Министерству предоставлено также полномочие по распределению приказом министра построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам.

Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма.

При наличии у истца права на получение жилого помещения в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, требование истца требование истца о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении обязанности, непредусмотренной законом.

Решение суда подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу либо в течение 2-х месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Таким образом, обязанность, о возложении которой просит истец, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленный Порядком обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, что повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Порядком обеспечения, т.к. фактическим истец требует предоставить жилье без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Истец фактически просит предоставить дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком (л.д. 108-112).

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.95). В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.

Представитель соответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.104), направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.81-84). В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.

Представитель соответчика в письменном отзыве в обоснование своей позиции по делу указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. Согласно ч. 2 п. 1 ст.ст. 8, 5 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В целях исполнения федерального законодательства Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с Порядком, постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26.11.2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями, согласно Порядку является Свердловской областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам по договорам социального найма. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Таким образом, Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, кроме того, Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 года № 1524-ПП, такое полномочие Министерства финансов Свердловской области не предусматривает.

Представитель соответчика Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.103), направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 112-113). Применительно к части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении спора по существу в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель соответчика Правительства Свердловской области в письменном отзыве в обоснование своей позиции по делу указал, что Правительство Свердловской области обеспечивает, составление проекта областного бюджета и представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджет аза отчетный финансовый год, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Из вышеизложенного следует, что исполнение расходных обязательств по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правительством Свердловской области могут выполняться и выполняются путем принятия нормативных правовых актов для реализации возложенных на субъект РФ полномочий. Таким образом, Правительство Свердловской области не осуществляет действий ни по приобретению жилых помещений, ни по передаче этих жилых помещений в какую-либо собственность, ни по постановке на учет нуждающихся. Полномочиями по выделению средств областного бюджета, расходы и доходы которого выполняются в строгом соответствии с положениями Закона о бюджете на соответствующий год, Правительство Свердловской области не обладает. В обязательства Правительства Свердловской области, в соответствии Областным законом от 04.11.1995 года № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области» входит принятие в пределах своей компетенции нормативного правового акта, что Правительством Свердловской области выполнено - определен уполномоченный орган по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц, определен порядок. На заседании Правительства Свердловской области в августе 2010 года было принято решение о разработке плана поэтапного обеспечения жильем в необходимом объеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное решение, также было выполнено Правительством Свердловской области и подпрограммой 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 года» предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению данной категории лиц жилыми помещениями. Полагает Правительство Свердловской области не надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.102,106-108). В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в письменном отзыве в обоснование своей позиции по делу указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 года «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Приказу Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области. Средства областного бюджета по приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области направлялись на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти. ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» не является органом исполнительной власти. Фонд действует на основании приказа утвержденного Министерством строительства и архитектуры Свердловской области. Нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В случае принятия решения об обеспечении жилым помещением истца, вне очереди списка, будут нарушены права граждан, у которых право на внеочередное предоставление жилого помещения возникло ранее, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. Так как решение суда с момента вступления его в законную силу является обязательным для исполнения, соответственно, в случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставление жилого помещения будет противоречить установленному постановлением правительства Свердловской области порядку, и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав. Считают, что спора между истцом и ответчиком нет, так как истцу не было отказано в реализации права. Истец, будет обеспечен жилым помещением в установленном законодательством порядке.

Заслушав пояснения прокурора, заключение представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району года Нижний Тагил - Сазоновой С.С., настаивающую на удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Туякова В.В., огласив отзывы ответчиков и третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Приказы министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Туяков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилья. Мать истца - Т.Л.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца юридически нет (л.д. 26). Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ , Туяков В.В. определен в <...>, на полное государственное обеспечение (л.д. 24,25). Согласно Постановления Главы г. Н.Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ , Туяков В.В. утроен в муниципальное специальное <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <...> вида на полное государственное обеспечение (л.д. 23). В соответствии с выпиской из постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ , Туяков В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Зарегистрирован в детском доме по адресу: <...>, по месту пребывания, принят на учет малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (л.д. 36,55).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ГБОУСПО СО <...> Туяков В.В. обучается в вышеуказанном техникуме по профессии <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32). На Туякова В.В. сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, нет (л.д. 27,50,51).

В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет истец принят на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Нижний Тагил на основании Постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 01.08.2008 года № 607; установлена очередь по списку (л.д.37).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достиг возраста 18 лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил. Список во исполнение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Российская Федерации, являясь социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласила человека его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что право истца на обеспечение жильем социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья истцу, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Туякова В.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении жилого помещения Туякову В.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в Муниципальном образовании «город Нижний Тагил», для Туякова В.В. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его Туякову В.В..

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить полученное жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Туякову В.В. по договору социального найма.

Решение в течение одного месяца со дня вынесения может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

             Судья -                                                                       З.С.ФЕФЕЛОВА

            

2-1738/2012 ~ М-1562/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района в интересах Туякова В.В.
Туяков Владимир Владимирович
Ответчики
Министерство финансов Свердловской области
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области
Администрация г. Н.Тагил
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Фефелова З.С.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
16.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2012Передача материалов судье
20.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2012Предварительное судебное заседание
28.09.2012Судебное заседание
16.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее