Решение по делу № 33а-6824/2019 от 24.09.2019

Дело № 33а-6824/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург                 07 ноября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Муратовой С.В.,

судей    Григорьевой Н.М., Морозовой С.Г.,

при секретаре Ропотовой В.С.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области на решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 30 июля 2019 года о признании незаконным бездействия и обязании разместить информацию об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., возражения прокурора общего отдела прокуратуры Ленинградской области Махмудова Э.Т., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Волосовский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по размещению информации об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения, обязании разместить информацию об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска прокурор указал, что во исполнение приказа Генеральной прокуратуры России от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведен мониторинг сайтов органов местного самоуправления района на предмет соблюдения федерального законодательства об охране окружающей среды и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области. В ходе мониторинга официального сайта администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области установлено, что в нарушение требований федерального законодательства об охране окружающей среды и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, информация об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения не размещена.

Требования прокурора основаны на ч.1 ст.4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 4, п.2 ст.6, п.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст.3, ст.71,74 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Неисполнение Калитинским сельским поселением мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» сведений по размещению информации об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения является нарушением требований названных федеральных законов и нарушает права неопределенного круга лиц на доступ граждан и организаций к сведениям об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения.

Определением Волосовского районного суда, выраженным в протокольной форме, от 19 июля 2019 года к участию в деле привлечена администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области.

Решением Волосовского районного суда Ленинградской области от 30 июля 2019 года административный иск прокурора удовлетворен. Суд признал бездействие администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области в части неосуществления мер по размещению информации об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения, незаконным; обязал администрацию муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области разместить информацию об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На постановленное судом решение администрацией МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция административного ответчика, изложенная в суде первой инстанции. Суть доводов сводится к неправильному, по мнению апеллянта, применению норм материального права судом первой инстанции.

Относительно апелляционной жалобы от административного истца поступили возражения о несостоятельности её доводов и законности решения суда.

Представители администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотренное.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из содержания главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

На основании ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Из ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.

В соответствии со ст. 71 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Согласно ст. 74 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется в том числе органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Волосовского района Ленинградской области на основании Приказа Генеральной прокуратуры России от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведен мониторинг сайтов органов местного самоуправления района на предмет соблюдения федерального законодательства об охране окружающей среды и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области. В ходе мониторинга официального сайта администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области установлено, что в нарушение требований федерального законодательства об охране окружающей среды и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, информация об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения не размещена. 26.04.2019 года в адрес главы администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

При рассмотрении данного дела, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которым дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда надлежащим образом мотивированы.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 года N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать в том числе информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законом установлена обязанность размещения на официальных сайтах информации об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения.

Поскольку требования прокурора не направлены на обязание административного ответчика осуществлять деятельность по охране окружающей среды, а направлены лишь на обязание администрации сельского поселения информировать граждан о законодательстве в области охраны окружающей среды, о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов на территории поселения, то соответственно доводы представителя административного ответчика, содержащиеся в апелляционной жалобе, о том, что сельские поселения не наделены полномочиями в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, судебной коллегией признаются несостоятельными.

При рассмотрении дела нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, при разрешении заявленного спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, выводы суда мотивированны, основаны на исследованных доказательствах.

Оснований для отмены обжалуемого решения судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 30 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрацией МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

(судья Егорова С.Е.)

33а-6824/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Волосовского района Ленинградской области
Ответчики
Администрация МО Калитинское сельское поселение
Другие
АМО Волосовский муниципальный район
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
07.11.2019[Адм.] Судебное заседание
22.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2019Передано в экспедицию
07.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее