Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-42/2020 от 21.01.2020

Дело № 12-42/2020                             копия

Р Е Ш Е Н И Е

04 февраля 2020 года                             город Пермь

Судья Пермского районного суда Пермского края Костенко Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Пермского районного суда Пермского края жалобу индивидуального предпринимателя Солодниковой Олеси Александровны на постановление и.о.главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Граф Ю.Е. № 59/7-3452-19-ОБ/12-14530-И/52-59 от 19.11.2019,

установил:

Постановлением и.о.государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Граф Ю.Е. № 59/7-3452-19-ОБ/12-14530-И/52-59 от 19.11.2019 индивидуальный предприниматель Солодникова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ИП Солодникова О.А. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой поставила вопрос о его отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что государственной инспекцией были грубо нарушены сроки проведения проверки, нарушения абзаца 5 части 2 статьи 57, статей 129, 146, 148 Трудового кодекса РФ ей вменены необоснованно, поскольку в трудовой договор с работником и правила внутреннего трудового распорядка включены порядок оплаты труда, из представленного в инспекцию штатного расписания следует, что должностной оклад Деменевой Т.С. состоял из оклада по должности и районного коэффициента, что подтверждается расчетными листками о заработной плате работника, обязанности работодателя были соблюдены, копия трудового договора № 11 от 03.06.2019 Деменевой Т.С. была вручена и представлена ею в Инспекцию, отсутствие в представленном трудовом договоре отметок о его вручении не образует состава правонарушения.

В судебное заседание ИП Солодникова О.А. не явилась, будучи уведомленной судом надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания по делу не заявляла, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Представитель Государственной инспекции труда в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.

Согласно положениям ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В силу ст.ст. 22, 15, 56 ТК РФ выплата работнику в полном размере заработной платы относится к одной из основных обязанностей работодателя. Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии с положениями ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе размер оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, являются обязательными для включения в трудовой договор. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

На основании требований ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

В силу положений ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании требований ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Согласно положениям ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с требованиями ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Действующее законодательство предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317) и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (часть первая статьи 10 и часть первая статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации.

Поскольку Правительство Российской Федерации данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, принятые до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. Наряду с этим сохраняют свое действие нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентные надбавки для работающих в отдельных регионах с особыми климатическими условиями. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" на территории Пермского края, за исключением его отдельных районов, установлен коэффициент к заработной плате 1,15.

Как следует из материалов дела в связи с поступившим обращением Деменевой Т.С. на основании распоряжения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае Запивалова А.В. № 59/7-3452-19-ОБ/12-10781-И/52-59 от 09.09.2019 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ИП Солодниковой О.А. требований трудового законодательства.

По результатам проведенной проверки 16.09.2019 административным органом был составлен акт проверки, согласно которому в деятельности ИП Солодниковой О.А. выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в том, что в нарушение абз.5 ч.2 ст. 57 ТК РФ, ст. 129 ТК РФ, ч.2 ст. 146 ТК РФ, ст. 148 ТК РФ размер районного коэффициента индивидуальным предпринимателем не установлен работнику и не указан отдельно, тогда как условия оплаты труда работника, в том числе доплаты, надбавки, и поощрительные выплаты являются обязательными для включения в трудовой договор условиями, а также в нарушение ч.1 ст. 67 ТК РФ подтверждение получения работником трудового договора, подписью на экземпляре, хранящимся у предпринимателя, отсутствует.

16.09.2019 административным органом ИП Солодниковой О.А. было выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства.

По фактам выявленных нарушений 19.11.2019 исполняющим обязанности Главного Государственного инспектора Государственной инспекции труда в Пермском крае составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ИП Солодниковой О.А. в связи с несоблюдением требований трудового законодательства.

По результатам рассмотрения указанного протокола 19.11.2019 вынесено обжалуемое постановление.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными материалами дела, которым была дана оценка должностным лицом в ходе рассмотрения дела на предмет относимости, допустимости, достоверности, и в своей совокупности достаточности для принятия решения по делу в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ: распоряжением органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки от 09.09.2019; актом проверки от 16.09.2019; предписанием от 16.09.2019 об устранении выявленных нарушений; трудовым договором № 11 от 03.06.2019, заключенным между ИП Солодниковой О.А. и работником Деменевой Т.С.; протоколом об административном правонарушении № 59/7-3452-19-ОБ/12-14523-И/52-59 от 19.11.2019, и другими собранными по делу доказательствами.

Как видно из материалов дела в ходе рассмотрения дела в отношении ИП Солодниковой О.А. в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования трудового законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Оснований для переоценки исследованных доказательств не имеется, поскольку все установленные по делу обстоятельства подтверждаются приведенными выше и исследованными судом доказательствами. Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленных по делу обстоятельств, поскольку основаны на неверном толковании закона, и не свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения.

Доводы жалобы ИП Солодниковой О.А. о том, что не включение в трудовой договор сведений о районном коэффициенте, предусмотренном штатным расписанием, и фактически выплачиваемом работнику, а также подписи работника о получении трудового договора на экземпляре, хранящимся у работодателя, фактически полученного работником, не образует состава вмененного заявителю правонарушения, являются несостоятельными, поскольку в силу приведенных положений законодательства условия оплаты труда, в том числе, размер оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, являются обязательными для включения именно в трудовой договор, как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Между тем, данные положения законодательства ИП Солодниковой О.А. при заключении трудового договора с работником Деменевой Т.С. соблюдены не были, что фактически не оспаривается в настоящее время, были выявлено административным органом в ходе проведенной проверки по обращению последней, и повлекли привлечение ИП Солодниковой О.А. к административной ответственности.

С учетом изложенного доводы заявителя о том, что фактически работнику выплачивался предусмотренный штатным расписанием районный коэффициент, и был выдан второй экземпляр заключенного трудового договора, не влекут за собой никаких правовых последствий, так как не опровергают установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении ИП Солодниковой О.А. при заключении трудового договора с работником требований трудового законодательства, и подтверждают правильность вывода должностного лица административного органа о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения.

Утверждение заявителя о проведении проверки административным органом с грубым нарушением сроков проведения проверки, несоответствием требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является также несостоятельным, опровергается материалами дела.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в частности: фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.

В силу ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 (внеплановая выездная проверка, документарная проверка) настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В соответствии с ч.4 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

Согласно представленному в суд распоряжению административного органа от 09.09.2019 о проведении в отношении ИП Солодниковой О.А. внеплановой выездной проверки, срок проведения проверки был установлен 20 рабочих дней, период с 09.09.2019 по 04.10.2019. Из акта проверки от 16.09.2019 видно, что внеплановая выездная проверка деятельности ИП Солодниковой О.А. была проведена административным органом в течение 1 рабочего дня (1 часа), по итогам которой был составлен акт проверки и выдано предписание, направлено уведомление в адрес проверяемого лица о составлении протоколов об административном правонарушении 19.11.2019 в связи с выявленными нарушениями законодательства о труде.

Таким образом, требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении административным органом проверки деятельности ИП Солодниковой О.А. соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки по делу, не установлено.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности для исполнения возложенных на нее трудовым законодательством обязанностей, не представлено.

Таким образом, вышеуказанные действия ИП Солодниковой О.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Поскольку выводы административного органа основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах ИП Солодникова О.А. обоснованно привлечена к ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Административное наказание ИП Солодниковой О.А. назначено в минимальных пределах санкции статьи с учетом установленных по делу обстоятельств, и является справедливым.

Нарушений норм процессуального закона по делу не допущено. Срок давности и порядок привлечения ИП Солодниковой О.А. к административной ответственности не нарушены. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.

При таких обстоятельствах постановление и.о.государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Граф Ю.Е. № 59/7-3452-19-ОБ/12-14530-И/52-59 от 19.11.2019 сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, и оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не усматриваю.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление и.о.государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Граф Ю.Е. № 59/7-3452-19-ОБ/12-14530-И/52-59 от 19.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ИП Солодниковой О.А. оставить без изменения, жалобу Солодниковой О.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья/подпись/

Копия верна: судья      Т.Н. Костенко

Подлинный документ подшит

в материале

Пермского районного суда

<адрес>

УИД 59RS0-85

12-42/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ИП Солодникова Олеся Александровна
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Костенко Татьяна Николаевна
Статьи

КоАП: ст. 5.27 ч.4

Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
22.01.2020Материалы переданы в производство судье
04.02.2020Судебное заседание
04.02.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
11.03.2020Вступило в законную силу
12.03.2020Дело оформлено
28.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее